Ключевое слово и определение
Готовность к школьному обучению – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению («школьная зрелость»). Обусловлена созреванием организма ребенка, в частности, его нервной системы, степенью сформированной личности, уровнем развития психических процессов и т.д. Может быть охарактеризована как общая и специальная готовность к общению и обучению в школе.
Мнение родителей: у родителей отмечается 2 точки зрения. Большинство считает, что к школе нужно готовить заранее: ребенок должен научиться писать и читать, считать. Для этого его можно отдать на специальные подготовительные курсы или в группу кратковременного пребывания в детском саду «будущий первоклассник». Меньшая часть родителей склонна думать, что ребенка специально готовить к школе не нужно: пусть наиграется, по кА маленький.
Мнение специалистов: есть психологический и педагогический подходы. Оба различают общую и специальную готовность к школе.
В общую психологическую готовность детей к школе («школьную зрелость») входят следующие компоненты:
· мотивационная готовность предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов – общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.
· личностная готовность к обучению в школе характеризует определенный уровень развития самосознания, воли и мотивов поведения;
· волевая готовность предполагает умение ребенка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном;
· интеллектуальная готовность характеризует определенный уровень развития познавательных процессов;
· коммуникативная готовность предполагает определенный уровень развития умений и навыков общаться и устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.
Педагогический подход в общую готовность включает
1. развитие любознательности как основы познавательной активности;
2. развитие способностей ребенка как залога успешности;
3. формирование творческого воображения как направления интеллектуально-личностного развития;
4. развитие коммуникативности.
Проблемная ситуация: Я хотела бы поделиться проблемами адаптации первоклассников: поверьте, их много!!! Думали, что со своей Улей сможем их преодолеть безболезненно, но ... Пришлось для своего спокойствия и повышения уверенности у ребенка купить ей ... мобильный телефон. Я - ярый противник раннего приобщения ребенка к этой заразе – и вот она сломалась через месяц тревог. И, знаете, помогло! она даже и не звонит - а стала значительнее спокойнее. Обсудим?
Анализ ситуации или Жизненные навыки, которым учатся дети и родители в этой ситуации
Тревожность и страхи появляются и прогрессируют в ситуации неизвестности. Нужно сделать ситуации понятной и «прозрачной». Участвовать в этом должен и ребенок, и взрослый, который чувствует ответственность за результаты адаптации и преувеличивает ее, беспокоясь еще больше ребенка.
Варианты решения проблемной ситуации
1. Заранее оговорить режим дня с ребенком. Оставить место для игр - не такой он уж и большой становится!
2. Запомнить правила поведения на уроках и освоить позицию ученика и учителя - во время сюжетных игр еще дома.
3. В школу придти заранее и все показать (в особенности, класс и туалет, столовую).
4. В первые дни договориться, что посидите на последней парте на 1-2 уроках.
5. В первые недели (месяц) встречать и провожать в школу.
6. По-другому начать относиться к ребенку: у него появились другие права и обязанности - с уважением относиться к тому, что он рассказывает о школе (и не забывать спрашивать, как у него дела и что там интересного случилось) и особенно, к выполнению домашних заданий.
7. Провести с его одноклассниками какой-нибудь досуг (договорившись с учителем) - поиграть в игры, способствующие идентификации со сверстниками: Зеркала, Обезьянки, Музыкальные колени, Слепой и поводырь. Колдунчики, Групповая пантомима и др. |