Здоровье – состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с
окружающей средой и отсутствие каких – либо болезненных изменений.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет З. как состояние
телесного, душевного и социального благополучия. Основными
статистическими показателями З. в ДОУ являются: общая заболеваемость,
инфекционная заболеваемость, индекс З., процент часто болеющих и
длительно болеющих детей, распространенность и структура заболеваемости,
процент детей с нормальным физическим развитием, распределение детей по
группам З. Выделяют пять т.н. групп З.: первая группа – здоровые дети,
вторая – практически здоровые, третья и четвертая – больные в разной
степени проявления и компенсации болезни, пятая – дети с тяжелыми
хроническими заболеваниями. Дети 1 – 4 групп обучаются в массовых
образовательных учреждениях, дети из 5 группы – в учреждениях
санаторного типа. Охрана физического и психического здоровья детей является на современном
этапе одной из важнейших черт государственной образовательной политики
РФ. Об этом свидетельствует создание специальной федеральной целевой
программы, внесение вопросов разработки и использования
здоровьесберегающих технологий в стратегию модернизации столичного
образования.
Использование здоровьесберегающих технологий предполагает при
этом создание таких условий для взаимодействия взрослого и ребенка,
ребенка и других детей, при которых внешние факторы оказывают
оптимальное воздействие на осуществление процессов охраны и укрепления
здоровья дошкольников, профилактику возможных заболеваний средствами
физической культуры и с помощью формирования у детей привычки к
здоровому образу жизни.
Между тем, по данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний,
состояние здоровья и физического развития детей - дошкольников за
последнее десятилетие значительно ухудшилось. К моменту поступления в
школу наблюдается тенденция роста хронической заболеваемости у детей,
ухудшения показателей физического и психологического здоровья. Сущность
здоровьесбережения состоит в том, чтобы найти возможности для улучшения
физического и психологического здоровья детей еще до того, как оно
будет нарушено.
Условно разделив работу по здоровьесбережению на два компонента, можно обозначить следующее их содержание:
- формирование здорового образа жизни на основе валеологического
воспитания, включающего изучение своего организма, освоение
гигиенических навыков, включение в процесс самопознания на личностном
уровне у дошкольников, формирование представлений о способах обеспечения
безопасности жизнедеятельности и др.;
- создание условий, при которых физическое воспитание, двигательная
активность являются мощным стимулирующим фактором интеллектуального и
эмоционального развития ребенка через активное включение дошкольника в
систему занятий физическими упражнениями, которые обеспечивают
устойчивый интерес к самопознанию и самосовершенствованию во всех видах
физкультурно – оздоровительной работы.
К механизмам их реализации, которые позволяют реализовать оба направления работы с детьми, можно отнести:
1. Принципы здоровьесбережения:
- природосообразности;
- психофизической и умственной подготовленности детей к учебной нагрузке;
- смены видов деятельности и динамичности восприятия;
- комплексного характера занятий с дошкольниками;
- охранительного режима (особенно, при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья).
2. Специально подобранные физические упражнения во всех формах физкультурно-оздоровительной работы.
3. Интеграция данных физических упражнений и приемов здоровьесбережения в другие режимные моменты.
4. Дополнительные средства для обеспечения здорового ритма
жизнедеятельности и осуществления разных видов двигательной активности
группы воспитанников.
Естественно, что в первую очередь, при внедрении
здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ, необходимо
начинать с изменения подхода к организации двигательной активности детей
и проведению физкультурных занятий.
Занятия по физической культуре обычно направлены на освоение
определенного объёма двигательных навыков и мало способствуют
оздоровлению и ещё меньше - здоровьесбережению, в связи с этим встает
вопрос о поисках путей проведения профилактики нарушений физического и
психологического здоровья. Исходя из данной проблемы, обозначим задачи,
которые может решать любая здоровьесберегающая технология в процессе
проведения физкультурных занятий в ДОУ:
• укрепление физического и психологического здоровья детей;
• гармоничное развитие всех частей опорно-двигательного аппарата и личности ребенка;
• формирование правильной осанки и эмоциональной стабильности;
• формирование привычки к здоровому образу жизни и оптимизация
процесса воспитания и обучения.
Для реализации поставленных задач мы предлагаем использовать
комплекс специальных упражнений. Он опирается на разработки таких
исследователей, как Аверина Е.И., Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н.,
Безруких М.М., Ковалёва В.И., Сиротюк А.Л. и других ученых:
1. Движения тела и пальцев, или телесные упражнения. В
содержание занятий могут входить также физкультминутки, игры,
направленные на развитие мелкой моторики рук.
При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие,
снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и
мышечные зажимы. Происходит обогащение и дифференциация сенсорной
информации, поступающей от органов чувств, мышечных и двигательных
рецепторов.
2. Дыхательные упражнения. Они улучшают ритм
функционирования функциональных систем организма, развивают самоконтроль
и произвольность. Нарушения ритмов организма могут привести к нарушению
психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать
дыхание развивает самоконтроль над поведением.
3. Игры и эстафеты с изображением пальцами цифр и букв. При
этом можно использовать не только упражнения из пальчиковой гимнастики,
но и изображение букв и цифр с помощью рук, ног, всего тела; можно
просить сделать нужный символ не одному, а двоим-троим детей или даже
целой группе.
4. Игры и эстафеты с изображением пальцами цифр и букв. При
этом можно использовать не только упражнения из пальчиковой гимнастики,
но и изображение букв и цифр с помощью рук, ног, всего тела; можно
просить сделать нужный символ не одному, а двоим-троим детей или даже
целой группе.
5. Коммуникативные упражнения. Они бывают трех типов:
- индивидуальные упражнения направлены на восстановление и
дальнейшее углубление контактов с собственным телом, невербальное
выражение состояний и отношений;
- парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнеру, т. е. способности чувствовать, понимать и принимать его;
- групповые упражнения дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.
6. Упражнения для релаксации. Они могут проводиться как в
начале занятия – с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции
приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению,
самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым
процессом.
Апробация предложенного комплекса упражнений в ходе
опытно-экспериментальной работы с воспитанниками старшего дошкольного
возраста доказала его эффективность: через три месяца работы с детьми
- уменьшился процент заболеваемости детей экспериментальной группы (по сравнению с контрольной),
- улучшились показатели координации движений, индивидуальной и
коллективной пространственной ориентировки в процессе выполнения
физических упражнений,
- дети стали более уверенными в себе, улучшилась их самооценка (стала более устойчивой и положительной).
В процессе проведения подобной работы особое внимание уделялось
тому, насколько компетентно воспитатели используют здоровьесберегающие
технологии в своей работе. Наше внимание в этот момент смещалось с
педагогического на методический аспект использования здоровьесберегающих
технологий в ДОУ.
Для этого в начале года с воспитателями был проведен ряд
консультаций и проблемных семинаров, в рамках которых рассматривались
основные технологии здоровьесбережения.
Коротко охарактеризуем их.
Здоровьесберегающие технологии оздоровительного направления
предполагают, что работу по сохранению и укреплению здоровья, повышению
его сопротивляемости неблагоприятным воздействиям среды нужно решать на
основе воспитания свойственных каждому ребенку физических качеств и
двигательных способностей, развитие которых ведет к подъему общего
уровня функциональных и адаптационных возможностей организма, а также на
основе реализации системы мер физкультурно-гигиенического характера.
Здоровьесберегающие технологии воспитательного направления
предполагают анализ потребностей воспитанников в двигательной активности
и мотивации детей, структуры их двигательных способностей, подбор
системы специальных игр и упражнений, позволяющих сформировать данные
потребности и развить способности в процессе пересечения линий
физического, социально-нравственного, художественно-эстетического
развития.
При этом воспитателям предлагалось в своей практической работе
использовать упражнения и задания, с помощью которых воспитанник
приобретает ощущение уверенности в себе и доверия к другим, оказывающие
положительное влияние на его эмоциональное и психическое, психомоторное
развитие и др.
Здоровьесберегающие технологии образовательного направления
предполагали организацию познавательной деятельности детей на
физкультурных занятиях и вне их с целью освоения ими знаний и умений о
своем физическом развитии и оздоровлении, формирования произвольного
двигательного поведения. При этом мы рекомендовали воспитателям
соединять физическое воспитание, обучение и игру. В игровой деятельности
детей открывали свойства движений и действий, моделировали возможные
способы двигательной деятельности, анализировали причины затруднений и
их последствия, обобщали полученный опыт.
Кроме знакомства с различными здоровьесберегающими технологиями, в
рамках проведения еженедельного педагогического часа в ДОУ воспитателям
предлагалось выполнить ряд заданий, связанных с валеологическим
анализом условий построения здоровьесберегающей среды в ДОУ. В
частности, к ним относилось определение степени соответствия условий
жизни детей санитарно-гигиеническим требованиям к осуществлению
здоровьесберегающего педагогического процесса и принципам построения
развивающей среды в ДОУ (принципу активности, стабильности-динамичности,
комплексирования и гибкого зонирования и т.д.). В другом случае на
основе изучения федеральных стандартов по физическому воспитанию,
результатов обследования врачом физического состояния ребенка
воспитателям, работающим в творческих подгруппах с руководителем по
физической культуре и медицинским персоналом ДОУ, нужно было определить,
насколько гармонично осуществляется психофизическое развитие
дошкольника. Затем на основе анализа данных представителям каждой
подгруппы предлагалось сделать вывод о том, правильно ли воспитатель
каждой возрастной группы регулирует длительность сна детей, количество
пищи, темп игр и физических упражнений, объем информации, даваемой на
занятиях.
Одним из важных критериев валеологического анализа занятия
являлась интегрированная оценка его двигательной, речевой и
познавательной плотности. При этом старшим воспитателем ДОУ особое
внимание уделялось степени глубины подобного анализа в зависимости от
вида основных и дополнительных образовательных услуг (организационных,
развивающих, медицинских, оздоровительных и др.) и реализации их по
отношению к детям или их родителям (в частности, для родителей
воспитанников групп кратковременного пребывания тоже возможно оказание
физкультурно-двигательных услуг).
Затем, когда персонал ДОУ оказывался «втянутым» в обсуждение
проблем, возникающих по поводу использования и реализации приемов
валеологического анализа, здоровьесберегающих технологий в
педагогическом процессе ДОУ, мы предлагали им разработать схему
взаимодействия воспитателей и специалистов, медицинского персонала ДОУ,
позволяющего вместе решить данные проблемы. Кроме того, в целях
улучшения физического развития и оздоровления, эффективности
используемых здоровьесберегающих технологий было очень важно наладить
сотрудничество с родителями – для этого был разработан план совместных
мероприятий, направленный на привлечение родителей к организации
физкультурно-спортивной деятельности ДОУ, ориентации семьи на здоровый
образ жизни, а также повышение физкультурной грамотности родителей.
Результаты проделанной работы подтвердили ее эффективность.
3дервиш татьяна геннадьевна 11/II 371 зд(12.11.2012 13:35)
0
«Здоровье всему голова» Запомни: • Здоровье дороже богатства • Здоровым будешь – всё добудешь • Здоровье не купишь • В здоровом теле – здоровый дух Лук от семи недуг Бронхит, сопровождающийся сухим кашлем с трудно отделяемой мокротой, можно лечить тёртым луком с мёдом (1:1). Принимают смесь по 1 ст.л. 4 раза в день вои время еды. При гриппе свежим соком лука смазывают слизистую оболочку носа или вдыхают его пары через нос в течении 2-3 минут 3-4 раза в день. Особенно эффективно это лечение в начале заболевания. Вместо указанных процедур можно ставить марлевые тампоны с тёртым луком, закладывая их в каждую ноздрю на 10-15 минут 3 раза в день. Кашица из запечённого лука способствует созреванию абсцессов, фурункулов и отхождению из них гноя. Тёплую кашицу накладывают на фурункул и прибинтовывают. Повязку меняют 2 раза в день. Свежий сок лука является хорошим ранозаживляющим средством при гнойных, долго не заживающих язвах и ранах. Он способствует ликвидации зудящих высыпаний на коже, угрей и веснушек. Сок и кашицу лука используют для укрепления и предупреждения выпадения волос, втирая в кожу головы на ночь. Процедуру проводят через день в течении 3-4 недель. Грипп Грипп – чрезвычайно заразное острое инфекционное заболевание, характеризующееся симптомами интоксикации и слабым дыханием верхних дыхательных путей. Мы предлагаем наиболее доступные в домашних условиях методы профилактики гриппа: • Избегать массового скопления людей • Применять препараты, содержащие витамин С (аскорбиновая кислота ½ драже 3 раза в день или сироп шиповника 1 ч.л. 3 раза в день) • Смазывание носа оксолиновой мазью • Вдыхание паров лука и чеснока • Настойка элеуторококка 2 раза в день утром и в обед за 30 минут (1 капля на год жизни детей) • 300г грецких орехов, 300г кураги, 300г изюма, 2 лимона с цедрой пропустить через мясорубку. Добавить 300г мёда. Применять по 1-2 ч.л. в день • Чеснок натереть на тёрке, смешать с мёдом (1:1). Принимать детям по 1 ч.л., взрослым по 1 ст.л., запивая водой, перед сном. • Смазывать заднюю стенку глотки растительным маслом (оливковым, персиковым, абрикосовым, маслом шиповника). Для этого 2-3 раза в день закапывайте масло в нос (половину пипетки в каждую ноздрю), после этого сразу же лягте на спину, чтобы масло прошло через полость носа и, достигнув задней стенки глотки, смазало её. Достаточно полежать 5-10 минут. Фарингит и ларингит С наступлением холодов обычно резко увеличивается заболеваемость ОРВИ, гриппом, а одновременно и фарингитом, ларингитом. При остром фарингите восполняется слизистая оболочка задней стенки глотки. Его первые симптомы: ощущение першения, сухости, царапанья в глотке. Может повыситься температура тела. Уменьшить неприятные ощущения в горле помогают полоскания йодно-содовым раствором (1/2 ч.л. пищевой соды и 2-3 капли 5%настойки йода на ½ стакана воды). Полоскать горло 3-4 раза в день. Для полоскания можно использовать тёплый отвар листьев эвкалипта (1/2 ст.л. на стакан воды), настойку эвкалипта (10-15 капель на стакан тёплой воды) Положительный терапевтический эффект дают ингаляции с отварами различных лекарственных растений: ромашки, шалфея, липового цвета. Горячий отвар налейте в чайник и дышите через бумажную воронку в течении 5-7 минут. Вдох делайте ртом, а выдох через нос.
Все мы знаем о благотворном влиянии домашних животных на человека и, в особенности на детей, но только в последнее время планомерные занятия с привлечением домашних животных нашли широкое применение как один из методов детской и общей семейной психотерапии. Наиболее известны успехи такого психотерапевтического лечения детей с задержками в развитии и с такими проблемами поведения, как аутизм, гиперактивность, повышенная агрессивность, а также детей, страдающих различными неврозами.
Ребёнку, страдающему от заикания, как одного из проявлений невроза, намного легче войти в контакт с животным, таким же маленьким, молчаливым и беззащитным, как и он сам, и начать с ним общаться. Ребенок может гладить и обнимать животное, играть с ним. Выведена даже специальная порода кошек - Ragdoll. Это кошка с ярковыраженным открытым и игривым характером. Домашние животные помогают ребенку преодолеть страх одиночества в случаях временного отсутствия его родителей. Общение с животными способствует эмоциональному росту и зрелости малыша: развитию у него чуткости, чувства привязанности к другим, способности сопереживания, преодолению чувства зависти по отношению к братьям и сестрам, а, другими словами - эмоциональному развитию ребёнка. Гиперактивный малыш успокаивается, гладя кошку, собаку или хомячка; учится контролировать силу своих движений. При этом очень важен контроль и присутствие взрослых во время этих контактов. Ребенок чувствует, что животное принимает его таким, какой он есть, без критики и с полным доверием. Это облегчает ему общение. При этом влияние имеющихся у него различных нарушений в развитии снижается; животное служит как бы посредником и открывает малышу двери к отношениям со взрослыми и всем окружающим миром.
В Израиле очень популярен такой вид психотерапии для детей и взрослых, как езда верхом на лошадях. При езде верхом активизируются различные способности, такие как: сенсо-моторная интеграция, координация движений и ориентация в пространстве (при этом происходит задействование всех групп мышц и повышаются самооценка, уверенность в себе и чувство достоинства). Также, наблюдаются значительные улучшения состояния у детей с проблемами обучения, внимания, двигательных функций, у которых имеются различные заболевания, в том числе и детский церебральный паралич (ДЦП).
Домашние животные и иммунитет. Ранее врачи предупреждали об опасности возникновения аллергии у ребенка из-за шерсти животных. Однако, американские педиатры, проведя серию исследований, установили, что наличие в доме двух и более кошек или собак приводит к снижению риска возникновения аллергии у детей. Например, врач-педиатр Деннис Оунби из медицинского колледжа штата Джоржия провел исследование с участием 474 детей в возрасте от 6 лет и старше. Была проверена их реакция на все возможные аллергены. Выяснилось, что около 77% детей, живущих в семьях, где есть домашние животные, показали высокую устойчивость к аллергии. Возможное объяснение этого явления, по мнению ученых, состоит в том, что в данных случаях иммунная система ребенка активизируется, что приводит к подавлению некоторых видов аллергических реакций и, соответственно, активизируется и сам ход развития больного ребёнка.
"Компьютер в жизни ребёнка" Сегодня за компьютером сидят и малыши! В результате ребенок к вечеру возбужден, раздражен, неуправляем. И когда он наконец засыпает, то спит плохо: без конца просыпается, будит родителей. Велико же бывает их удивление, когда они узнают, что виновник всего - любимый компьютер!
Что поможет уберечь ребенка от формирования компьютерной зависимости?
Если у ребенка есть возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир, он защищен от компьютерных и других зависимостей.
Это яркая, насыщенная, интересная жизнь. Возможность испытывать азарт, риск. Возможность испытывать агрессию приемлемым способом. Возможность играть, реализовывать любопытство. Возможность общаться со сверстниками.
Важно: 1.• Как можно раньше выработать правильное отношение к компьютеру как к машине для получения знаний, навыков, а не средству получения эмоций. • Выработать с ребенком правила работы на компьютере: 20 мин. играет, 15 мин. занимается другими делами. • Нет есть, не пить чай за компьютером. • Договориться, что эти правила соблюдаются. 2. Обговорить с ребенком, что Вы предпринимаете, если ребенок нарушит договоренность. 3. Замечать, когда ребенок соблюдает ваши требования, при этом обязательно сказать о своих чувствах радости, удовлетворения. Так закрепляется желательное поведение. 4. НЕ использовать компьютер как средство поощрения ребенка. Во время болезни и вынужденного пребывания дома, компьютер не должен стать компенсацией. 5. Помогайте ребенку справляться с тяжелыми чувствами. Которые неизбежно присутствуют в жизни любого человека (скука, разочарование, обида) и которые могут подтолкнуть ребенка получить облегчение от «ящика». 6. Если есть признаки зависимого поведения – не применяйте воспитательных мер, прежде проконсультируйтесь со специалистами.
Как часто бывает - компьютер становится чересчур близким другом ребенка, но не всегда этот друг ведёт в нужном направлении. Родителям нужно чаще общаться с детьми, пока дети в них нуждаются. Ведь родительское тепло дети смогут пронести через всю жизнь, а потом его сторицей вернуть родителям.