Академия родителей. Академия родительства

Понедельник, 01.03.2021, 10:19

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Виртуальная энциклопедия для родителей » Т

Т
21.12.2011, 00:38


 

Ключевое слово и определение

Изобразительное творчество дошкольника - процесс создания объективно нового (для ребенка) продукта, в который вкладываются знания, представления, эмоциональное отношение к изображаемому, при этом применяются усвоенные на занятиях под руководством педагога или найденные  самим ребенком средства. В то же время следует помнить, что детский рисунок или аппликация, лепная поделка при всех их достоинствах — это не произведение искусства. Они не могут удивить взрослого глубиной мысли, широтой обобщения, абсолютной неповторимостью формы воплощения образа. Ребенок в результатах своего творчества  рассказывает о себе и о том, что он видит. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность. Дети не просто переносят на бумагу предметы и явления окружающего мира, а «живут в мире красоты». Поэтому в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности.

Мнение родителей: все действия детей являются творческими, только сам продукт их творчества часто не соответствует реальному образу. Видимо, это связано с особенностями  восприятия мира каждым ребенком. Пытаться изменить это не стоит: для этого есть специалисты – при желании ребенка можно отдать в студию развития детского художественного творчества.

Мнение специалистов

В изобразительной деятельности дошкольников можно выделить определенные этапы творческого акта.

Главный, доминирующий мотив этой деятельности – сам процесс рисования. Здесь, как и в игре, происходит «сдвиг мотива на цель». Специфика детского рисования заключается в том, что, рисуя, малыш реализует те же мотивы деятельности, что и в игре. Только в качестве предметов - заместителей использует «каракули» и «рисунки-схемы». Желание рассказать о себе и своих переживаниях в рисунке, привлекая других к сопереживанию, появляется у ребенка позднее. Оно постепенно перерастет в стремление ребенка выразить свое мировосприятие, впечатление, отношение к поразившему его явлению, событию. Это обстоятельство влияет на специфику протекания всех этапов творческого процесса у дошкольников.

Следующий этап – «вынашивание замысла», в процессе которого идут дальнейшая разработка содержания, поиск художественной формы. Этот период может быть и длительным, и очень коротким. Его специфика заключается в том, что детский замысел развивается, развертывается не предварительно, а в процессе исполнительской части деятельности.

Этап собственно творческой деятельности – «исполнение, реализация замысла». Суть его – в переводе представления в конкретный образ. Однако смысл рисования -  «рисовать – играть», а не «рисовать – изображать», поэтому для художника важен процесс деятельности, а результат – только как необходимость, как условие, средство осуществления игры, как своеобразная «полуготовая игрушка».

Последний этап – окончательная оценка полученного результата и его доработка, если в этом есть необходимость. При этом важно, для кого предназначался детский рисунок: «рисунок для себя» схематичен, невыразителен, для других – более грамотный, выразительный. В этом случае идет поиск адекватных способов доработки изображения.

С учетом этапов развития детского изобразительного творчества  изменяется постановка педагогически задач руководства изобразительной деятельностью детей и соотношение между методическими приемами, обслуживающими каждый этап ее развертывания на занятии. При этом творчество детей оценивается исследователями по 3 основным группам показателей:

1. отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в изобразительном творчестве;

2. способы творческих действий;

3. качество детской продукции.

Проблемная ситуация: Моя девочка, Танюшка (4 года 3 месяца) удивила меня на днях. Я предложила ей заняться чем-нибудь – порисовать,  например. Она нарисовала попугая (у нас есть попугай, его зовут Кеша). Нарисовала так, как будто это – петух. Спрашиваю: «Ты, наверное, рисовала петуха?» Она отвечает: «Это же попугай! Ты что, не видишь?» И показала мне на клетку, в которой он был нарисован. Объясните, пожалуйста, это – особенности ее восприятия, связанные с возрастом? Или она так творчески подходит к процессу рисования? Стоит ли беспокоиться по этому поводу?

Анализ ситуации или Жизненные навыки, которым учатся дети и родители в этой ситуации

Судя по всему, дело не в творчестве, а в отсутствии ориентировочного этапа рисования. Она попыталась нарисовать попугая по памяти, но не стала припоминать, какой он. Подойти к клетке и посмотреть, вспомнить, видимо, не было желания. Она нарисовала не то, что воспринимала и не то, что вспомнила, а то, что представила себе. Видимо, в ее представлении образы птиц – попугая, петуха и т.д. – не дифференцированы, обобщены. Их образы фрагментарны и не складываются в отдельные представления, а дополняют друг друга. Отличаются только местом их обитания – клеткой, гнездом, курятником и т.д.

Варианты решения проблемной ситуации

Нужно внимательно рассмотреть Вашего Кешу – вам и дочке, комментируя в речи увиденное, и придумать рассказ про попугая Кешу – о том. Как он живет в Вашей семье. Потом нарисовать к этому рассказу картинки-иллюстрации.

 

Категория: Т | Добавил: Админ | Теги: креативность, изобразительное творчество детей, Энциклопедия для родителей, оригинальность, педагогические ситуации
Просмотров: 496 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
0
Представление о том, что разные формы создаются разными способами, разными движениями рук. Это представление формируется постепенно как своего рода основа освоения техники.
Необходимо создавать проблемные ситуации, чтобы активизировать поисковую деятельность ребёнка. Например, можно показать круглый помидор и овальный огурец, предложить их «вырезать» без ножниц, техникой обрывания бумаги из квадрата и овала (соответственно). Такие задания закрепляют стихийно формирующийся у детей процесс становления о том, что разные образы создаются разными способами. В дальнейшем на основе этого ребенок приходит к своеобразной системе эмпирических, часто интуитивно выявленных представлений о том, что и как можно «вырезать» в технике обрывания.
О наличии у детей творческих способностей будут свидетельствовать оригинальность их работ, отсутствие однообразной тематики, стандартных изобразительных решений.
Знания, Умения и навыки дети воплощают в созидательной деятельности: мастерят красочные настенные панно, подарки младшим детям и родителям и д.р.
Систематические занятия и их целенаправленность, игровая форма, вариативность изобразительных способов и приёмов, предлагаемых детям, должны способствовать успешному решению задач, связанных с воспитанием у детей эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, формированием определенных навыков и умений в аппликации и что особенно важно, с развитием творческих способностей.
Уровень овладения умениями и навыками, предусмотренными программой по аппликации, позволяет осуществить и определить степень готовности каждого ребёнка к успешному обучению в школе, дальнейшему усвоению содержания и техники разных видов художественного ремесла.
Прием обрывания.
Создается форма обрыванием мелкими безостановочными движениями.
В работе участвуют 4 пальца. Пальцы левой руки (большой и указательный) держат лист бумаги и указывают ориентир - куда обрывать. В работе принимают участие большой и указательный палец правой руки мелкими безостановочными движениями обрывают бумагу и создают форму, а остальные пальцы сжаты.
Здесь не нужны волшебники и маги,
Здесь нечего особенно мудрить,
А просто взять листок бумаги,
Порвать и что-нибудь сложить!

0
Позднякова Лилия гр 11/375 зд
Обрывная аппликация (продолжение).
Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер, ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Путем проб и ошибок ребенок делает важнейшие "открытия". Он понимает, что лист бумаги можно разделить на некоторое количество частей и уже их соединить в целое, создать форму. Каждый раз форму целого можно изменить. Вывод: целое и его части не являются неизменным, застывшим, постоянным (мозаичный способ выкладывания формы).
Аппликация появилось от латинского слова «applicacio» - прикладывание
Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент — клей и ваши руки.
Существует также разновидность обрывной техники - это способ скатывания кусочков бумаги. Комочками заполняют форму, создается эффект- объёмной работы. Здесь уместно использовать цветные бумажные салфетки.
Появилась разновидность обрывной аппликации — хандигырим, где используется специальная бумага ручного производства (ханди) корейского производства. Составляя картину из разноцветных кусочков бумаги, их предварительно смачивают и обрывают по контуру из целого листа. В результате возникает эффект акварельной или даже масленой живописи.

0
Позднякова Лилия Александровна 11/375 зд
Творчество детей - обрывная аппликация.
Для того чтобы сделать процесс обучения навыкам аппликации более эффективным предложим детям освоит навыки обрывания бумаги. Ребёнок осваивает художественный материал (бумагу) самостоятельно делает "открытия": бумага плоская, мягкая, она мнется, рвется, скручивается, в воде намокает, ей можно изменить форму (смять в комок). Таким образом ребёнок исследует сферу возможностей своего воздействия на материал. В какой- то момент во время манипулирования с материалом у ребенка возникают ассоциации "на что похоже?". Взрослый "наталкивает" ребенка на идею - поиск связи образов с картинами из окружающего мира (что у тебя получилось?). Способность к анализу и умение видеть целое и части являются толчком для перехода ребенком от ассоциаций и первых опытов на изобразительный этап художественного образа.

Имя *:
Email *:
Код *:


Меню сайта


Форма входа

Категории раздела


А [4]
Б [3]
В [5]
Г [2]
Д [1]
Е, Ё [0]
Ж [2]
З [3]
И [4]
К [5]
Л [2]
М [5]
Н [2]
О [3]
П [3]
Р [3]
С [6]
Т [3]
У [1]
Ф [1]
Х [2]
Ц [0]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [0]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]


Какие ценности вы считаете приоритетными в воспитании детей?
Всего ответов: 79
Наши друзья




Педагогический 
интернет-клуб





Приобщение 
к славянской культуре

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог Детских Центров России.