Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики
выступает процесс "открытия мира” с использованием установки говорения
на русском языке. Основными направлениями при определении тематики
являются, согласно О.П. Гаврилушкиной, следующие: "Ребенок среди любимых
предметов и игрушек”, "Ребенок среди взрослых и сверстников”, "Ребенок в
мире животных”, "Ребенок и природа”. При этом важно, чтобы одно
содержание имело разные планы выражения в соответствии с применяемым
алфавитом кодирования, т. е. использовались драматизация,
сюжетно-ролевая игра, рисование и рассказывание на одну и ту же тему.
Например: «Вот ребята выбежали на прогулку, а Алеша в дверях
остановился, в ручку двери вцепился, не хочет на улицу выходить.
Помните, что дальше было? Соня, как ты уговорила Алешу отойти от двери?
Что ты ему сказала?»
В процессе комментированного рисования по поводу появляющегося
схематического изображения ситуаций, отражающих бытовой, игровой,
познавательный и эмоциональный опыт детей (изображения выполняет
взрослый на глазах у детей мелом или маркерами на доске, а сами дети
также становятся объектами изображения), воспитанники вступают в
общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, сообщения, т.
е. упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
Вышеперечисленное содержание работы может быть реализовано с помощью
подгрупповых и индивидуальных форм работы с детьми – в процессе
проведения занятий по подгруппам от 4 до 6-7 человек.
Основные правила их проведения:
• Правило первое. Использование приема транслирования информации
выступает в качестве первого и основного правила поведения взрослого во
время "комментированного рисования".
• Правило второе. Следующее правило связано с отбором тематического
содержания. В качестве объектов для рисования и обсуждения служат
детские впечатления (например, от празднования Рождества, Нового года),
повседневная жизнь (прогулка, режимные моменты), игры, наблюдения в
природе и пр.
• Правило третье. Главными героями создаваемых рисунков являются
конкретные дети, воспитанники группы, их занятия, игры и, главное, -
отношения.
• Правило четвертое. Взрослый не стремится сразу исправлять речь
ребенка. Его поведение напоминает поведение матери полутора- или
двухлетнего ребенка, которая все время "переводит" его автономные
высказывания "с русского - на русский", придавая этим высказываниям
понятную всем языковую структуру.
• Правило пятое. Педагог создает схематические,
информационно-смысловые изображения, не ставит перед собой
художественных целей, не "прорисовывает" детали, которые не значимы для
раскрытия основного содержания, рисует быстро, передавая только главное,
существенное.
• Правило шестое. В целях формирования единства образных движений и
слова детям предлагают не только рассказывать о том, что нарисовано, но
показывать посредством изобразительных движений.
• Правило седьмое. В качестве "физкультминуток" использовать
элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые
коммуникативной речью.
Все занятия строятся по коммуникативному принципу. Это выражается в
том, что на каждом занятии (по методике О.П. Гаврилушкиной):
• создаются оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи
и потребности в ней: ребенок должен знать, почему и зачем он говорит;
• обеспечивается главное условие общения - адресованность речи
детей: ребенок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения,
побуждения (преимущественно сверстнику);
• стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребенка;
• осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения,
основу которого составляет личный эмоциональный, бытовой, игровой,
познавательный и межличностный опыт детей;
• широко используются различные коммуникативные средства: образно-жестовые, мимические, вербальные, интонационные.
С организационной точки зрения все занятия имеют следующую структуру:
1. создание положительного отношения к теме и способу её реализации:
«Я хочу нарисовать картину о вашей прогулке. Я буду рисовать быстро,
как будто рассказывать мелом, а вы мне будете по-настоящему
рассказывать, как играли. Я нарисую всех, расскажу про тебя, Саша, и про
тебя… Хотите вместе со мной рисовать?».
2. комментированное рисование с использованием имитационных движений
и обсуждением содержания и сюжета рисунка (продолжительность
комментированного рисования – не более 10 минут даже в старших группах).
Например: «Витя, узнай у Ани, с кем она играла в мяч? Сережа,
спроси, во что они играли? Марина, узнай, нравится ли Ане играть вместе с
Олегом?» Взрослый дополняет ответы детей, делает их структурированными,
грамматически и орфоэпически правильно оформленными. Вместе с педагогом
или вслед за них дети повторяют фразу под дирижирование рукой педагога.
«Анечка, а теперь ты будешь спрашивать. С кем ты хочешь говорить? С
Мариной? Хорошо. Спроси, в какую игру она играла». Параллельно на доске
возникают маленькие ситуации, описывающие поведение и игры детей на
прогулке.
3. динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики,
4. рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной
ситуации: «Расскажите, как вы играли, используя нашу картину». Рассказ
выглядит примерно так: «Это я. Я здесь взял лопату… дорожку чищу вот
так. А это Витя. Он катает шары, чтобы снежную бабу делать. А это Аня и
Олег. Они в мяч играют». И так передается содержание всех эпизодов.
5. словесные игры и игры-драматизации.
Комментированное рисование может сочетаться с комментированием
картинок и драматизации их содержания. При этом используется 3 варианта
заданий.
• Первый вариант задания заключается в следующем: ребенку сообщают,
что на картинках нарисован он, даже называют именем ребенка изображенный
персонаж. "Это картинки про тебя. Ты будешь рассказывать детям, какая
ты помощница, как хорошо умеешь помогать маме". В данном случае ребенок
упражняется в составлении предложений с личным местоимением и глаголом
1-го л., ед.ч., что необходимо для общения (" Я взял…самолет и стал
красить…")
• Второй вариант задания. Ребенку предлагают те же картинки. Но
меняется исходная позиция. На картинках как будто изображены другие дети
из группы, выполняющие различные трудовые поручения, а ребенок должен
рассказать им, чем именно они заняты. Задача, стоящая перед ним,
заключается в составлении сообщений, конструкция которых включает имя
собственное и глагол 2-го л. ед. ч. ("Здесь ты помогаешь подметать пол")
Высказывания такого вида тоже обладают высокой частотностью в процессе
общения.
• Третий вариант задания. В этом варианте ребенок сообщает другому
лицу о действиях третьего. Так, девочка рассказывает другим детям, как
её подруга умеет помогать маме. Речевые конструкции в данном случае
включают личное местоимение и глагол 3-го л. ед.ч. (" Нарисовано, как
Света шьет платье своей дочке").
При этом, как пишет в своих разработках О.П. Гаврилушкина,
полезно составлять диалоги, передавая смысл отношений между двумя
лицами, опираясь на различные картинки. Говоря от имени изображенного на
картинке лица, ребенок как бы входит в роль другого человека. Если на
картинке нарисованы два персонажа, то можно подключать двух и более
детей. Этот вид диалогической речи доступен детям лишь в старшем
дошкольном возрасте, когда они имеют достаточно большой опыт игровой
деятельности и уровень развития языковой и интеллектуальной
способностей. При этом важно, что параллельно будет обогащаться опыт
решения детьми различных проблемных коммуникативных ситуаций, что будет
способствовать оптимизации развития и коммуникативной способности тоже.
Диалоги детей могут быть записаны на магнитофон. А потом – включены
спустя несколько дней для того, чтобы можно было нарисовать к ним
картинки.
Постепенно детей подводят к созданию рассказов в картинках. Темы
рассказов могут быть любыми, но связанными с интересами и переживаниями
детей, их опытом взаимодействия и путешествий. Картинки и подписи дети
делают дома вместе с родителями, а презентацию работ проводят в детском
саду.