Ключевое слово и определение
Изобразительное
творчество дошкольника - процесс
создания объективно нового (для ребенка) продукта, в который вкладываются
знания, представления, эмоциональное отношение к изображаемому, при этом
применяются усвоенные на занятиях под руководством педагога или найденные самим ребенком средства. В то же время
следует помнить, что детский рисунок или аппликация, лепная поделка при всех их
достоинствах — это не произведение искусства. Они не могут удивить взрослого
глубиной мысли, широтой обобщения, абсолютной неповторимостью формы воплощения
образа. Ребенок в результатах своего творчества
рассказывает о себе и о том, что он видит. В.А. Сухомлинский
подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и
самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность. Дети не просто
переносят на бумагу предметы и явления окружающего мира, а «живут в мире
красоты». Поэтому в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько
на результат, сколько на сам процесс деятельности.
Мнение родителей: все действия детей являются творческими, только сам продукт их
творчества часто не соответствует реальному образу. Видимо, это связано с
особенностями восприятия мира каждым
ребенком. Пытаться изменить это не стоит: для этого есть специалисты – при
желании ребенка можно отдать в студию развития детского художественного
творчества.
Мнение специалистов
В изобразительной деятельности дошкольников можно
выделить определенные этапы творческого
акта.
Главный, доминирующий мотив этой
деятельности – сам процесс рисования. Здесь, как и в игре, происходит
«сдвиг мотива на цель». Специфика детского рисования заключается в том, что,
рисуя, малыш реализует те же мотивы деятельности, что и в игре. Только в
качестве предметов - заместителей использует «каракули» и «рисунки-схемы».
Желание рассказать о себе и своих переживаниях в рисунке, привлекая других к
сопереживанию, появляется у ребенка позднее. Оно постепенно перерастет в стремление
ребенка выразить свое мировосприятие, впечатление, отношение к поразившему его
явлению, событию. Это обстоятельство влияет на специфику протекания всех этапов
творческого процесса у дошкольников.
Следующий
этап – «вынашивание замысла», в
процессе которого идут дальнейшая разработка содержания, поиск художественной
формы. Этот период может быть и длительным, и очень коротким. Его специфика
заключается в том, что детский замысел развивается, развертывается не
предварительно, а в процессе исполнительской части деятельности.
Этап
собственно творческой деятельности – «исполнение,
реализация замысла». Суть его – в переводе представления в конкретный
образ. Однако смысл рисования - «рисовать
– играть», а не «рисовать – изображать», поэтому для художника важен процесс
деятельности, а результат – только как необходимость, как условие, средство
осуществления игры, как своеобразная «полуготовая игрушка».
Последний
этап – окончательная оценка полученного результата и его
доработка, если в этом есть необходимость. При этом важно, для кого
предназначался детский рисунок: «рисунок для себя» схематичен, невыразителен,
для других – более грамотный, выразительный. В этом случае идет поиск
адекватных способов доработки изображения.
С учетом этапов развития детского изобразительного
творчества изменяется постановка
педагогически задач руководства изобразительной деятельностью детей и
соотношение между методическими приемами, обслуживающими каждый этап ее
развертывания на занятии. При этом творчество детей оценивается исследователями
по 3 основным группам показателей:
1. отношения, интересы,
способности детей, проявляющиеся в изобразительном творчестве;
2. способы творческих
действий;
3. качество детской
продукции.
Проблемная
ситуация: Моя девочка, Танюшка (4
года 3 месяца) удивила меня на днях. Я предложила ей заняться чем-нибудь –
порисовать, например. Она нарисовала
попугая (у нас есть попугай, его зовут Кеша). Нарисовала так, как будто это – петух.
Спрашиваю: «Ты, наверное, рисовала петуха?» Она отвечает: «Это же попугай! Ты
что, не видишь?» И показала мне на клетку, в которой он был нарисован.
Объясните, пожалуйста, это – особенности ее восприятия, связанные с возрастом?
Или она так творчески подходит к процессу рисования? Стоит ли беспокоиться по
этому поводу?
Анализ
ситуации или Жизненные навыки, которым учатся дети и родители в этой ситуации
Судя по всему, дело не в творчестве, а в отсутствии
ориентировочного этапа рисования. Она попыталась нарисовать попугая по памяти,
но не стала припоминать, какой он. Подойти к клетке и посмотреть, вспомнить,
видимо, не было желания. Она нарисовала не то, что воспринимала и не то, что
вспомнила, а то, что представила себе. Видимо, в ее представлении образы птиц –
попугая, петуха и т.д. – не дифференцированы, обобщены. Их образы фрагментарны
и не складываются в отдельные представления, а дополняют друг друга. Отличаются
только местом их обитания – клеткой, гнездом, курятником и т.д.
Варианты
решения проблемной ситуации
Нужно внимательно рассмотреть Вашего Кешу – вам и
дочке, комментируя в речи увиденное, и придумать рассказ про попугая Кешу – о
том. Как он живет в Вашей семье. Потом нарисовать к этому рассказу
картинки-иллюстрации.
|