0
Сочинение - метод исследования, позволяющий увидеть точку зрения автора по определенному вопросу (проблеме). Данный метод широко используется как в социально-педагогической, так и в социально-психологической диагностике. Например, методика «Родительское сочинение» предоставляет превосходную возможность увидеть детско-родительские отношения глазами родителя и является одной из наиболее информативных и достаточно надежных техник, позволяющих успешно решать задачу диагностики особенностей родительской позиции и типа семейно¬го воспитания, выявлять особенности восприятия и переживания родителем характера отношений и взаимодействия с ребенком. Методика «Родительское сочинение» позволяет: - выявить особенности родительской позиции автора сочинения и реализуемый им тип семейного воспитания; получить информацию об истории развития ребенка; - получить описание проблем развития ребенка глазами родителя, а также выявить зоны конфликтности в детско-родительском взаимодействии. Отдельно выявляются «ситуации "Мы-взаимодействия"», которые позволяют определить зоны принятия ребенка в значимых для родителя сферах. Шкала включает в себя три незаконченных предложения: - Мне приятно, когда мы с моим ребенком ... ; - Мои ребенок и я ... ; - Наши отношения с ребенком ... Методика позволяет выделить определенные компоненты родительской позиции, включающие в себя образ ребенка, образ отношений в семье, образ самого родителя. Кроме того, в блоке «Образ отношений в семье» могут быть представлены категории, отражающие значимые характеристики и качества ребенка, и более дифференцированы категории, характеризующие качественные различия в характеристике детско-родительских отношений. Обобщенный список категорий по блоку «Образ отношений в семье». Интересы, деятельностные предпочтения 1. Отдых, прогулки 2. Совместность в деятельности (без конкретизации вида деятельности) 3. Бытовое взаимодействие 4. Межличностное общение 5. Культурные мерооприятия 6. Игра 7. Продуктивные виды деятельности 8. Чтение 9. Музыка, пение 10. Занятия, обечение Характер отношений с ребенком: 1. Дружба 2. Любовь 3. Доверие 4. Понимание 5. Послушание/подчинение 6. Близость, симбиоз Дополнительные категории: 1. Обобщенные высказывания 2. Шаблон «Мы – дружная семья». Категории высказываний по «Открытой» шкале: 1. Чувство «принадлежности» ребенка 2. Условный симбиоз 3. Личностные качества 4. Коммуникативные качества 5. Волевые качества 6. Навыки самообслуживания 7. Эмоциональные проявления 8. Способности 9. Обучение, профессия 10. Внешность 11. Детско-родительские отношения 12. Послушание 13. Сравнительная оценка 14. Внешние влияния 15. Телесный контакт 16. Переживания родителей 17. Обобщенные высказывания 18. Сензитивность к состоянию ребенка Эти методики разделяются на две группы: одни исследуют межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» глазами родителя, другие - глазами ребенка
|