Для обеспечения нормального развития ребенка необходимо, прежде всего
соблюдение режима, т.е. рациональное, в соответствии с возрастными
особенностями детей, распределение времени для сна, еды, прогулок,
различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Надо, чтобы в
семье так же, как и в детском саду, выполнялось основное требование
режима – точность во времени и правильное чередование режимных
процессов, смена одних видов деятельности другими. Режим строится с
учетом анатомо-физиологических особенностей детей. Что надо знать о них
родителям?
Режим в жизни ребенка.
В дошкольном возрасте у ребенка складываются, закрепляются и часто
остаются на всю жизнь устойчивые навыки и привычки. Эти привычки могут
быть полезными и вредными. Например, привычка беспорядочно принимать
пищу, ложиться спать в различное время в будущем может привести к
расстройству функционирования пищеварительного тракта, нарушениям
нервной системы, тогда как привычка есть в одно и то же время
способствует хорошему аппетиту и лучшему усвоению пищи организмом.
Выполнение режима благоприятствует не только своевременному развитию и
четкой работе всех систем организма, но и создает предпосылки для
всестороннего формирования личности ребенка в целом.
Систематическое чередование различных видов деятельности создает
необходимый ребенку режим умственной и двигательной нагрузки, отдыха.
Дети постепенно привыкают к режиму, и привычный ритм жизни начинает
положительно влиять на их самочувствие, настроение и поведение:
повышается работоспособность, интенсивнее усваиваются знания, дети
меньше утомляются, активнее проявляют себя в различных видах
деятельности.
Организация и повседневное выполнение режима ребенком дома
способствует не только укреплению его здоровья и нормальному физическому
развитию, но и воспитанию таких необходимых качеств, как
организованность, дисциплинированность, умение подчинять свои желания
требованиям окружающей жизни.
Ритмичность процессов возбуждения и торможения, предохраняя
организм от перегрузок и переутомления, в то же время является основой
для выработки навыков поведения.
Привычная смена элементов режима не вызывает у детей отрицательных
эмоций даже в том случае, если приходится переключаться с одного, более
интересного вида деятельности на другой, менее увлекательный. Так,
маленький Алеша, который всегда ложится спать в одно и то же время,
после напоминания мамы о том, что уже пора готовиться ко сну, спокойно
оставляет игру и начинает вечерний туалет.
А также, выполнение режима – это, прежде всего укрепление нервной
системы ребенка. В равной мере это относится как к детям младшего
дошкольного возраста, у которых нервная система еще не сформировалась и
потому особенно ранима, так и к старшим дошкольникам. Если ребенок
возбужден, капризен, раздражителен, переход его в школу будет сопряжен с
дополнительными трудностями.
Некоторые родители переоценивают возможности детей, особенно
старших дошкольников, считая, что они уже достаточно выросли и окрепли. В
нарушение режима, такие родители разрешают детям попозже лечь спать, не
отдыхать днем, подольше посмотреть телевизор или посидеть за столом с
гостями. Необходимо предостеречь их от этого, указав, что
систематическое переутомление истощает нервную систему, ребенок
раздражается, капризничает. Постепенно такое поведение входит в
привычку.
От того, насколько родители внимательно относятся к соблюдению
режима, во многом зависит бодрое, жизнерадостное и в тоже время,
уравновешенное состояние ребенка. Засиделись гости, ребенка вовремя не
положили спать, «Ничего, быстрее заснет», - думают родители. Но нервная
система малыша перенапряглась, он капризничает, не слушается, плачет,
долго вертится в постели, заснув, вскрикивает во сне. На следующий день
он не хочет вставать, отказывается идти в детский сад. Или: мама с утра
занята приготовлением воскресного обеда. Она хочет вкусно всех
накормить, доставить тем самым удовольствие близким. Как следует не
позавтракав, в ожидании заманчивого обеда дети перекусывают «на ходу».
Время их обеда прошло, давно наступила пора дневного отдыха. Наконец все
усаживаются за стол, но дети отказываются от еды. Мама искренне
огорчена: она так хлопотала! Дорогие мамы, если у Вас получилась
подобная ситуация, то обязательно покормите детей чем-нибудь в обеденное
время, уложите их спать, а обед для всей семьи организуйте после
дневного отдыха.
Огромное значение в воспитании ребенка играет правильно
организованный сон, который в связи с быстрой истощаемостью нервной
системы приобретает особую значимость в период дошкольного детства.
Потребность во сне у ребенка значительно большая, чем у взрослого, и чем
ребенок младше, тем больше ему нужно спать для полного удовлетворения
этой потребности. Так, продолжительность сна ребенка первых трех лет
14-15 часов в сутки. Детям 4-7 лет достаточно спать 11-12 часов. Для
того, чтобы сон обеспечивал полноценный отдых, необходимо, чтобы дети
ложились в постель, засыпали и просыпались в установленное время.
Важно не только вовремя накормить и уложить спать ребенка. Время
пребывания его дома должно быть, так же как и в детском саду, заполнено
интересными играми, различными занятиями, выполнением посильных
трудовых обязанностей. Это приучит детей к самостоятельной деятельности,
определенным нормам поведения. Родители должны правильно организовать
быт ребенка, рационально чередовать занятия и отдых детей, причем
обязательно должно быть выделено время и для выполнения трудовых
поручений, и для различного вида развлечений.
Уважаемые родители! Если режим осуществляется правильно, то ваши
дети спокойны, активно занимаются, играют, хорошо едят, быстро засыпают и
крепко спят, просыпаются бодрыми и веселыми.
Как построить день так, чтобы режим дня не утомлял ребенка и был полезным для полноценного развития?
Обычно утро начинается с умывания. Важно приучить малыша к тому, чтобы с утра он чистил зубы. Эта полезная привычка закрепится на всю жизнь, если будет привита в самом раннем возрасте. Надо показывать на своем примере, как и что нужно делать: правильно умываться, чистить зубы, причесываться. Ребенка можно заинтересовать стихотворением или веселыми прибаутками, которые не только будут привлекать его внимание, но и поднимать настроение, приучая маленького человека к тому, что утро всегда начинается весело и хорошо. В будущем у вашего ребенка вместе с привычкой правильно умываться и чистить зубы утром закрепится твердая ассоциация, что утро - это хорошее начало нового дня. Важно не переборщить и сориентироваться, когда малыш начнет подрастать. Не забывайте, что детские стишки - только для маленьких детей, ну а подрастающие дети требуют иного отношения.
Следующий этап - завтрак, который также следует разнообразить. Привлеките внимание малыша интересными историями о правильном питании (конечно, истории должны быть действительно увлекательными и ненадуманными - здесь вам всегда помогут сказки). Могут, конечно, возникнуть трудности с тем, что не все дети с удовольствием едят утром. Здесь также может помочь выдумка. Расскажите ребенку, что есть несколько примет здорового и крепкого малыша - румяные щечки, блестящие глазки, звонкий голос и т.д. Перейдите к продуктам, расскажите, что от яблок румянится личико, от молока белеют зубки и т.д. Не надо перекармливать ребенка утром, вызывая у него тем самым отвращение к еде. Поешьте вместе с ним из одной тарелки, разделите стакан поровну.
Если малыш не ходит в детский садик и остается дома, то вариаций дня может быть множество. Так или иначе, график дня ребенка делится на две части: «до обеда» и «после обеда».
В дообеденное время ребенку полезно поиграть в активные развивающие игры, а после обеда почитать книги, посмотреть мультфильмы или детские передачи.
Вечернее время лучше всего отвести для общения с родителями: в этом возрасте его потребность в общении с мамой и папой очень велика. Истории, не всегда правдивые, но поучительные, заинтересуют ребенка и, при помощи ярких образов, которые так впечатляют детей, отложатся на всю жизнь как правила и стереотипы поведения в тех или иных жизненных ситуациях.