В – детские вопросы
Ключевое слово и определение:
Вопросы детские - форма проявления любознательности ребенка, способствующая активному освоению окружающего мира.
Детские вопросы особенно многочисленны и интересны в дошкольном возрасте. Ребенок еще не овладел достаточным опытом, но активно стремится к приобретению знаний. Предметно-практическая деятельность, характерная для предыдущих этапов развития, позволила ребенку сориентироваться в окружающем мире. Однако ребенок еще не может понять причинно-следственные связи, объяснить многие общественные и природные явления более высокого порядка, человеческие отношения и т.д. Овладение активной речью позволяет ребенку посредством вопросов получать необходимые для него знания.
Мнение родителей: Дети очень рано начинают задавать вопросы. Примерно в 4 года ребенок становится очень любознательным, его начинают интересовать те явления и предметы, к которым он ранее был равнодушен. Поэтому поток детских вопросов, часто из разных областей знаний, застает врасплох, и отвечать на них бывает очень сложно: объяснить суть явления в доступной форме, понятными словами, в соответствии с возрастом и найти на это время. Иногда вопросы кажутся странными и наивными, выводят из себя.
Мнение специалистов:
Родители не всегда серьезно относятся к детским вопросам: вопросы - это результат активной мысли ребенка и показатель уровня его познавательного развития. Так, детские вопросы на протяжении дошкольного возраста изменяются: до 3 лет вопросы просты и носят осведомительный характер («Что это? «Это травка?), на 4-ом году жизни ребенок стремится найти что-то общее в предметах («А почему кто-то летает, а кто-то плавает?); к 5-ти годам детей интересует прошлое окружающих предметов, их начало («Откуда небо взялось?»); в 5-7 лет детей интересуют внутренние свойства вещей, скрытые причины тех или иных явлений («Почему?», «Зачем?»), взаимоотношения людей, их интересует история страны и общественная жизнь. Возраст 5-ти лет называют возрастом «почемучек».
Проблемная ситуация: Моей дочке - 3 года, а сыну - 5 лет. Они постоянно задают вопросы. По дороге в детский сад Маша постоянно спрашивает: «А это что? А это дерево? Мы рано встали? Мы идем в детский сад?». У меня голова идет кругом. «Лучше бы ты под ноги смотрела, а не по сторонам», - отвечаю я. А здесь недавно Иван пришел из детского сада и говорит: «Я сегодня что узнал! Сергея нашли в капусте, Митю аисты принесли, Дашу из семечка вырастили, Диму родили в роддоме, а я откуда взялся?». Я была в шоке, вопрос застал меня врасплох. «А тебя мы с папой купили в магазине», - ответила я. Я же не могу им все объяснить! И как объяснить такое?
Анализ ситуации или Жизненные навыки, которым учатся дети и родители в этой ситуации
Ученые выделяют две группы детских вопросов: первая группа - вопросы эмоционального характера (вопросы для установления контакта со взрослыми и вопросы, связанные с эмоциональным сопереживанием), вторая группа - вопросы познавательного характера (вопросы, связанные с выяснением и закреплением правил поведения и познавательные вопросы).
Вопросы первой группы характерны для Вашей Маши. Это естественное поведение ребенка в возрасте 3-х лет. Ему все интересно, познание окружающего мира его основное занятие. С другой стороны, эти вопросы относятся к группе вопросов для установления эмоционального контакта со взрослыми. Сколько интересного можно узнать по дороге в детский сад, а самое главное - пообщаться с мамой! А для мамы это замечательные минуты, которые сближают, помогают понять, чем живет ребенок, чем он интересуется. А Вы всем своим поведением показываете, что Вас не интересуют проблемы ребенка. Впоследствии ребенок будет отдаляться от Вас. Обратите на это внимание и задумайтесь.
Вопрос Ивана тоже вполне правомерен. Данный вопрос относится к группе вопросов познавательного характера. К ним нужно тоже относиться внимательно и серьезно, обязательно на них отвечать, вступать в диалог.
Варианты решения проблемной ситуации
Каждую ситуацию следует использовать в целях развития и воспитания ребенка. Общаясь с ребенком, вы становитесь ближе, и ребенок чувствует себя защищенным и любимым. На вопросы Маши следует обязательно отвечать: «Да, это - травка, а какого она цвета? Правильно, зелененькая», « А как ты думаешь? Ты права, это дерево. Какая ты у меня наблюдательная!», «Мы рано утром встали, чтобы идти в детский сад. Я отведу тебя к деткам и поеду на работу, а вечером, когда мы будем возвращаться домой, мы обязательно погуляем и рассмотрим и дерево, и травку».
Более трудные вопросы - вопросы о деторождении и мироздании. В данном случае Вы не были к ответу на них. Так и нужно было сказать: «Мне сложно сказать. А ты сам как думаешь?» - и после его ответа скорректировать мнение ребенка. Не думайте, что вы обязаны посвятить его в тайны деторождения: ответ должен быть искренним и правдивым, но это не означает, что нужно описывать все – он может быть неполным, на уровне понимания ребенка. Например: «Мы с папой полюбили друг друга и поженились, потом родился ты». Этого часто бывает достаточно.
|