Наверное, многие согласятся, что самые яркие воспоминания из детства
- это сказки, рассказанные на ночь тихим мелодичным голосом мамы, и
веселые персонажи, рожденные, зачастую, озорным сказочным воображением.
Эти воспоминания до сих пор дарят новым поколениям ощущение родительской
заботы и тепла, переносят в волшебный мир детства. По мере взросления у
многих не только не теряется интерес к сказкам, но и усиливается. Так
появляются на свет авторские сказки. Многочисленные примеры таких
сказок, которыми поголовно увлекаются и дети и взрослые, мы видим
вокруг: это и сказки Г. Х. Андерсена, и забавные рассказы Туве Янсон о
Мумми-троллях, и истории о Гарри Поттере… Так что же такое сказка? Что
таит она в себе? Чем она так притягательна?
К анализу сказок все чаще обращаются психологи, говоря о том, что
сказки влияют на развитие личности и поведения. Учеными доказано, что
чтение сказок необходимо для развития мышления маленького ребенка.
Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и
внимание, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным
тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир.
Почему, спросите вы? Давайте поразмышляем вместе, а для этого нам надо
окунуться в далекое прошлое, когда еще наши прабабушки передавали
старинные предания своим детям.
Издревле привилегия рассказывать сказки, воспитывая детей,
принадлежала женщинам. Сидя за прялкой, рукодельничая, женщина
нашептывала малышам волшебные истории, в которых заключалась нехитрая
житейская мудрость. Поэтому сказка выступала как инструмент
социализации. Слушая сказку, ребенок постигал окружающий мир,
взаимоотношения людей, учился преодолевать барьеры, находить выход из
трудных ситуаций, верить в силу добра и справедливости. На каждый новый
трудный вопрос ребенка находилась своя сказка. Были сказки о сотворении
мира и человека, о возникновении человеческих пороков и борьбе с ними, о
мирной жизни и войне…
Современные дети точно так же благодаря сказкам обучаются стратегиям
поведения в той или иной ситуации, усваивают моральные и нравственные
законы жизни в человеческом сообществе. Отметим, что именно народные
сказки являются примером действительно оптимального решения
затруднительных проблем и вопросов, в то время как чудесные авторские
сказки являются скорее средством самовыражения автора, способом решения
собственных проблем, к сожалению, не всегда удачным и конструктивным. К
примеру, всем известны грустные сказки Г. Х. Андерсена, которые резко
подчеркивают трагизм непростой жизни великого сказочника. А тексты
народных сказок оттачивались веками, полировались тысячами пересказов и
сохраняли в себе крупицы житейской мудрости.
В русском фольклоре множество сказок, которые очень нравятся детям.
Порой родителям кажется, что тексты сказок просты и наивны, в сюжете
много повторов, а герои переходят из одной сказки в другую. Так, в
сказке "Лисичка со скалочкой" подробно и последовательно говорится о
хитрости лисы. Взрослый рассказал бы о ней так: "Решила лисичка обмануть
людей и полакомится чем-нибудь вкусным, но за свою хитрость была
наказана". Но малышу нравится сказка и нравится именно то, как по
несколько раз одно за другим перечисляются все действия лисы.
Малыша увлекают повторы сюжетных ходов, логическая завершенность
отдельных эпизодов и всей сказки в целом, возможность предугадать
действия героев. Бесконечные повторы, простые понятные слова, внутренний
ритм сказки – делают сказку понятной, успокаивающей, ребенок легко ее
запоминает, что способствует развитию речи и фонематического слуха.
Метафоричность и символизм сказки позволяют развивать воображение
ребенка, поскольку фантастический сказочный мир, наполненный чудесами,
тайнами и волшебством, всегда привлекает его. Ребенок с радостью
погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем,
творчески преобразует его. Но при этом воспринимает все происходящее в
нем как реальность. Этого требует его внутренний мир.
Сказка позволяет ребенку в простой и доступной форме отреагировать
свои проблемы. Возникающие трудности ребенок проецирует на сказочную
ситуацию, дистанцируется от них и получает возможность посмотреть на
решение проблем со стороны, а затем идентифицироваться с героями сказки и
принять позитивный опыт как свой собственный. Об этом важно помнить
родителям, не лишая ребенка возможности читать сложные и, казалось бы,
страшные сказки.
В любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка, как указывал на
это Э. Берн. Конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека,
под ее влиянием формируется план и линии поведения, которые
осуществятся, проводя героя по всем перипетиям жизни, только уже не
выдуманным, а реальным. "Скажи мне какая твоя любимая сказка, и я скажу
кто ты”, - так можно перефразировать известную пословицу. Не случайно в
последнее время зарождается новое направление в психологической практике
– сказкотерапия, позволяющая работать с детьми и взрослыми через
сказку, используя ее как чуткий инструмент переписывания
неконструктивного жизненного сценария и метод диагностики
психологических проблем клиента.
Зная о влиянии сказки на жизнь ребенка, можно многим помочь своему
малышу. У вашего малыша есть сказка, которую он любит слушать часами? Не
стоит волноваться: значит, эта сказка затрагивает какие-то
действительно актуальные, решаемые ребенком именно сейчас, вопросы.
Постарайтесь понять, что привлекает ребенка в сказочном сюжете, какой из
героев – его любимый, почему он выбирает эту сказку. Поиграйте с
ребенком, попробуйте инсценировать любимый отрывок. Это поможет малышу
интегрировать полученный опыт, а Вам лучше понять своего ребенка.
Пристрастие ребенка к той или иной сказке может меняться со временем, и
это означает, что ребенок растет, развивается и ставит перед собой новые
задачи.
Чтение сказок не стоит рассматривать как просто приятное
времяпрепровождение. По сути своей это не так. Сказка – это существенный
механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей. С
помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, преодолевать
негативные стороны личности и особенности характера. Например, жадному и
эгоистичному ребенку полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке”,
пугливому и робкому "О трусливом зайце”, шаловливому и доверчивому
"Приключения Буратино” и т.д.
Проанализируйте эмоциональную проблему вашего ребенка: почему он
тревожен, агрессивен, капризен – и выберите или сочините сказку, где
герои, их приключения и подвиги будут помогать вашему ребенку решать его
проблему (страх, одиночество, неуверенность, грубость и т.д.)
Придумайте сказочного героя, слегка внешне и по характеру похожего на
ребенка, у которого по сюжету появляется много возможностей для
преодоления трудностей и препятствий. Ваш ребенок сам почувствует помощь
и найдет выход из травмирующей его ситуации.
И напоследок хочется сказать: дарите сказку своим детям, читайте им
сказки, сочиняйте вместе, и вы приобретете незабываемый опыт общения со
своими детьми, сможете лучше узнать их интересы и проблемы. А кроме
того, возможно, сами найдете ответ на давно мучивший вас вопрос в
мудрой, вечной, а потому прекрасной сказке.
Николаева Татьяна, группа 11\375 зД Сказка позволяет малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. В.А. Сухомлинский сказал, что «сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».Восприятие сказки маленьким ребенком отличается от восприятия взрослого человека тем, что сопереживая действию, ребенок становится на позицию героя, пытается преодолеть стоящие у того на пути препятствия, словно отождествляя себя с ним. И это чрезвычайно важно для личностного становления: ведь чертами истинно положительных сказочных героев являются высокие нравственные качества: бескорыстность, совестливость, сострадательность, милосердие, преданность родной земле, а также тяга к особой, житейской мудрости. Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до маленьких слушателей. Сказка - явление культуры, в которой сплетено высокое и низкое, образцовое и безобразное, нравственное и безнравственное. И взрослый человек принимает или отвергает - в соответствии со своей жизненной позицией и теми ценностями, которые были заложены в детстве. В отношении же ребенка, у которого система ценностей только формируется, взрослым необходим осмысленный и избирательный подход к выбору сказок для чтения. Впечатлительным детям не стоит рано читать страшные сказки типа «Карлика Носа» Гауфа или грустные вроде «Девочки со спичками» или «Русалочки» Андерсона. В дошкольном возрасте лучше читать побольше веселых произведений наших и зарубежных классиков детской литературы «Чиполлино», «Винни-Пух», «Буратино», книги Носова, Успенского, Рыбакова,Маршака, Михалкова и других прекрасных авторов не только развлекают, но и много учат. Испокон веков именно сказка (вслед за колыбельной песней и ласковой пестушкой) вводила детей в мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и даже подростку. Только задачи сказки по отношению к каждому возрасту различны. Если самого маленького сказка утешает и занимает, то старшего дошкольника и младшего школьника сказка по-настоящему воспитывает. А подростку может помочь разобраться в совсем несказочных проблемах, поразмышлять о нравственных законах жизни и обрести надежду.
Рогачёва Ольга, гр. 11/II-371зД «…О чем спрашивает человек сказку? И что именно она отвечает ему? Спрашивает человек сказку о том, о чем всегда и все люди, от века и до века, будут спрашивать своих родителей, пастырей и Бога; о том, что всем нам важно и необходимо… Человек спрашивает сказку, а она отвечает ему — о смысле земной жизни. Сказка есть первая, дорелигиозная философия народа, его жизненная философия, изложенная в свободных мифических образах и в художественной форме. Эти философские ответы вынашиваются каждым народом самостоятельно, по-своему, в его бессознательной национально-духовной лаборатории» пишет Иван Ильин в своем выступлении «Духовный смысл сказки». Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. «Что такое счастье? В богатстве ли оно? Или в любви к свободе? Или, может быть, в доброте и правоте? В жертвенной любви доброго сердца?…Что такое судьба? Что это значит: умным горе, а дуракам счастье? И какие же это такие — дураки? Может, они вовсе не дураки?… В чем же понятная таинственная сила правды? Почему содеянное зло всегда или почти всегда возвращается на голову виновника? А если не всегда, то где же справедливость? И почему это так бывает, что посеянное добро, хотя бы маленькое семячко добра, расцветает потом на пути посеявшего человека благоуханными цветами-то благодарности и ответного добра, то пожизненной преданности, то прямо спасения от лютой беды? А если не всегда так бывает, то почему? Не правит ли миром некая таинственная благая сила, и каковы законы ее?..». Стараясь вместе с ребенком поговорить на волнующую его проблему, рассуждая о персонаже, мы даем ребенку возможность проанализировать и спрогнозировать свои собственные поступки, слова и помышления, направив их в нужно русло. Духовно-нравственное становление личности идет по трем основным каналам: слово, дело, помышление. Вопросы, которые ребенок обязательно будет задавать взрослым, показывают уровень соответствия его собственных взглядов и представлений – общественным и традиционным взглядам на окружающую действительность. Рассуждая с ребенком, взрослые своими словами, отношением формируют у ребенка устойчивое отношение к окружающим людям. А уровень духовного становления прямо зависит от того, кто читает или рассказывает сказку и дает потом словесную оценку. Значит работа со сказкой – не простое времяпрепровождение, а серьезная педагогическая работа. Исходя из традиционных русских методов воспитания, и родители, и педагоги учат, прежде всего, своим собственным примером, а потом уже поучениями и наставлениями. Домашнее чтение сказок при этом не только обогащает и детей и их родителей знаниями о семье, святости брака, чистоте отношений, совести, о добре и зле, но оно еще и сближает всех членов семьи. Сказка способна затронуть подсознание, а значит, и оживить родовую память. «Темы сказок живут в мудрых глубинах человеческого инстинкта, где-то там, в священных подвалах, под семьюдесятью железными столбами, где завязаны узлы национального бытия и национального характера и где они ждут разрешения, свершения и свободы. В эти подвалы национального духовного опыта не проникнуть ни гордецу, ни трусу, ни маловеру, ни криводушному» писал Иван Ильин. Простой, доверчивый, искренний слушатель проникнет под эти своды и для него эти сказки не «выдумка и не небылица, а поэтическое прозрение, сущая реальность и начальная философия. И не сказка отжила свой век, если мы разучились жить ею; а мы исказили свой душевно-духовный уклад, и мы выветриваемся и отмираем, если мы потеряли доступ к нашей народной сказке». «Что же это за подступ к сказке? », - продолжает Ильин. «Не слушайте же сказку при свете дня или прозаического и бескрылого сознания. Сказку надо слушать вечером или ночью, в волхвующей темноте, которая снимает с вещей их знакомый и таинственный вид и придает им новый вид, неожиданный и таинственный. Сказку надо слушать сумеречным сознанием на грани полусна. Навстречу сказке должны раскрыться погреба и пещеры бессознательного, где душа живет по-младенчески, совмещая ребенка с мудрецом; где она по-детски доверчива и искренна, беспомощно вопрошает и недоумевает…».