Академия родителей. Академия родительства

Четверг, 25.04.2024, 19:08

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Виртуальная энциклопедия для родителей » О

О
22.12.2011, 21:51
Социально-психологический портрет одаренного ребенка
I. Влияние социальной среды на одаренность.
1. Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выводы: социально-экономические условия влияют на развитие одаренности, т.к. они определяют уровень жизни человека; чем более экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для развития человека.
2. Очень важным условие развития одаренности является семья, а именно:
• структура и эмоциональный климат семьи,
• стили детско-родительских отношений,
• отношение родителей к детской одаренности.
Обращаясь к вопросу структуры семьи, отметим, что большинства детей (87%) воспитывалось в полных семьях. Зачастую, в 70% случаях, вместе с детьми и родителями живут кто-либо из родственников: бабушки, дедушки, тети, дяди, двоюродные братья и сестры.
Практически ни у кого не было младших сестер или братьев. Исследования Р. Зайонца показали зависимость интеллектуальной одаренности и количества детей в семье.
Он установил, что чем больше братьев и сестер, тем ниже их средний коэффициент интеллектуальности.
Структура семьи в большинстве случаев связана с системой отношений между родственниками и эмоциональном климатом семьи.
Говоря о содержательной стороне взаимоотношений, многие исследователи отмечают значительные влияния, оказываемые на детей родителями противоположного пола.
Большинство исследователей считают, что одаренному ребенку необходимы ласка, принятие, любовь и уважение.
Более изучен вопрос о стилях детско-родительских отношений.
Ученые единодушны в том, что стили, базирующиеся на жестком контроле, силовом давлении не дают возможности для развития одаренной личности.
Р. Хесс и в. Шипман разделили родительские стили взаимодействия на императивный и инструктивный.
Для первого характерны однозначные команды, например: "Делай так, как я сказал…”, "Сиди спокойно…”.
Родители ждут от ребенка беспрекословного соблюдения их указаний, их отношения основываются на авторитете взрослого.
Такой стиль развивает в ребенке пассивную податливость и наряду с зависимостью и конформизмом.
Инструктивный стиль содержит больше информации, а требования обосновываются: "Убери игрушки, а я подмету пол…”.
Родители беседуют с ребенком "а равных”, доказывают, что их требования закономерны и разумны.
Это воспитывает инициативу и твердость.
Еще одним важным аспектом является отношения родителей к детской одаренности. Очевидно, что этот фактор – один из основных, влияющих на реализацию возможностей ребенка.
Типы отношений:
• отрицательное,
• игнорирующее,
• положительное,
гиперсоциализация (когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей).
II. Особенности познавательной деятельности.
1. Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.
2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравиться в своем воображении создавать альтернативные системы.
3. Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.
4. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно ичетко излагать свои мысли.
5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранить высокий порог восприятия в течении длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они не терпят, когда им навязывают готовые ответы.
6. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач.
7. Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем, что ему еще пока не по силам.
III. Психосоциальная чувствительность.
1. Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.
2. Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
3. Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья и сестры) весьма характерны для одаренных детей.
4. Дети обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
5. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.
6. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к невербальным сигналам окружающих.
7. Эгоцентризм в этом возрасте как у обычных детей.
8. Нередко у одаренных детей развиваются негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.
IV. Физические характеристики.
1. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.
2. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.
3. Зрение одаренных детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее.
V. Особенности системы отношений.
В дошкольном возрасте ведущая деятельность – ролевая игра.
У детей возникает достаточно выраженная и устойчивая потребность общения со сверстниками (М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова, 1980), развивается потребность в признании их со стороны.
В старшем дошкольном возрасте наряду с наиболее значимыми взрослыми для ребенка становиться референтной и группа сверстников (В.В. Абраменкова, Н.А. Пастернак, 1990).
Некоторые особенности поведения и личности одаренного ребенка могут привести к непониманию их сверстниками, конфликтности их взаимоотношений, вплоть до изоляции ребенка со стороны детей.
Среди причин называются: неумение слушать собеседника, стремление к доминантности, брать на себя роль организатора совместных игр, тенденция к демонстрации собственных знаний (которая во многом закрепляется взрослыми), стремление монополизировать внимание взрослого, нетерпимость по отношению к менее успешным детям, некомформность, привычка поправлять других и т. д. Л. Хомиенгуерт указывает еще на одну причину возможной изоляции одаренных детей – в силу высокого умственного развития им могут быть неинтересны игры сверстников.
Сталкиваясь с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и не понимая их причин, такие дети часто стремятся к дружбе с взрослыми или со старшими детьми.
Но в общении с последними у них могут возникнуть трудности.
Причина в том, что старшие опережают в физическом развитии, в силу чего одаренным детям трудно стать лидером в таком обществе.
Переживания по поводу того, что они не могут сделать что-то, как старшие дети, у которых лучше развиты двигательные навыки, может привести к ощущению одаренными детьми собственной неадекватности и формированию у них низкой самооценки, так как они очень критичны к своим достижениям.
Одаренные дети в большей степени, чем их сверстники с обычным уровнем развития, подвержены негативному влиянию неблагополучия в сфере взаимодействия и взаимоотношений из-за их повышенной чувствительности к социальной действительности.
Поэтому различные нарушения в общении с людьми могут существенно сказаться на их представлении о себе и своих возможностях, тогда как важнейшим условием реализации их потенциала является наличие у таких детей позитивной Я-концепции.
VI. Поведенческие особенности, свидетельствующие о социально-психологической дезадаптации.
Продолжительное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей одаренного ребенка может привести к эмоциональным сложностям, неврозам и даже психозам.
Неврозы могут вызвать периоды депрессии, когда ребенок не в состоянии понять причины неприятия окружающими естественных для него тенденций и стремлений.
Он может уйти в воображаемый мир, где стирается граница между реальностью и вымыслом.
Из-за скрытых, неосознаваемых высоких родительских ожиданий у ребенка у ребенка может развиться стремление доводить все совершенства – перфекционизм.

Александр Иванов дает следующие советы по воспитанию одаренного ребенка
Вопросы. Не отмалчивайтесь под шквалом бесчисленных вопросов, поскольку в поиске ответов дети очень настойчивы. Здесь важно проявить терпение и честность. Серьезные вопросы и высказывания ребенка необходимо и воспринимать всерьез.
Интерес. Не бойтесь позволять ребенку играть со всяким хламом. Разрабатывайте практические эксперименты, чтобы помочь ему побольше узнать, побуждайте фантазировать и придумывать всякие истории, снабжайте книгами и материалами для любимых занятий. Помогайте находить привлекающие его внимание телепрограммы. Берите в поездки по интересным местам.
Самостоятельность. Верьте в здравый смысл ребенка и максимально ему доверяйте. Поощряйте любые проявления самостоятельности. Установите для ребенка разумные поведенческие правила и наблюдайте за тем, как он их выполняет. Позволяйте принимать участие в планировании семейных дел и занятий. Помогайте строить собственные планы, побуждайте стремление находить проблемы и попытки самому решить их. Помогайте ребенку стать личностью.
Забота. Демонстрируйте ребенку, что вы его любите таким, какой он есть, а не за его успехи. Никогда не говорите, что он хуже других. Каждый день находите время, чтобы побыть с ребенком наедине. Регулярно читайте ему книжки и обсуждайте их содержание, приучайте его к чтению с малых лет. Никогда не наказывайте ребенка унижением и не дразните за ошибки. Напротив, почаще хвалите за выученные стихотворение, рассказ или песню, поощряйте любое его достижение, но вместе с тем не хвалите беспредельно и неискренне. Развивайте позитивное восприятие им своих способностей.
Эмоции. Очень важно сохранять в ребенке эмоциональную стабильность и уверенность в своих силах. Постарайтесь создать безопасную и прочную психологическую базу в его творческих полетах, которая помогла бы справляться с разочарованиями и сомнениями, связанными с неудачами и ошибками. Мягко подбадривайте, если он вдруг загрустил или потерял веру в свои возможности. Находите слова поддержки в его новых творческих начинаниях, избегайте критиковать первые опыты, какими бы неудачными они ни были. Отнеситесь к ним с вниманием – ведь он делает это не только для себя, но и для вас. Помните, что теплота и ласка, которыми окружен ребенок, лежат в основе привязанности к вам, поэтому не скупитесь на эти чувства.
Общение. Приучайте ребенка свободно общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев, со взрослыми любого возраста. Приучайте его искать информацию не только в литературе, но и в общении с другими людьми. Знайте, если ребенок слишком увлекается своими занятиями и не имеет друзей, значит, он не нашел себе равных среди сверстников. Помогите ему в этом.
Деятельность. Предоставьте ребенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий. Оформите специальное место (стенд), на котором он может демонстрировать свои работы. Не ругайте за беспорядок в его комнате или на его столе – может, он еще не закончил воплощение своих фантазий. Побуждайте ребенка заниматься всем тем, что способствует обогащению его опыта.
Чтение. Большинство одаренных детей очень много читают. Для них не является таким уж необычным одновременное чтение нескольких книг. Однако множество интересующих их тем иногда мешает им сделать правильный выбор в пользу тех дел и занятий, на которые в данный момент хватит времени и сил. Конечно, энергия и степень интереса у одаренных детей гораздо выше, чем у их обычных сверстников, но им не стоит замахиваться на то, что пока не под силу, чтобы избежать разочарования. Следите за последовательностью и избирательностью выбора книг ребенком, помогайте ему постепенно накапливать знания по какой-то теме или интересующей проблеме.
Контроль. Заведите дневник и приучите ребенка ежедневно записывать все сделанные им дела, причем они должны быть классифицированы по двум основным направлениям: "Что я сегодня сделал хорошего для других? Для себя?” и "Что я сделал сегодня плохого для других? Для себя?”. Пусть каждый вечер в вашем присутствии ребенок производит самоотчет о своих делах и поступках и дает им принципиальную оценку. В дневнике полезно ввести и такую графу: "Что мне надо сделать завтра, на этой неделе, в этом месяце”. Известно, что плановость и последовательность – универсальные средства воспитания воли, целеустремленности и умения давать объективную самооценку сделанному. Приучив сегодня ребенка ежедневно принимать усилия для своего развития под вашим контролем, можете не сомневаться, что завтра он без труда будет делать это самостоятельно.
Отдых. Просмотрев дневник за неделю, вы можете обнаружить, что ребенок перегружен уроками. Для спонтанных же занятий, для того чтобы просто помечтать, поразмышлять, времени почти не остается. А ведь это крайне важно для самопознания и будущей независимости. Если ребенок отказывается спать днем, не принуждайте его к этому: замените сон тихими играми, чтением, решением кроссвордов, прослушиванием сказки, раскрашиванием картинок и т. д. Для ребенка, который весь день "крутится на высоких оборотах”, такая смена деятельности – тоже отдых. Да и вам нужна передышка.


Категория: О | Добавил: Админ | Теги: Энциклопедия для родителей, педагогические ситуации, способности ребенка, одаренность детей
Просмотров: 951 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 StasyaDarzina  
0
дарзина ирина группа 11/272зд
Всем родителям хочется чтобы их дети рано начинали говорить, читать, считать.Но что значит рано?Некоторые американские, английские специалисты считают , что двухлетнего ребенка уже можно научить читать.Но нужно ли?Утверждаю категорически :не нужно.
Для каждого возраста есть свои задачи. И если не решить их именно в определенном периоде, затормозиться последующее развитие , не окажется фундамента для необходимых новых знаний и умений.
Ребенка двух-трех лет надо научить не читать , а внимательно слушать , рассматривать. В таком возрасте очень важно совершенствовать органы чувств - эти "щупальцы мозга" , как образно называл их Сеченов.Ребенок должен знакомиться с цветом, формой, величиной,соотношением предметом, уметь играть игрушками.
Если двухлетний малыш , присев на корточки , внимательно следит за ползущей гусеницей это дает для его будущегоразвития гораздо больше ,чем умение прчесть фразу.
. Итак , не спешите , не опережайте событий! Главная задача , что-бы ребенок развился постепенно и всесторнне,был здоров.
Психосоцианальная чувствительность одаренных детей.
1. Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство спаведливости; опережающее нравственое развитие опирается на опережающее развитя и познания.
2.Они остро реагируют на неспрведливость окружающего мира, преъявляют высокие требование к себе и окружающим.
3.Они обладают отличным чувством юмора.Восприятия смешного у них нередко отличается от восприятия сверстников.
4.Им недостает эмоционального баланса , в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.
5.Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость.Они чрезвычайно чувствительные к неречевым сигналом окружающих.
6.Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.
Физические характеристики одаренных детей.
1.Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.
2.Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика.Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.
3.Зрение одаренных детей(в возрасте до 8 лет)часто нестабильно, им тудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее(от парты к доске).

Имя *:
Email *:
Код *:


Меню сайта


Форма входа

Категории раздела


А [4]
Б [3]
В [5]
Г [2]
Д [1]
Е, Ё [0]
Ж [2]
З [3]
И [4]
К [5]
Л [2]
М [5]
Н [2]
О [3]
П [3]
Р [3]
С [6]
Т [3]
У [1]
Ф [1]
Х [2]
Ц [0]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [0]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]


Какие ценности вы считаете приоритетными в воспитании детей?
Всего ответов: 79
Наши друзья




Педагогический 
интернет-клуб





Приобщение 
к славянской культуре

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог Детских Центров России.