Главная » 2012»Ноябрь»13 » Средства народной педагогики в нравственном воспитании дошкольников.
20:31
Средства народной педагогики в нравственном воспитании дошкольников.
В народной педагогике выделяем факторы и средства. К таким средствам воздействия на сознание и чувства детей относятся: праздники, обряды, былины, мифы, сказки,пословицы и поговорки, загадки, потешки, игры и др. Передаваясь от поколения к поколению в устной, а позднее и в письменной форме, народная культура трансформировалась в традиции как условие сохранения и развития и как механизм ее передачи новым поколениям. Праздники- наиболее стереотипные разновидности народных традиций. Характерной особенностью народных праздников является учет конкретных сторон совершенства и дифференцированный подход к отдельным качествам совершенного человека. В народной педагогике праздники являются не только мощным средством воспитательного воздействия, но и комплексными формами организации жизни и деятельности подрастающего поколения. В праздниках передаются бытовые, художественные, музыкальные традиции, национально-культурные обычаи. Блестящим проявлением народной педагогике назвал К.Д. Ушинский сказки. В народном творчестве- это самое большое чудо. Сказки- один из основных жанров устного народного творчества. Читая сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном. Сказка помогает ребенку поверить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом. В большинстве сказок отражены лучшие черты человека: трудолюбие, одаренность, верность, безграничная преданность Родине. Необходимо читать детям побольше поучительных сказок,таких,как: "Снегурочка", "Лиса и кувшин", "Заяц-хваста" и др. Еще одним из основных средств формирования у детей знаний и представлений о нормах и правилах поведения мы считаем этические беседы.[/b][b] Тематика бесед направлена на ознакомление детей с традициями, уважение и почитание старших, гостеприимство и приветствие. Можно провести такие беседы,как: 1. Волшебные слова живут на белом свете. 2. Что такое хорошо и что такое плохо. 3. Вежливые дети так не поступают. 4. Попробуй стать волшебником.(Наши добрые дела). 5. "Гости и хозяева" (Правила гостеприимства). 6. Приятного аппетита. (Правила поведения за столом). 7. Лучше нет родного края. (Знание о природе родного края). Так же можно поиграть с детьми в игры, которые закрепляют наши беседы,рассказы. Игра "Что такое хорошо,что такое плохо". Описание игры: Дети встают в круг. Если то, что вы говорите, вежливо - надо хлопнуть в ладоши, если плохо, невежливо - топнуть ногами. Например: Поздороваться при встрече (хлопают). Толкнуть и не извиниться (топают). Уходя,попрощаться (хлопают). Перебивать говорящего (топают). Народная педагогика содержит потенциальные возможности в нравственном воспитании личности, способствующие формированию национального самосознания, мышления, чувств и поведения детей. Воздействие таких факторов народного воспитания как природа, родное слово, дело, религия, традиция, искусство, общение, игра, пример также будут способствовать воспитанию основ культуры поведения. [i]