Академия родителей. Академия родительства

Понедельник, 01.03.2021, 11:00

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Виртуальная энциклопедия для родителей » З

З
22.12.2011, 13:20
Здоровье – состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствие каких – либо болезненных изменений. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет З. как состояние телесного, душевного и социального благополучия. Основными статистическими показателями З. в ДОУ являются: общая заболеваемость, инфекционная заболеваемость, индекс З., процент часто болеющих и длительно болеющих детей, распространенность и структура заболеваемости, процент детей с нормальным физическим развитием, распределение детей по группам З. Выделяют пять т.н. групп З.: первая группа – здоровые дети, вторая – практически здоровые, третья и четвертая – больные в разной степени проявления и компенсации болезни, пятая – дети с тяжелыми хроническими заболеваниями. Дети 1 – 4 групп обучаются в массовых образовательных учреждениях, дети из 5 группы – в учреждениях санаторного типа.
Охрана физического и психического здоровья детей является на современном этапе одной из важнейших черт государственной образовательной политики РФ. Об этом свидетельствует создание специальной федеральной целевой программы, внесение вопросов разработки и использования здоровьесберегающих технологий в стратегию модернизации столичного образования.
Использование здоровьесберегающих технологий предполагает при этом создание таких условий для взаимодействия взрослого и ребенка, ребенка и других детей, при которых внешние факторы оказывают оптимальное воздействие на осуществление процессов охраны и укрепления здоровья дошкольников, профилактику возможных заболеваний средствами физической культуры и с помощью формирования у детей привычки к здоровому образу жизни.
Между тем, по данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний, состояние здоровья и физического развития детей - дошкольников за последнее десятилетие значительно ухудшилось. К моменту поступления в школу наблюдается тенденция роста хронической заболеваемости у детей, ухудшения показателей физического и психологического здоровья. Сущность здоровьесбережения состоит в том, чтобы найти возможности для улучшения физического и психологического здоровья детей еще до того, как оно будет нарушено.
Условно разделив работу по здоровьесбережению на два компонента, можно обозначить следующее их содержание:
- формирование здорового образа жизни на основе валеологического воспитания, включающего изучение своего организма, освоение гигиенических навыков, включение в процесс самопознания на личностном уровне у дошкольников, формирование представлений о способах обеспечения безопасности жизнедеятельности и др.;
- создание условий, при которых физическое воспитание, двигательная активность являются мощным стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка через активное включение дошкольника в систему занятий физическими упражнениями, которые обеспечивают устойчивый интерес к самопознанию и самосовершенствованию во всех видах физкультурно – оздоровительной работы.
К механизмам их реализации, которые позволяют реализовать оба направления работы с детьми, можно отнести:
1. Принципы здоровьесбережения:
- природосообразности;
- психофизической и умственной подготовленности детей к учебной нагрузке;
- смены видов деятельности и динамичности восприятия;
- комплексного характера занятий с дошкольниками;
- охранительного режима (особенно, при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья).
2. Специально подобранные физические упражнения во всех формах физкультурно-оздоровительной работы.
3. Интеграция данных физических упражнений и приемов здоровьесбережения в другие режимные моменты.
4. Дополнительные средства для обеспечения здорового ритма жизнедеятельности и осуществления разных видов двигательной активности группы воспитанников.
Естественно, что в первую очередь, при внедрении здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ, необходимо начинать с изменения подхода к организации двигательной активности детей и проведению физкультурных занятий.
Занятия по физической культуре обычно направлены на освоение определенного объёма двигательных навыков и мало способствуют оздоровлению и ещё меньше - здоровьесбережению, в связи с этим встает вопрос о поисках путей проведения профилактики нарушений физического и психологического здоровья. Исходя из данной проблемы, обозначим задачи, которые может решать любая здоровьесберегающая технология в процессе проведения физкультурных занятий в ДОУ:
• укрепление физического и психологического здоровья детей;
• гармоничное развитие всех частей опорно-двигательного аппарата и личности ребенка;
• формирование правильной осанки и эмоциональной стабильности;
• формирование привычки к здоровому образу жизни и оптимизация процесса воспитания и обучения.
Для реализации поставленных задач мы предлагаем использовать комплекс специальных упражнений. Он опирается на разработки таких исследователей, как Аверина Е.И., Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н., Безруких М.М., Ковалёва В.И., Сиротюк А.Л. и других ученых:
1. Движения тела и пальцев, или телесные упражнения. В содержание занятий могут входить также физкультминутки, игры, направленные на развитие мелкой моторики рук.
При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Происходит обогащение и дифференциация сенсорной информации, поступающей от органов чувств, мышечных и двигательных рецепторов.
2. Дыхательные упражнения. Они улучшают ритм функционирования функциональных систем организма, развивают самоконтроль и произвольность. Нарушения ритмов организма могут привести к нарушению психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.
3. Игры и эстафеты с изображением пальцами цифр и букв. При этом можно использовать не только упражнения из пальчиковой гимнастики, но и изображение букв и цифр с помощью рук, ног, всего тела; можно просить сделать нужный символ не одному, а двоим-троим детей или даже целой группе.
4. Игры и эстафеты с изображением пальцами цифр и букв. При этом можно использовать не только упражнения из пальчиковой гимнастики, но и изображение букв и цифр с помощью рук, ног, всего тела; можно просить сделать нужный символ не одному, а двоим-троим детей или даже целой группе.
5. Коммуникативные упражнения. Они бывают трех типов:
- индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контактов с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений;
- парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнеру, т. е. способности чувствовать, понимать и принимать его;
- групповые упражнения дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.
6. Упражнения для релаксации. Они могут проводиться как в начале занятия – с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.
Апробация предложенного комплекса упражнений в ходе опытно-экспериментальной работы с воспитанниками старшего дошкольного возраста доказала его эффективность: через три месяца работы с детьми
- уменьшился процент заболеваемости детей экспериментальной группы (по сравнению с контрольной),
- улучшились показатели координации движений, индивидуальной и коллективной пространственной ориентировки в процессе выполнения физических упражнений,
- дети стали более уверенными в себе, улучшилась их самооценка (стала более устойчивой и положительной).
В процессе проведения подобной работы особое внимание уделялось тому, насколько компетентно воспитатели используют здоровьесберегающие технологии в своей работе. Наше внимание в этот момент смещалось с педагогического на методический аспект использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Для этого в начале года с воспитателями был проведен ряд консультаций и проблемных семинаров, в рамках которых рассматривались основные технологии здоровьесбережения.
Коротко охарактеризуем их.
Здоровьесберегающие технологии оздоровительного направления предполагают, что работу по сохранению и укреплению здоровья, повышению его сопротивляемости неблагоприятным воздействиям среды нужно решать на основе воспитания свойственных каждому ребенку физических качеств и двигательных способностей, развитие которых ведет к подъему общего уровня функциональных и адаптационных возможностей организма, а также на основе реализации системы мер физкультурно-гигиенического характера.
Здоровьесберегающие технологии воспитательного направления предполагают анализ потребностей воспитанников в двигательной активности и мотивации детей, структуры их двигательных способностей, подбор системы специальных игр и упражнений, позволяющих сформировать данные потребности и развить способности в процессе пересечения линий физического, социально-нравственного, художественно-эстетического развития.
При этом воспитателям предлагалось в своей практической работе использовать упражнения и задания, с помощью которых воспитанник приобретает ощущение уверенности в себе и доверия к другим, оказывающие положительное влияние на его эмоциональное и психическое, психомоторное развитие и др.
Здоровьесберегающие технологии образовательного направления предполагали организацию познавательной деятельности детей на физкультурных занятиях и вне их с целью освоения ими знаний и умений о своем физическом развитии и оздоровлении, формирования произвольного двигательного поведения. При этом мы рекомендовали воспитателям соединять физическое воспитание, обучение и игру. В игровой деятельности детей открывали свойства движений и действий, моделировали возможные способы двигательной деятельности, анализировали причины затруднений и их последствия, обобщали полученный опыт.
Кроме знакомства с различными здоровьесберегающими технологиями, в рамках проведения еженедельного педагогического часа в ДОУ воспитателям предлагалось выполнить ряд заданий, связанных с валеологическим анализом условий построения здоровьесберегающей среды в ДОУ. В частности, к ним относилось определение степени соответствия условий жизни детей санитарно-гигиеническим требованиям к осуществлению здоровьесберегающего педагогического процесса и принципам построения развивающей среды в ДОУ (принципу активности, стабильности-динамичности, комплексирования и гибкого зонирования и т.д.). В другом случае на основе изучения федеральных стандартов по физическому воспитанию, результатов обследования врачом физического состояния ребенка воспитателям, работающим в творческих подгруппах с руководителем по физической культуре и медицинским персоналом ДОУ, нужно было определить, насколько гармонично осуществляется психофизическое развитие дошкольника. Затем на основе анализа данных представителям каждой подгруппы предлагалось сделать вывод о том, правильно ли воспитатель каждой возрастной группы регулирует длительность сна детей, количество пищи, темп игр и физических упражнений, объем информации, даваемой на занятиях.
Одним из важных критериев валеологического анализа занятия являлась интегрированная оценка его двигательной, речевой и познавательной плотности. При этом старшим воспитателем ДОУ особое внимание уделялось степени глубины подобного анализа в зависимости от вида основных и дополнительных образовательных услуг (организационных, развивающих, медицинских, оздоровительных и др.) и реализации их по отношению к детям или их родителям (в частности, для родителей воспитанников групп кратковременного пребывания тоже возможно оказание физкультурно-двигательных услуг).
Затем, когда персонал ДОУ оказывался «втянутым» в обсуждение проблем, возникающих по поводу использования и реализации приемов валеологического анализа, здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ, мы предлагали им разработать схему взаимодействия воспитателей и специалистов, медицинского персонала ДОУ, позволяющего вместе решить данные проблемы. Кроме того, в целях улучшения физического развития и оздоровления, эффективности используемых здоровьесберегающих технологий было очень важно наладить сотрудничество с родителями – для этого был разработан план совместных мероприятий, направленный на привлечение родителей к организации физкультурно-спортивной деятельности ДОУ, ориентации семьи на здоровый образ жизни, а также повышение физкультурной грамотности родителей. Результаты проделанной работы подтвердили ее эффективность.

Категория: З | Добавил: Админ | Теги: как не болеть, здоровый ребенок, Энциклопедия для родителей, педагогические ситуации, здоровье детей
Просмотров: 469 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
0
3 дервиш татьяна геннадьевна 11/II 371 зд   [Материал]
«Здоровье всему голова»
Запомни:
• Здоровье дороже богатства
• Здоровым будешь – всё добудешь
• Здоровье не купишь
• В здоровом теле – здоровый дух
Лук от семи недуг
Бронхит, сопровождающийся сухим кашлем с трудно отделяемой мокротой, можно лечить тёртым луком с мёдом (1:1). Принимают смесь по 1 ст.л. 4 раза в день вои время еды.
При гриппе свежим соком лука смазывают слизистую оболочку носа или вдыхают его пары через нос в течении 2-3 минут 3-4 раза в день. Особенно эффективно это лечение в начале заболевания. Вместо указанных процедур можно ставить марлевые тампоны с тёртым луком, закладывая их в каждую ноздрю на 10-15 минут 3 раза в день.
Кашица из запечённого лука способствует созреванию абсцессов, фурункулов и отхождению из них гноя. Тёплую кашицу накладывают на фурункул и прибинтовывают. Повязку меняют 2 раза в день.
Свежий сок лука является хорошим ранозаживляющим средством при гнойных, долго не заживающих язвах и ранах. Он способствует ликвидации зудящих высыпаний на коже, угрей и веснушек.
Сок и кашицу лука используют для укрепления и предупреждения выпадения волос, втирая в кожу головы на ночь. Процедуру проводят через день в течении 3-4 недель.
Грипп
Грипп – чрезвычайно заразное острое инфекционное заболевание, характеризующееся симптомами интоксикации и слабым дыханием верхних дыхательных путей.
Мы предлагаем наиболее доступные в домашних условиях методы профилактики гриппа:
• Избегать массового скопления людей
• Применять препараты, содержащие витамин С (аскорбиновая кислота ½ драже 3 раза в день или сироп шиповника 1 ч.л. 3 раза в день)
• Смазывание носа оксолиновой мазью
• Вдыхание паров лука и чеснока
• Настойка элеуторококка 2 раза в день утром и в обед за 30 минут (1 капля на год жизни детей)
• 300г грецких орехов, 300г кураги, 300г изюма, 2 лимона с цедрой пропустить через мясорубку. Добавить 300г мёда. Применять по 1-2 ч.л. в день
• Чеснок натереть на тёрке, смешать с мёдом (1:1). Принимать детям по 1 ч.л., взрослым по 1 ст.л., запивая водой, перед сном.
• Смазывать заднюю стенку глотки растительным маслом (оливковым, персиковым, абрикосовым, маслом шиповника). Для этого 2-3 раза в день закапывайте масло в нос (половину пипетки в каждую ноздрю), после этого сразу же лягте на спину, чтобы масло прошло через полость носа и, достигнув задней стенки глотки, смазало её. Достаточно полежать 5-10 минут.
Фарингит и ларингит
С наступлением холодов обычно резко увеличивается заболеваемость ОРВИ, гриппом, а одновременно и фарингитом, ларингитом.
При остром фарингите восполняется слизистая оболочка задней стенки глотки. Его первые симптомы: ощущение першения, сухости, царапанья в глотке. Может повыситься температура тела. Уменьшить неприятные ощущения в горле помогают полоскания йодно-содовым раствором (1/2 ч.л. пищевой соды и 2-3 капли 5%настойки йода на ½ стакана воды). Полоскать горло 3-4 раза в день. Для полоскания можно использовать тёплый отвар листьев эвкалипта (1/2 ст.л. на стакан воды), настойку эвкалипта (10-15 капель на стакан тёплой воды)
Положительный терапевтический эффект дают ингаляции с отварами различных лекарственных растений: ромашки, шалфея, липового цвета.
Горячий отвар налейте в чайник и дышите через бумажную воронку в течении 5-7 минут. Вдох делайте ртом, а выдох через нос.

0
2 Larissa   [Материал]
Круглова Лариса Владимировна, 11/371-з

Домашние животные и ребенок.

Все мы знаем о благотворном влиянии домашних животных на человека и, в особенности на детей, но только в последнее время планомерные занятия с привлечением домашних животных нашли широкое применение как один из методов детской и общей семейной психотерапии.
Наиболее известны успехи такого психотерапевтического лечения детей с задержками в развитии и с такими проблемами поведения, как аутизм, гиперактивность, повышенная агрессивность, а также детей, страдающих различными неврозами.

Ребёнку, страдающему от заикания, как одного из проявлений невроза, намного легче войти в контакт с животным, таким же маленьким, молчаливым и беззащитным, как и он сам, и начать с ним общаться. Ребенок может гладить и обнимать животное, играть с ним. Выведена даже специальная порода кошек - Ragdoll. Это кошка с ярковыраженным открытым и игривым характером.
Домашние животные помогают ребенку преодолеть страх одиночества в случаях временного отсутствия его родителей.
Общение с животными способствует эмоциональному росту и зрелости малыша: развитию у него чуткости, чувства привязанности к другим, способности сопереживания, преодолению чувства зависти по отношению к братьям и сестрам, а, другими словами - эмоциональному развитию ребёнка.
Гиперактивный малыш успокаивается, гладя кошку, собаку или хомячка; учится контролировать силу своих движений. При этом очень важен контроль и присутствие взрослых во время этих контактов. Ребенок чувствует, что животное принимает его таким, какой он есть, без критики и с полным доверием.
Это облегчает ему общение. При этом влияние имеющихся у него различных нарушений в развитии снижается; животное служит как бы посредником и открывает малышу двери к отношениям со взрослыми и всем окружающим миром.

В Израиле очень популярен такой вид психотерапии для детей и взрослых, как езда верхом на лошадях. При езде верхом активизируются различные способности, такие как: сенсо-моторная интеграция, координация движений и ориентация в пространстве (при этом происходит задействование всех групп мышц и повышаются самооценка, уверенность в себе и чувство достоинства).
Также, наблюдаются значительные улучшения состояния у детей с проблемами обучения, внимания, двигательных функций, у которых имеются различные заболевания, в том числе и детский церебральный паралич (ДЦП).

Домашние животные и иммунитет.
Ранее врачи предупреждали об опасности возникновения аллергии у ребенка из-за шерсти животных.
Однако, американские педиатры, проведя серию исследований, установили, что наличие в доме двух и более кошек или собак приводит к снижению риска возникновения аллергии у детей. Например, врач-педиатр Деннис Оунби из медицинского колледжа штата Джоржия провел исследование с участием 474 детей в возрасте от 6 лет и старше. Была проверена их реакция на все возможные аллергены. Выяснилось, что около 77% детей, живущих в семьях, где есть домашние животные, показали высокую устойчивость к аллергии. Возможное объяснение этого явления, по мнению ученых, состоит в том, что в данных случаях иммунная система ребенка активизируется, что приводит к подавлению некоторых видов аллергических реакций и, соответственно, активизируется и сам ход развития больного ребёнка.

0
1 lika   [Материал]
Липейко Екатерина Александровна гр.11/372 зд

"Компьютер в жизни ребёнка"
Сегодня за компьютером сидят и малыши!
В результате ребенок к вечеру возбужден, раздражен, неуправляем. И когда он наконец засыпает, то спит плохо: без конца просыпается, будит родителей. Велико же бывает их удивление, когда они узнают, что виновник всего - любимый компьютер!

Что поможет уберечь ребенка от формирования компьютерной зависимости?

Если у ребенка есть возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир, он защищен от компьютерных и других зависимостей.

Это яркая, насыщенная, интересная жизнь.
Возможность испытывать азарт, риск.
Возможность испытывать агрессию приемлемым способом.
Возможность играть, реализовывать любопытство.
Возможность общаться со сверстниками.

Важно:
1.• Как можно раньше выработать правильное отношение к компьютеру как к машине для получения знаний, навыков, а не средству получения эмоций.
• Выработать с ребенком правила работы на компьютере: 20 мин. играет, 15 мин. занимается другими делами.
• Нет есть, не пить чай за компьютером.
• Договориться, что эти правила соблюдаются.
2. Обговорить с ребенком, что Вы предпринимаете, если ребенок нарушит договоренность.
3. Замечать, когда ребенок соблюдает ваши требования, при этом обязательно сказать о своих чувствах радости, удовлетворения. Так закрепляется желательное поведение.
4. НЕ использовать компьютер как средство поощрения ребенка. Во время болезни и вынужденного пребывания дома, компьютер не должен стать компенсацией.
5. Помогайте ребенку справляться с тяжелыми чувствами. Которые неизбежно присутствуют в жизни любого человека (скука, разочарование, обида) и которые могут подтолкнуть ребенка получить облегчение от «ящика».
6. Если есть признаки зависимого поведения – не применяйте воспитательных мер, прежде проконсультируйтесь со специалистами.

Как часто бывает - компьютер становится чересчур близким другом ребенка, но не всегда этот друг ведёт в нужном направлении. Родителям нужно чаще общаться с детьми, пока дети в них нуждаются. Ведь родительское тепло дети смогут пронести через всю жизнь, а потом его сторицей вернуть родителям.

Имя *:
Email *:
Код *:


Меню сайта


Форма входа

Категории раздела


А [4]
Б [3]
В [5]
Г [2]
Д [1]
Е, Ё [0]
Ж [2]
З [3]
И [4]
К [5]
Л [2]
М [5]
Н [2]
О [3]
П [3]
Р [3]
С [6]
Т [3]
У [1]
Ф [1]
Х [2]
Ц [0]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [0]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]


Какие ценности вы считаете приоритетными в воспитании детей?
Всего ответов: 79
Наши друзья




Педагогический 
интернет-клуб





Приобщение 
к славянской культуре

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог Детских Центров России.