Ключевое слово и определение
Речь – сложившаяся
исторически в процессе материальной преобразующей деятельности
людей форма общения, опосредованная языком; особый вид произвольной
деятельности человека. Речь включает процессы порождения и восприятия устных
или письменных сообщений для целей общения или для целей регуляции и контроля
собственной деятельности.
Мнение
родителей: Развитие речи ребенка
включает формирование у него умение
правильно произносить звуки и слова, разговаривать с другими людьми: обращаться
к ним, задавать вопросы и отвечать на них и т.д.
Мнение
специалистов: Развитие речи
ребенка – это активный творческий процесс овладения языком через усвоение
ребенком языковых навыков (фонетических, грамматических, лексических) и
коммуникативных умений (инициировать общение, поддерживать тему разговора,
соблюдать речевой этикет).
Проблемная
ситуация: Моему сыну 2,6 месяцев, он
почти ничего не говорит, хотя очень смышленый. Объясняется с нами жестами и
мычанием, причем очень эмоционально. Наш малыш очень расстраивается, когда мы
его долго не понимаем (а иногда и не
понимаем вообще), он явно хочет сказать, но не может. Свекровь нас утешает тем,
что наш папа тоже поздно заговорил, только в три года. Скажите, стоит ли нам начинать
волноваться или нужно занять позицию свекрови и подождать? Как нам быть в этой
ситуации?
Анализ ситуации или Жизненные навыки,
которым учатся дети и родители в этой ситуации
Вне
всяких сомнений, у вашего малыша отмечается задержка речевого развития. Судите
сами: при нормальном ходе речевого развития к концу первого года жизни у
ребенка появляется от 2 до 10 слов, а к концу второго года жизни количество
слов увеличивается до 100 и больше, а с
двух с половиной лет малыш должен пользоваться элементарной фразой для
выражения своих желаний, потребностей («Мама, дай», «Папа! пойдем гулять» и
т.д.).
Позиция
свекрови, конечно, неправильная. Безусловно, генетическая предрасположенность
оказывает влияние на становление и ход развития речи ребенка, но гораздо
большее значение имеет та социально-культурная среда, в которой развивается
ребенок, и анатомо-физиологическое строение органов артикуляции, слуха и др. К
тому же не забывайте, что проводить такую параллель между сыном и отцом нельзя
хотя бы потому, что у них разные матери. А если серьезно, то ваш сын
воспитывается в одних педагогических, экологических, экономических условиях, а
муж воспитывался совсем в других. Удостовериться в этом очень просто:
расспросите свекровь, была ли у нее возможность уделять много времени
воспитанию ребенка, много ли у него было развивающих игрушек, как часто она
читала ему книги и т.д. Уверена, что вы обнаружите большую разницу.
Варианты решения проблемной ситуации
Главный
совет будет заключаться в том, что вам срочно нужно обратиться за консультацией
к логопеду. Этот специалист проведет диагностику речевого развития вашего
ребенка, поставит диагноз и начнет работу по коррекции нарушения речи (если
таковое будет выявлено), а также даст рекомендации, следовать которым вы будете
дома.
Не
дожидаясь помощи логопеда, уже с сегодняшнего дня вы можете перестать
«угадывать» желания вашего ребенка, выражаемые жестами, стимулируя тем самым
его голосовые реакции. При этом обязательно давайте своему малышу образец
фразы, который он может использовать для общения с вами. Например: «Петенька,
попроси у мамы: «Мама, дай!»». Подобным образом стимулируйте появление фразы
«Мама, на!». Свои действия и все действия ребенка сопровождайте речью,
например, кинул малыш на пол кубик, а вы ему тут же: «Бух! Кубик бух!». При
этом будьте эмоциональны, чтобы ребенку захотелось снова кинуть кубик, но уже
сопровождая своё действие речью. Как только у ребенка появится первое слово,
которое вы сможете понять, сразу же с радостным видом повторите его за ним. Это
поощрит малыша и вызовет желание общаться, т.к. ребенок теперь будет знать, что
взрослый его понимает.
В
процессе чтения ребенку книг просите не просто показывать знакомые предметы на
картинках, но и вызывайте речевую активность: «Как кричит корова? Кошка? Как
плачет малыш? Как зовет мама малыша?». Не забывайте в случае затруднений,
давать образец ответа, предлагайте ребенку сказать что-то вместе с вами
(взрослый: «Давай вместе: малыш плачет», вместе с ребенком: «а-а-а.»). Однако не переусердствуйте, речевое общение
должно приносить ребенку радость, а не быть
неприятным испытанием. Старайтесь не начинать свои обращения к ребенку
со слов: «Скажи…», «Говори…».
|