Академия родителей. Академия родительства

Суббота, 27.04.2024, 02:44

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Виртуальная энциклопедия для родителей » С

С
22.12.2011, 21:33
Наверное, многие согласятся, что самые яркие воспоминания из детства - это сказки, рассказанные на ночь тихим мелодичным голосом мамы, и веселые персонажи, рожденные, зачастую, озорным сказочным воображением. Эти воспоминания до сих пор дарят новым поколениям ощущение родительской заботы и тепла, переносят в волшебный мир детства. По мере взросления у многих не только не теряется интерес к сказкам, но и усиливается. Так появляются на свет авторские сказки. Многочисленные примеры таких сказок, которыми поголовно увлекаются и дети и взрослые, мы видим вокруг: это и сказки Г. Х. Андерсена, и забавные рассказы Туве Янсон о Мумми-троллях, и истории о Гарри Поттере… Так что же такое сказка? Что таит она в себе? Чем она так притягательна?
К анализу сказок все чаще обращаются психологи, говоря о том, что сказки влияют на развитие личности и поведения. Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления маленького ребенка. Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир. Почему, спросите вы? Давайте поразмышляем вместе, а для этого нам надо окунуться в далекое прошлое, когда еще наши прабабушки передавали старинные предания своим детям.
Издревле привилегия рассказывать сказки, воспитывая детей, принадлежала женщинам. Сидя за прялкой, рукодельничая, женщина нашептывала малышам волшебные истории, в которых заключалась нехитрая житейская мудрость. Поэтому сказка выступала как инструмент социализации. Слушая сказку, ребенок постигал окружающий мир, взаимоотношения людей, учился преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра и справедливости. На каждый новый трудный вопрос ребенка находилась своя сказка. Были сказки о сотворении мира и человека, о возникновении человеческих пороков и борьбе с ними, о мирной жизни и войне…
Современные дети точно так же благодаря сказкам обучаются стратегиям поведения в той или иной ситуации, усваивают моральные и нравственные законы жизни в человеческом сообществе. Отметим, что именно народные сказки являются примером действительно оптимального решения затруднительных проблем и вопросов, в то время как чудесные авторские сказки являются скорее средством самовыражения автора, способом решения собственных проблем, к сожалению, не всегда удачным и конструктивным. К примеру, всем известны грустные сказки Г. Х. Андерсена, которые резко подчеркивают трагизм непростой жизни великого сказочника. А тексты народных сказок оттачивались веками, полировались тысячами пересказов и сохраняли в себе крупицы житейской мудрости.
В русском фольклоре множество сказок, которые очень нравятся детям. Порой родителям кажется, что тексты сказок просты и наивны, в сюжете много повторов, а герои переходят из одной сказки в другую. Так, в сказке "Лисичка со скалочкой" подробно и последовательно говорится о хитрости лисы. Взрослый рассказал бы о ней так: "Решила лисичка обмануть людей и полакомится чем-нибудь вкусным, но за свою хитрость была наказана". Но малышу нравится сказка и нравится именно то, как по несколько раз одно за другим перечисляются все действия лисы.
Малыша увлекают повторы сюжетных ходов, логическая завершенность отдельных эпизодов и всей сказки в целом, возможность предугадать действия героев. Бесконечные повторы, простые понятные слова, внутренний ритм сказки – делают сказку понятной, успокаивающей, ребенок легко ее запоминает, что способствует развитию речи и фонематического слуха.
Метафоричность и символизм сказки позволяют развивать воображение ребенка, поскольку фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает его. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но при этом воспринимает все происходящее в нем как реальность. Этого требует его внутренний мир.
Сказка позволяет ребенку в простой и доступной форме отреагировать свои проблемы. Возникающие трудности ребенок проецирует на сказочную ситуацию, дистанцируется от них и получает возможность посмотреть на решение проблем со стороны, а затем идентифицироваться с героями сказки и принять позитивный опыт как свой собственный. Об этом важно помнить родителям, не лишая ребенка возможности читать сложные и, казалось бы, страшные сказки.
В любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка, как указывал на это Э. Берн. Конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека, под ее влиянием формируется план и линии поведения, которые осуществятся, проводя героя по всем перипетиям жизни, только уже не выдуманным, а реальным. "Скажи мне какая твоя любимая сказка, и я скажу кто ты”, - так можно перефразировать известную пословицу. Не случайно в последнее время зарождается новое направление в психологической практике – сказкотерапия, позволяющая работать с детьми и взрослыми через сказку, используя ее как чуткий инструмент переписывания неконструктивного жизненного сценария и метод диагностики психологических проблем клиента.
Зная о влиянии сказки на жизнь ребенка, можно многим помочь своему малышу. У вашего малыша есть сказка, которую он любит слушать часами? Не стоит волноваться: значит, эта сказка затрагивает какие-то действительно актуальные, решаемые ребенком именно сейчас, вопросы. Постарайтесь понять, что привлекает ребенка в сказочном сюжете, какой из героев – его любимый, почему он выбирает эту сказку. Поиграйте с ребенком, попробуйте инсценировать любимый отрывок. Это поможет малышу интегрировать полученный опыт, а Вам лучше понять своего ребенка. Пристрастие ребенка к той или иной сказке может меняться со временем, и это означает, что ребенок растет, развивается и ставит перед собой новые задачи.
Чтение сказок не стоит рассматривать как просто приятное времяпрепровождение. По сути своей это не так. Сказка – это существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, преодолевать негативные стороны личности и особенности характера. Например, жадному и эгоистичному ребенку полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке”, пугливому и робкому "О трусливом зайце”, шаловливому и доверчивому "Приключения Буратино” и т.д.
Проанализируйте эмоциональную проблему вашего ребенка: почему он тревожен, агрессивен, капризен – и выберите или сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать вашему ребенку решать его проблему (страх, одиночество, неуверенность, грубость и т.д.) Придумайте сказочного героя, слегка внешне и по характеру похожего на ребенка, у которого по сюжету появляется много возможностей для преодоления трудностей и препятствий. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.
И напоследок хочется сказать: дарите сказку своим детям, читайте им сказки, сочиняйте вместе, и вы приобретете незабываемый опыт общения со своими детьми, сможете лучше узнать их интересы и проблемы. А кроме того, возможно, сами найдете ответ на давно мучивший вас вопрос в мудрой, вечной, а потому прекрасной сказке.
Категория: С | Добавил: Админ | Теги: тренинг для родителей, Сказкотерапия, Энциклопедия для родителей, поведение детей, педагогические ситуации, сказка
Просмотров: 560 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 nita  
0
Николаева Татьяна, группа 11\375 зД
Сказка позволяет малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. В.А. Сухомлинский сказал, что «сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».Восприятие сказки маленьким ребенком отличается от восприятия взрослого человека тем, что сопереживая действию, ребенок становится на позицию героя, пытается преодолеть стоящие у того на пути препятствия, словно отождествляя себя с ним. И это чрезвычайно важно для личностного становления: ведь чертами истинно положительных сказочных героев являются высокие нравственные качества: бескорыстность, совестливость, сострадательность, милосердие, преданность родной земле, а также тяга к особой, житейской мудрости.
Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до маленьких слушателей. Сказка - явление культуры, в которой сплетено высокое и низкое, образцовое и безобразное, нравственное и безнравственное. И взрослый человек принимает или отвергает - в соответствии со своей жизненной позицией и теми ценностями, которые были заложены в детстве. В отношении же ребенка, у которого система ценностей только формируется, взрослым необходим осмысленный и избирательный подход к выбору сказок для чтения. Впечатлительным детям не стоит рано читать страшные сказки типа «Карлика Носа» Гауфа или грустные вроде «Девочки со спичками» или «Русалочки» Андерсона.
В дошкольном возрасте лучше читать побольше веселых произведений наших и зарубежных классиков детской литературы «Чиполлино», «Винни-Пух», «Буратино», книги Носова, Успенского, Рыбакова,Маршака, Михалкова и других прекрасных авторов не только развлекают, но и много учат. Испокон веков именно сказка (вслед за колыбельной песней и ласковой пестушкой) вводила детей в мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и даже подростку. Только задачи сказки по отношению к каждому возрасту различны. Если самого маленького сказка утешает и занимает, то старшего дошкольника и младшего школьника сказка по-настоящему воспитывает. А подростку может помочь разобраться в совсем несказочных проблемах, поразмышлять о нравственных законах жизни и обрести надежду.

1 OlgaMauro  
0
Рогачёва Ольга, гр. 11/II-371зД
«…О чем спрашивает человек сказку? И что именно она отвечает ему? Спрашивает человек сказку о том, о чем всегда и все люди, от века и до века, будут спрашивать своих родителей, пастырей и Бога; о том, что всем нам важно и необходимо… Человек спрашивает сказку, а она отвечает ему — о смысле земной жизни. Сказка есть первая, дорелигиозная философия народа, его жизненная философия, изложенная в свободных мифических образах и в художественной форме. Эти философские ответы вынашиваются каждым народом самостоятельно, по-своему, в его бессознательной национально-духовной лаборатории» пишет Иван Ильин в своем выступлении «Духовный смысл сказки».
Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. «Что такое счастье? В богатстве ли оно? Или в любви к свободе? Или, может быть, в доброте и правоте? В жертвенной любви доброго сердца?…Что такое судьба? Что это значит: умным горе, а дуракам счастье? И какие же это такие — дураки? Может, они вовсе не дураки?… В чем же понятная таинственная сила правды? Почему содеянное зло всегда или почти всегда возвращается на голову виновника? А если не всегда, то где же справедливость? И почему это так бывает, что посеянное добро, хотя бы маленькое семячко добра, расцветает потом на пути посеявшего человека благоуханными цветами-то благодарности и ответного добра, то пожизненной преданности, то прямо спасения от лютой беды? А если не всегда так бывает, то почему? Не правит ли миром некая таинственная благая сила, и каковы законы ее?..».
Стараясь вместе с ребенком поговорить на волнующую его проблему, рассуждая о персонаже, мы даем ребенку возможность проанализировать и спрогнозировать свои собственные поступки, слова и помышления, направив их в нужно русло. Духовно-нравственное становление личности идет по трем основным каналам: слово, дело, помышление. Вопросы, которые ребенок обязательно будет задавать взрослым, показывают уровень соответствия его собственных взглядов и представлений – общественным и традиционным взглядам на окружающую действительность. Рассуждая с ребенком, взрослые своими словами, отношением формируют у ребенка устойчивое отношение к окружающим людям. А уровень духовного становления прямо зависит от того, кто читает или рассказывает сказку и дает потом словесную оценку. Значит работа со сказкой – не простое времяпрепровождение, а серьезная педагогическая работа.
Исходя из традиционных русских методов воспитания, и родители, и педагоги учат, прежде всего, своим собственным примером, а потом уже поучениями и наставлениями. Домашнее чтение сказок при этом не только обогащает и детей и их родителей знаниями о семье, святости брака, чистоте отношений, совести, о добре и зле, но оно еще и сближает всех членов семьи. Сказка способна затронуть подсознание, а значит, и оживить родовую память.
«Темы сказок живут в мудрых глубинах человеческого инстинкта, где-то там, в священных подвалах, под семьюдесятью железными столбами, где завязаны узлы национального бытия и национального характера и где они ждут разрешения, свершения и свободы. В эти подвалы национального духовного опыта не проникнуть ни гордецу, ни трусу, ни маловеру, ни криводушному» писал Иван Ильин. Простой, доверчивый, искренний слушатель проникнет под эти своды и для него эти сказки не «выдумка и не небылица, а поэтическое прозрение, сущая реальность и начальная философия. И не сказка отжила свой век, если мы разучились жить ею; а мы исказили свой душевно-духовный уклад, и мы выветриваемся и отмираем, если мы потеряли доступ к нашей народной сказке».
«Что же это за подступ к сказке? », - продолжает Ильин. «Не слушайте же сказку при свете дня или прозаического и бескрылого сознания. Сказку надо слушать вечером или ночью, в волхвующей темноте, которая снимает с вещей их знакомый и таинственный вид и придает им новый вид, неожиданный и таинственный. Сказку надо слушать сумеречным сознанием на грани полусна. Навстречу сказке должны раскрыться погреба и пещеры бессознательного, где душа живет по-младенчески, совмещая ребенка с мудрецом; где она по-детски доверчива и искренна, беспомощно вопрошает и недоумевает…».

Имя *:
Email *:
Код *:


Меню сайта


Форма входа

Категории раздела


А [4]
Б [3]
В [5]
Г [2]
Д [1]
Е, Ё [0]
Ж [2]
З [3]
И [4]
К [5]
Л [2]
М [5]
Н [2]
О [3]
П [3]
Р [3]
С [6]
Т [3]
У [1]
Ф [1]
Х [2]
Ц [0]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [0]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]


Какие ценности вы считаете приоритетными в воспитании детей?
Всего ответов: 79
Наши друзья




Педагогический 
интернет-клуб





Приобщение 
к славянской культуре

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог Детских Центров России.