Характер ребенка – сумма способностей ребенка, которые позволят ему
справляться с жизнью. Генри Клауд и Джон Таунсед в книге «Как воспитать
замечательного ребенка» определили 6 самых важных черт характера,
которые необходимо привить каждому ребенку, чтобы он смог прожить
успешную жизнь:
1.Умение общаться с людьми;
2.Чувство ответственности;
3.Чувство реальности, которое поможет жить в несовершенном мире;
4.Наличие твердых, моральных принципов;
5.Умение развивать и совершенствоваться в сфере своих талантов;
6. Основы духовной жизни.
Помощь родителя в формировании характера ребенка особо будет ценной
тогда, когда мамы и папы смогут безошибочно определять поступок ребенка,
как плохой, хороший или незрелый, знать и понимать насущные потребности
ребенка в каждом возрасте.
Даже, если самый добросовестный родитель выполняет все инструкции по
воспитанию, это не гарантирует успех в жизни сына или дочери, ибо дети
наделены свободой воли. Поэтому очень важно вместе с воспитанием своего
ребенка родителю развивать чуткость к индивидуальным особенностям
ребенка и иметь смелость уходить в сторону от инструкций и правил
воспитания, доверяя своему внутреннему голосу.
Каждый ребенок рождается уже со своими индивидуальными
особенностями. Сегодня педагоги нового направления советуют родителям,
чем меньше вносить своих корректировок в личность ребенка. Одним из
самых важных задач родителя помочь ребенку раскрыть одаренность и
таланты и авторитетно сказать ребенку, что он способен на многое в
жизни. Очень важно родителям во время их помощи в формировании характера
избегать высказываний и мыслей подобного рода « И у кого ты такой
уродился!» « Я таким не был!» «Ты копия своего отца или матери!»… Такие
убеждения не дадут возможность выполнить главную миссию родителя –
убедить ребенка, что он ценный и неповторимый. Важно понять, что
главное не то, чтобы ребенок вел себя хорошо и не доставал вас и
учителей в школе, а в том, чтобы у него выработался хороший характер.
Примеры жизни доказывают, что хорошие дети не справляются с жизнью и
превращаются в не очень хороших или хороших, но незрелых людей.
Воспитание детей – огромная и сложная задача. Если вы стали
родителем или пытаетесь им стать, то вы уже по умолчанию, без всяких
подписей и печатей, взяли на себя обязанность стать для своих детей
источником жизни, любви и роста.
Не пытайтесь изменить своего ребенка. Пытайтесь понять его и принять таким, какой он есть!
Посейте поступок, и вы пожнете привычку, посейте привычку, и вы пожнете характер, посейте характер, и вы пожнете судьбу. У.Теккерей.
Воспитывая своих детей, каждый из родителей стремится развить у ребенка именно те лучшие качества характера, которые сделают его жизнь максимально успешной и счастливой. Характер представляет собой довольно стабильное сочетание черт личности и в значительной степени формирует уже к трем годам, когда, по мнению психологов, завершается формирование «ядра личности».
В период до трех лет формируются такие важные социальные навыки, как умение общаться с окружающими, чувство собственности, способность быть частью коллектива (семьи, группы), способность самостоятельно принимать решение и воздействовать на окружающих (задатки лидерства).
Как формируется характер?
От чего зависит характер ребенка? В первую очередь от воспитания. Некоторые родители возразят: а как же наследственность? Ведь не секрет, что дети часто походят характером на папу или маму. Но в значительной степени «наследственность» характера обусловлена именно воспитанием – ведь именно родители являются для ребенка образцом для подражания. Глядя на них, он учится реагировать на те или иные ситуации. Причем главную роль в воспитании ребенка играют действия окружающих его взрослых, а не слова и поучения. Если родители часто шумно ссорятся, то малыш учится решать все проблемы путем скандала, сколько ни объясняй ему, что кричать и ругаться некрасиво. Если мама с папой мало общаются с внешним миром, то и детям неоткуда будет научиться общительности.
Конечно, темперамент и другие, заложенные до рождения факторы, также играют свою роль при формировании характера ребенка. Ярко выраженный меланхолик вряд ли вырастет балагуром и оптимистом. А легко возбудимый малыш не сравнится в усидчивости с более спокойными детьми. Однако при помощи правильного воспитания можно в некоторой степени скорректировать выраженность тех или иных индивидуальных черт ребенка. Можно сказать, что характер – это результат смешения воспитания и того, что задано природой.
Становление характера у детей
Формирование тех или иных черт характера невозможно без учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Не стоит сердиться на малыша, если он не всегда оправдывает ожидания родителей, особенно если эти ожидания противоречат темпераменту и возрасту ребенка.
Всегда помните, что развитие определенных черт происходит в разное время, и если вы замечаете, что ребенок вдруг перестал делиться игрушками с другими детьми, то не стоит кричать и отбирать любимую машинку или куклу силой, просто в этот период происходит развитие чувства собственности и осознание понятия «мое – чужое». Следует сначала ласково объяснить своему чаду всё, что касается своей или чужой вещи, и когда необходимо делиться, а когда этого можно не делать. После этого стоит предложить вариант игры, когда у вашего ребенка будет возможность принять решение отдать игрушку, а потом вариант, когда ему отдавать не придется.
Беспокойство должны вызывать только те случаи, когда ребенок настойчиво реагирует на различные ситуации одним и тем же неправильным поведение на протяжении довольно длительного периода. В этом случае стоит вначале в игровой форме отвлечь ребенка, а потом попробовать переиграть ситуацию с возможностью приемлемого реагирования.
Обучение, воспитание и развитие необходимых черт характера и навыков необходимо проводить в игровой манере, ставя перед ребенком задачи и ласково подталкивая его к правильному выбору. Но самое главное, что должны помнить родители, что формирование характера ребенка идет каждую секунду, а не в отведенные для этого часы. И собственный пример родителей и ближайшего окружения ребенка – самый сильный фактор, влияющий на становление характера. .