Академия родителей. Академия родительства

Вторник, 09.03.2021, 04:40

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Виртуальная энциклопедия для родителей » Р

Р
21.12.2011, 00:36


 

Ключевое слово и определение

Речь   сложившаяся исторически  в процессе  материальной преобразующей  деятельности  людей форма общения, опосредованная языком; особый вид произвольной деятельности человека. Речь включает процессы порождения и восприятия устных или письменных сообщений для целей общения или для целей регуляции и контроля собственной деятельности. 

Мнение родителей: Развитие речи ребенка включает формирование у него  умение правильно произносить звуки и слова, разговаривать с другими людьми: обращаться к ним, задавать вопросы и отвечать на них и т.д.

Мнение специалистов: Развитие речи ребенка – это активный творческий процесс овладения языком через усвоение ребенком языковых навыков (фонетических, грамматических, лексических) и коммуникативных умений (инициировать общение, поддерживать тему разговора, соблюдать речевой этикет).

Проблемная ситуация: Моему сыну 2,6 месяцев, он почти ничего не говорит, хотя очень смышленый. Объясняется с нами жестами и мычанием, причем очень эмоционально. Наш малыш очень расстраивается, когда мы его долго не понимаем (а иногда  и не понимаем вообще), он явно хочет сказать, но не может. Свекровь нас утешает тем, что наш папа тоже поздно заговорил, только в три года. Скажите, стоит ли нам начинать волноваться или нужно занять позицию свекрови и подождать? Как нам быть в этой ситуации?

Анализ ситуации или Жизненные навыки, которым учатся дети и родители в этой ситуации

Вне всяких сомнений, у вашего малыша отмечается задержка речевого развития. Судите сами: при нормальном ходе речевого развития к концу первого года жизни у ребенка появляется от 2 до 10 слов, а к концу второго года жизни количество слов  увеличивается до 100 и больше, а с двух с половиной лет малыш должен пользоваться элементарной фразой для выражения своих желаний, потребностей («Мама, дай», «Папа! пойдем гулять» и т.д.).

Позиция свекрови, конечно, неправильная. Безусловно, генетическая предрасположенность оказывает влияние на становление и ход развития речи ребенка, но гораздо большее значение имеет та социально-культурная среда, в которой развивается ребенок, и анатомо-физиологическое строение органов артикуляции, слуха и др. К тому же не забывайте, что проводить такую параллель между сыном и отцом нельзя хотя бы потому, что у них разные матери. А если серьезно, то ваш сын воспитывается в одних педагогических, экологических, экономических условиях, а муж воспитывался совсем в других. Удостовериться в этом очень просто: расспросите свекровь, была ли у нее возможность уделять много времени воспитанию ребенка, много ли у него было развивающих игрушек, как часто она читала ему книги и т.д. Уверена, что вы обнаружите большую разницу.

Варианты решения проблемной ситуации

Главный совет будет заключаться в том, что вам срочно нужно обратиться за консультацией к логопеду. Этот специалист проведет диагностику речевого развития вашего ребенка, поставит диагноз и начнет работу по коррекции нарушения речи (если таковое будет выявлено), а также даст рекомендации, следовать которым вы будете дома.

Не дожидаясь помощи логопеда, уже с сегодняшнего дня вы можете перестать «угадывать» желания вашего ребенка, выражаемые жестами, стимулируя тем самым его голосовые реакции. При этом обязательно давайте своему малышу образец фразы, который он может использовать для общения с вами. Например: «Петенька, попроси у мамы: «Мама, дай!»». Подобным образом стимулируйте появление фразы «Мама, на!». Свои действия и все действия ребенка сопровождайте речью, например, кинул малыш на пол кубик, а вы ему тут же: «Бух! Кубик бух!». При этом будьте эмоциональны, чтобы ребенку захотелось снова кинуть кубик, но уже сопровождая своё действие речью. Как только у ребенка появится первое слово, которое вы сможете понять, сразу же с радостным видом повторите его за ним. Это поощрит малыша и вызовет желание общаться, т.к. ребенок теперь будет знать, что взрослый его понимает.

В процессе чтения ребенку книг просите не просто показывать знакомые предметы на картинках, но и вызывайте речевую активность: «Как кричит корова? Кошка? Как плачет малыш? Как зовет мама малыша?». Не забывайте в случае затруднений, давать образец ответа, предлагайте ребенку сказать что-то вместе с вами (взрослый: «Давай вместе: малыш плачет», вместе с ребенком: «а-а-а.»).  Однако не переусердствуйте, речевое общение должно приносить ребенку радость, а не быть  неприятным испытанием. Старайтесь не начинать свои обращения к ребенку со слов: «Скажи…», «Говори…».

 

Категория: Р | Добавил: Админ | Теги: Энциклопедия для родителей, развитие языковой способности, педагогические ситуации, развитие речи детей, речевая деятельность
Просмотров: 447 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
0
2 Zamina   [Материал]
Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и Совместная деятельность ребенка со взрослым, которая способствует налаживанию эмоционального контакта,способствует развитию активной речи и ознакомлению с окружающим миром.
Общение родителей с детьми и детей друг с другом формирует у детей умение рассуждать. Для этого в процессе общения нужно создать ситуации, требующие разрешения проблем, которые побуждают детей к использованию в своей речи доказательств своей точки зрения.

Обучать детей умению рассуждать надо начинать, в первую очередь, с наглядных примеров из жизненных ситуаций, потом уже стоит переходить заданиям со словесной основой. Например, можно прочитать какую-нибудь книгу, рассказ, сказку и обсудить положительных или отрицательных героев, мотивы их поведения и т.д. Прочитайте пословицы загадки и попросите ребенка отгадать загадку и объяснить свой ответ. Попросите ребенка рассказать, например, "Почему улетают перелетные птицы?", "Кого можно назвать хорошим товарищем?" и т.д.
Речевая активность детей в беседе-показатель ее эффективности. Родители должны стремится к тому, чтобы дети как можно больше общались, рассказывали.

0
1 Админ   [Материал]
В последнее время появляется все больше детей, которые к 3-4 годам еще практически не говорят. Причины этого могут быть разными, но какими бы они не были, это свидетельствует об искажении нормального хода развития языковой способности, о нарушении механизмов формирования языковых ориентировок и чувства языка.
Взрослые – родители и воспитатели – могут не ждать, когда ситуация станет все более угрожающей и придется идти на прием к логопеду. Конечно, его консультации будут необходимы. Нужны они и сейчас. Поэтому попробуем дать методические рекомендации, позволяющие активизировать языковую установку у неговорящих или плохоговорящих малышей.
Главной проблемой теперь является необходимость формирования языковой установки, т.е. осознания ребенком ограниченности применяемых им средств общения. Педагог вызывает слухо-зрительное сосредоточение на своей речи и стимулирует попытки подражания артикуляции взрослого. Это достигается благодаря использованию следующих приемов:
- созданию «проблемной ситуации», для решения которой необходимо речевое подражание взрослому, т.е. последний делает вид, что не понимает ребенка и просит сказать, что ему нужно;
- привлечению внимания к губам (с помощью указательного жеста) и мимике говорящего;
- демонстрации «ожидания» речевой активности со стороны ребенка;
- ответу за малыша в случае отсутствия его речевой активности (от лица ребенка);
- демонстрации того, что взрослый понял высказывание ребенка (кивком головы или полной расшифровкой высказывания, ориентируясь на ситуацию), если тот не в состоянии произнести фразу или слово;
- постоянному комментированию в речи происходящих вокруг ребенка событий (фраза простая, с часто повторяющимися словами), повторению за ним и обыгрыванию его звуковых реакций (путем наращивания звуков до слогов или отдельных слов).
В случае затруднений во время восприятия и проговаривания образца логопед опирается на формирование межанализаторных связей, т.е. формирует условный рефлекс во время правильного произнесения ребенком звука или слога (обозначающих слово):
- слухо-двигательные связи: при выполнении речевого задания ребенок хлопает в ладоши, топает ногой, подпрыгивает, мигает, бросает шарик (пуговицу, изюминку) в коробку, надевает кольцо на пирамидку и т.д.;
-слухо-зрительные связи: при выполнении речевого задания ребенок показывает игрушку, картинку или закрывает её ладонью, наклеивает наклейку – недостающую деталь в изображении предмета; берет фрагмент для складывания разрезной картинки, деталь конструктора и т.д.
- слухо-тактильные связи: при выполнении речевого задания ребенок дотрагивается до кусочка меха, бархата или наждачной бумаги, мрамора или войлока, проводит пальцем по зубьям расчески или зеркалу, окунает палец в мокрый песок, гуашь и т.д.;
- слуховые связи: при выполнении речевого задания ребенок нажимает на кнопку звонка, стучит палочкой по барабану, звонит в колокольчик, «учит» механического попугая повторять заданное слово или звук за собой. Педагог в опережающей речи фиксирует внимание воспитанника на грамматическом вопросе, который связывает настоящее высказывание взрослого и предстоящее высказывание ребенка: « О! Что? Мяч. Ой-ой! Какой? Большой! Ет-ет! Скачет! Ак-ак! Как? Быстро!»

Имя *:
Email *:
Код *:


Меню сайта


Форма входа

Категории раздела


А [4]
Б [3]
В [5]
Г [2]
Д [1]
Е, Ё [0]
Ж [2]
З [3]
И [4]
К [5]
Л [2]
М [5]
Н [2]
О [3]
П [3]
Р [3]
С [6]
Т [3]
У [1]
Ф [1]
Х [2]
Ц [0]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [0]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]


Как вы относитесь к духовно-нравственному воспитанию детей
Всего ответов: 35
Наши друзья




Педагогический 
интернет-клуб





Приобщение 
к славянской культуре

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог Детских Центров России.