Ключевое слово и
определение:
Термин «коллектив» произошел от латинского collectives – собирательный. Он означает социальную группу,
объединенную на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций
и совместной деятельности.
Детский коллектив – это социальная общность, объединяющая детей совместными
целями, общей деятельностью и переживаниями. Первым коллективом для ребенка
является группа детского сада, как первый общественный социальный институт,
главной целью которого является, прежде всего, успешная социализация - это
освоение социальных норм и традиций, способов сотрудничества и ценностных
ориентаций, обеспечивающих вхождение ребенка в мир социальных отношений и его
социальное созревание.
Вопросы для
обсуждения в Академии родителей: Как
помочь ребенку, чтобы он занял достойное место в коллективе? Как руководить
детским коллективом? Детская жестокость в коллективе? Как помочь ребенку
адаптироваться в коллективе? Конфликтные ситуации в детском коллективе? Как
научить ребенка общаться в коллективе? Как уберечь ребенка от плохого влияния
коллектива?
Мнение родителей:
Детский коллектив – «это группа детей, объединенная
одними целями», «это группа детского сада или группа детей, играющая на одной
площадке», «детский коллектив рождается в игре», «в детском коллективе
формируются взаимоотношения детей», «ребенок должен знать, что родители и
близкие его любят и ждут, но в коллективе детей ему будет интереснее».
Мнение специалистов:
Коллектив – своеобразная модель
общества, отражающая не столько форму, сколько те отношения, которые ему
присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих
ценностей, которая в нем принята (Г.А. Куракин, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик).
Самое главное состоит в том, что только в коллективе
каждый ребенок может определить для себя такое положение в совместной
деятельности, при котором он способен приложить все свои знания, силы и
способности, т.е. возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей
деятельности, в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям.
Проблемная
ситуация: Моему мальчику 4 года и 5
месяцев. Он часто конфликтует с детьми. Воспитатели детского сада жалуются, что
он отнимает у детей игрушки, задирает их, ломает постройки, сооруженные из
конструктора, постоянно со всеми ссорится. Из-за такого поведения ребята в
группе не хотят общаться с ним.
Анализ ситуации или Жизненные навыки,
которым учатся дети и родители в этой ситуации
Возможно, вашему ребенку не хватает в семье внимания и
заботы, и он стремится оказаться в центре внимания, а такая форма поведения
является хорошим способом не только оказаться в центре, но показать некоторое
превосходство над другими.
С другой стороны такое проявление агрессивности может
являться следствием эгоистичности вашего ребенка. Если дома он – центр
всеобщего внимания, если дома потакают любой его прихоти, при этом выполняется
все, что он хочет, то разумеется, ребенок, попадая в другую среду, а именно в
детский коллектив, ждет такого же отношения к себе со стороны детей, но
зачастую не получает его. Тогда он начинает провоцировать конфликтную ситуацию
с целью обратить на себя внимание. В этом случае родителям необходимо не только
несколько изменить свое отношение к ребенку, но и научить его бесконфликтному
взаимоотношению в условиях детского коллектива.
В любом случае зачастую конфликтное поведение ребенка
является сигналом того, что не только с ребенком, но и с вами, уважаемые
родители, что-нибудь не так. И ситуацию необходимо исправлять обоюдно.
Варианты решения проблемной ситуации:
Вот несколько советов для родителей конфликтных детей:
–
На прогулке с
ребенком сдерживайте проявление конфликтных ситуаций, отвлекая его внимание,
или же попробуйте повернуть ситуацию в другое русло, обыграв ее;
–
если уж возникла
конфликтная ситуация, не пытайтесь прекратить ссору, обвиняя какую-либо
сторону. Попытайтесь объективно разобраться в ситуации и обсудить ее с
ребенком, определите действия ребенка, которые привели к конфликту.
–
Не обсуждайте при
ребенке проблемы его поведения, его самого, так как высказанные вами суждения
по поводу его личности могут нанести немалый урон для формирования его
самооценки и собственного «Я».
–
Помните, что
главной причиной конфликта в детском коллективе является борьба за внимание
сверстников, доминанта на собственной ценности и связанная с ней сосредоточенность
на том, «что я значу для других».
Для сглаживания конфликтных ситуаций и для их
предотвращения используйте ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу
помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях. При этом можно использовать
индивидуальные и групповые игры (на детской площадке, на детском празднике и
т.д.), предусматривающие живое взаимодействие детей и разбор ситуаций, возникающих
в ходе общения. |