Академия родителей. Академия родительства

Суббота, 27.04.2024, 03:55

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Виртуальная энциклопедия для родителей » Р

Р
22.12.2011, 21:41
Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс "открытия мира” с использованием установки говорения на русском языке. Основными направлениями при определении тематики являются, согласно О.П. Гаврилушкиной, следующие: "Ребенок среди любимых предметов и игрушек”, "Ребенок среди взрослых и сверстников”, "Ребенок в мире животных”, "Ребенок и природа”. При этом важно, чтобы одно содержание имело разные планы выражения в соответствии с применяемым алфавитом кодирования, т. е. использовались драматизация, сюжетно-ролевая игра, рисование и рассказывание на одну и ту же тему. Например: «Вот ребята выбежали на прогулку, а Алеша в дверях остановился, в ручку двери вцепился, не хочет на улицу выходить. Помните, что дальше было? Соня, как ты уговорила Алешу отойти от двери? Что ты ему сказала?»
В процессе комментированного рисования по поводу появляющегося схематического изображения ситуаций, отражающих бытовой, игровой, познавательный и эмоциональный опыт детей (изображения выполняет взрослый на глазах у детей мелом или маркерами на доске, а сами дети также становятся объектами изображения), воспитанники вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, сообщения, т. е. упражняются во всех типах коммуникативных высказываний. Вышеперечисленное содержание работы может быть реализовано с помощью подгрупповых и индивидуальных форм работы с детьми – в процессе проведения занятий по подгруппам от 4 до 6-7 человек.
Основные правила их проведения:
• Правило первое. Использование приема транслирования информации выступает в качестве первого и основного правила поведения взрослого во время "комментированного рисования".
• Правило второе. Следующее правило связано с отбором тематического содержания. В качестве объектов для рисования и обсуждения служат детские впечатления (например, от празднования Рождества, Нового года), повседневная жизнь (прогулка, режимные моменты), игры, наблюдения в природе и пр.
• Правило третье. Главными героями создаваемых рисунков являются конкретные дети, воспитанники группы, их занятия, игры и, главное, - отношения.
• Правило четвертое. Взрослый не стремится сразу исправлять речь ребенка. Его поведение напоминает поведение матери полутора- или двухлетнего ребенка, которая все время "переводит" его автономные высказывания "с русского - на русский", придавая этим высказываниям понятную всем языковую структуру.
• Правило пятое. Педагог создает схематические, информационно-смысловые изображения, не ставит перед собой художественных целей, не "прорисовывает" детали, которые не значимы для раскрытия основного содержания, рисует быстро, передавая только главное, существенное.
• Правило шестое. В целях формирования единства образных движений и слова детям предлагают не только рассказывать о том, что нарисовано, но показывать посредством изобразительных движений.
• Правило седьмое. В качестве "физкультминуток" использовать элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые коммуникативной речью.
Все занятия строятся по коммуникативному принципу. Это выражается в том, что на каждом занятии (по методике О.П. Гаврилушкиной):
• создаются оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней: ребенок должен знать, почему и зачем он говорит;
• обеспечивается главное условие общения - адресованность речи детей: ребенок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (преимущественно сверстнику);
• стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребенка;
• осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей;
• широко используются различные коммуникативные средства: образно-жестовые, мимические, вербальные, интонационные.
С организационной точки зрения все занятия имеют следующую структуру:
1. создание положительного отношения к теме и способу её реализации: «Я хочу нарисовать картину о вашей прогулке. Я буду рисовать быстро, как будто рассказывать мелом, а вы мне будете по-настоящему рассказывать, как играли. Я нарисую всех, расскажу про тебя, Саша, и про тебя… Хотите вместе со мной рисовать?».
2. комментированное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением содержания и сюжета рисунка (продолжительность комментированного рисования – не более 10 минут даже в старших группах).
Например: «Витя, узнай у Ани, с кем она играла в мяч? Сережа, спроси, во что они играли? Марина, узнай, нравится ли Ане играть вместе с Олегом?» Взрослый дополняет ответы детей, делает их структурированными, грамматически и орфоэпически правильно оформленными. Вместе с педагогом или вслед за них дети повторяют фразу под дирижирование рукой педагога. «Анечка, а теперь ты будешь спрашивать. С кем ты хочешь говорить? С Мариной? Хорошо. Спроси, в какую игру она играла». Параллельно на доске возникают маленькие ситуации, описывающие поведение и игры детей на прогулке.
3. динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики,
4. рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации: «Расскажите, как вы играли, используя нашу картину». Рассказ выглядит примерно так: «Это я. Я здесь взял лопату… дорожку чищу вот так. А это Витя. Он катает шары, чтобы снежную бабу делать. А это Аня и Олег. Они в мяч играют». И так передается содержание всех эпизодов.
5. словесные игры и игры-драматизации.
Комментированное рисование может сочетаться с комментированием картинок и драматизации их содержания. При этом используется 3 варианта заданий.
• Первый вариант задания заключается в следующем: ребенку сообщают, что на картинках нарисован он, даже называют именем ребенка изображенный персонаж. "Это картинки про тебя. Ты будешь рассказывать детям, какая ты помощница, как хорошо умеешь помогать маме". В данном случае ребенок упражняется в составлении предложений с личным местоимением и глаголом 1-го л., ед.ч., что необходимо для общения (" Я взял…самолет и стал красить…")
• Второй вариант задания. Ребенку предлагают те же картинки. Но меняется исходная позиция. На картинках как будто изображены другие дети из группы, выполняющие различные трудовые поручения, а ребенок должен рассказать им, чем именно они заняты. Задача, стоящая перед ним, заключается в составлении сообщений, конструкция которых включает имя собственное и глагол 2-го л. ед. ч. ("Здесь ты помогаешь подметать пол") Высказывания такого вида тоже обладают высокой частотностью в процессе общения.
• Третий вариант задания. В этом варианте ребенок сообщает другому лицу о действиях третьего. Так, девочка рассказывает другим детям, как её подруга умеет помогать маме. Речевые конструкции в данном случае включают личное местоимение и глагол 3-го л. ед.ч. (" Нарисовано, как Света шьет платье своей дочке").
При этом, как пишет в своих разработках О.П. Гаврилушкина, полезно составлять диалоги, передавая смысл отношений между двумя лицами, опираясь на различные картинки. Говоря от имени изображенного на картинке лица, ребенок как бы входит в роль другого человека. Если на картинке нарисованы два персонажа, то можно подключать двух и более детей. Этот вид диалогической речи доступен детям лишь в старшем дошкольном возрасте, когда они имеют достаточно большой опыт игровой деятельности и уровень развития языковой и интеллектуальной способностей. При этом важно, что параллельно будет обогащаться опыт решения детьми различных проблемных коммуникативных ситуаций, что будет способствовать оптимизации развития и коммуникативной способности тоже. Диалоги детей могут быть записаны на магнитофон. А потом – включены спустя несколько дней для того, чтобы можно было нарисовать к ним картинки.
Постепенно детей подводят к созданию рассказов в картинках. Темы рассказов могут быть любыми, но связанными с интересами и переживаниями детей, их опытом взаимодействия и путешествий. Картинки и подписи дети делают дома вместе с родителями, а презентацию работ проводят в детском саду.
Категория: Р | Добавил: Админ | Теги: речь, Энциклопедия для родителей, методика комментированного рисовани, дети, педагогические ситуации, рисование
Просмотров: 469 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Меню сайта


Форма входа

Категории раздела


А [4]
Б [3]
В [5]
Г [2]
Д [1]
Е, Ё [0]
Ж [2]
З [3]
И [4]
К [5]
Л [2]
М [5]
Н [2]
О [3]
П [3]
Р [3]
С [6]
Т [3]
У [1]
Ф [1]
Х [2]
Ц [0]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [0]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]


Как вы относитесь к духовно-нравственному воспитанию детей
Всего ответов: 35
Наши друзья




Педагогический 
интернет-клуб





Приобщение 
к славянской культуре

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог Детских Центров России.