У ребенка до шестилетнего возраста часто проявляются различные
страхи. Для каждого возрастного периода есть свои характерные страхи. От
рождения до шести месяцев:
• любой громкий и неожиданный звук или шум;
• любое быстрое движение со стороны другого человека;
• падение, в том числе из рук взрослого;
• общая потеря поддержки.
Семь месяцев - один год:
• определенные громкие звуки;
• любые незнакомые люди;
• раздевание, переодевание и смена обстановки;
• высота.
От одного до двух лет:
• определенные громкие звуки;
• разлука с родителями;
• любые незнакомые люди;
• засыпание и сон;
• травма.
Два-два с половиной года:
• определенные громкие звуки;
• разлука с родителями;
• незнакомые ровесники;
• ночные кошмары;
• изменения в окружающей обстановке (перестановка мебели, переезд и др.);
• плохая погода (особенно гром и молнии).
От двух до трех лет:
• большие, непонятные и угрожающие на вид объекты;
• незнакомые сверстники;
• неожиданные события, изменения в укладе жизни;
• исчезновение или передвижение внешних объектов;
• ночные кошмары.
От трех до шести лет:
• одиночество;
• незнакомые люди;
• наказание со стороны родителей;
• сказочные персонажи (Баба Яга, Кощей, Бармалей, Змей Горыныч);
• природные стихии (ураган, наводнение, землетрясение);
• ночные кошмары;
• животные.
Страхи могут быть нормальные, возрастные и патологические. Если
какой-то страх владеет ребенком более месяца или мешает ему вести
нормальную жизнь, нужно задуматься о помощи. Так же будет уместна
консультация специалиста, не является ли чувство страха причиной таких
физических симптомов, как быстрое сердцебиение, головокружение, головная
боль, тошнота или недержание мочи. Если же речь идет о нормальных
страхах, то, как правило, дети быстро вырастают из них, при правильном
отношении родителей:
• спокойное сопереживание (нельзя дразнить, стыдить, пугать и т.д.);
• обсуждение страхов с ребенком (чем больше ребенок говорит о своем страхе, тем скорее он его преодолеет);
• анализ своих снов и действий (ненамеренно вы можете передавать ребенку свои волнения и тревоги);
• предвосхищение потенциально страшных ситуаций (не окружайте
ребенка избыточной защитой, но сделайте так, чтобы по возможности
снизить степень неприятных воздействий);
• постепенное, ступенчатое привыкание к страху (Например, если
ребенок боится собак, понаблюдайте вместе за игрой щенков. Попросите
знакомого, имеющего маленькую собаку, вместе с вами и вашим ребенком
погулять с ней. Если все пройдет хорошо, вы можете предпринять следующий
шаг: дайте ребенку возможность в вашем присутствии провести некоторое
время со взрослой собакой, пока вы могли бы научить его приемам
поведения в такой обстановке).
Сам сделал своими руками! Смастерил игрушку, поделку, вещь, в которую вложили свой труд, фантазию, выдумку – такая работа дорогого стоит. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствует развитию технического мышления. Ребенок учится обдумывать и создавать схему будущей поделки, подбирать материал с учетом возможностей его использования, придумывать оформление, приемы изготовления. Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. Он познает свойства самых различных материалов: бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала. Взрослым следует проявлять терпение, разъяснять непонятное, давать советы, своевременно хвалить, а порой и активно помогать ребенку в работе над самоделкой. А главное – радоваться каждому успеху малыша, поддерживать его убежденность в том, что у него все хорошо получается, что скоро он научится мастерить лучше. Очень важно создать необходимые условия для детской художественной деятельности. Необходимо выделить место, где можно удобно разместить материалы для работы: шкаф или полки с коробками, в которых хранятся материалы. Например: 1 коробка – сложить разную бумагу и картон. 2 коробка – мелкий бросовый материал ( коробочки, пластмассовые бутылочки; куски клеенки, поролона, синтепона; фантики, шпагат, проводка в оболочке и др. ) 3 коробка – материалы для шитья, вышивания, плетения, вязания и изготовления поделок из ткани ( лоскуты, обрезки тесьмы и лент, кружева, резинки, нитки разного качества, пуговицы и пр. ) 4 коробка – природный материал (шишки, желуди, каштаны, веточки, засушенные растения, ракушки, семена и пр. ) 5 коробка - различные инструменты и материалы, необходимые для труда (линейки, шаблоны, выкройки, карандаши, фломастеры, ножницы, клей, кисточки и пр.) Это полезная информация поможет вам в организации увлекательной работы с детьми, даст возможность творческого общения с ними и станет подарком для тех, кто любит творить и трудиться.
Проблемы человека в общении с окружающими, в оценке себя самого и поступков других людей связаны с периодом, когда личность только начинала формироваться – с детскими годами. Все основные принципы поведения, этические и моральные нормы, умение строить отношения с миром закладываются именно в детстве. И если в так называемой «программе взросления» происходит какой-либо сбой, последствия его будут сказываться на протяжении всей жизни. Толчком к этому условному сбою может стать психологическая травма ребенка.
Существует масса причин, которые могут привести к серьезной психологической травме детства. Это может быть внезапный испуг, частые ссоры родителей, смерть домашнего питомца. Могут спровоцировать травму и более серьезные причины – физическое насилие, гибель близкого человека, острый конфликт со сверстниками и неприятие со стороны других детей. Справиться с возникающими проблемами самостоятельно малыш не может, и организм выбирает самый простой путь – постараться не думать о плохом и страшном, забыть, запретить себе вновь и вновь переживать неприятные моменты. Но такая «спрятанная» в подсознание психологическая травма ребенка непременно даст о себе знать. Спектр проявлений достаточно широк, от банального заикания до комплекса неполноценности, от агрессии до ухода в себя. Взрослым, которые находятся рядом, «странности» в поведении сына или дочери кажутся беспричинными. Признаться же, в чем кроются мотивы такого поведения, ребенок и сам не может, потому что чаще всего не отдает себе отчета в происходящем.
Психологические травмы детства – проблема, с которой может справиться только квалифицированный специалист. Процесс общения с психологом, подобно негативу, проявляет то, что находится в глубине подсознания, вскрывая причины происшедшего. Визит к специалисту поможет справиться с самыми серьезными последствиями травм, независимо от того, как давно происходили события, которые к ним привели.
ЕСЛИ РЕБЁНОК ИСПЫТЫВАЕТ СТРАХИ. Страхи возникают потому,что у дошкольников сильно развито воображение,и потому, что как раз в этом возрасте в их сознании начинают возникать причинно-следственные связи,например: " Если темно -не видно опасности,а если её не видно- я не смогу защитить себя". В их голове возникают самые неимоверные взаимосвязи, и в тоже время правильно относится к ним ребёнок ещё не умеет. КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ПРОБЛЕМУ. Создайте у ребёнка ощущение безопасности.Это можно сделать ,соблюдая режим,находя время для общения с малышом.Отнеситесь с участием ко всем чувствам малыша,даже если вам не нравится,как он себя ведёт: " Я вижу ты испугался.Думою,я тоже испугался бы этой большой собаки. Разными способами помогайте ребёнку выразить свои страхи и опасения.Для этого можно: поговорить о них,нарисовать их, или даже подружится.Почитать книжки,лучше всего традиционные сказки,в которых говориться о том,как героям удалось преодолеть трудности и спастись от опасностей. КАК СПРАВИТСЯ С ПРОБЛЕМОЙ ,ЕСЛИ ОНА УЖЕ ЕСТЬ. Не поддавайтесь соблазну сказать что-то вроде " Нечего тут бояться" Никогда насильно не заставляйте ребёнка сделать то,что он боится. старайтесь поддерживать его : " Я знаю,что ты боишься темноты,давай оставим дверь приоткрытой.Я буду в соседней комнате,и ты всегда сможешь позвать меня"