Общеизвестно, что плавание оказывает большое оздоровительное действие
на весь организм ребенка и является мощным средством закаливания. Кроме
этого, умение плавать – жизненно необходимый навык. В семье должны уметь
плавать все, ребенка можно начинать учить плавать как до года, так и в
1-2 года в домашней ванне. При правильном подходе дети быстро привыкают к
воде, охотно играют в ванне, а затем легко переходят к купанию в
открытых водоемах. Но не страшно, если родители по каким-то
причинам не смогли научить ребенка плавать в возрасте до 3 лет. Обучение
плаванью можно начинать и в возрасте 3-5 лет, тем более что в этом
возрасте малыш становится психологически готов к осмысленному обучению.
Прежде всего, необходимо научить ребенка делать выдох под водой и вдох
над водой; затем научить малыша погружаться в воду, задерживая дыхание;
потом нырять и всплывать. После этого ребенка можно учить плавать
спортивными способами (брасс, кроль и др.). Начинать занятия
плаванием следует при температуре воды не ниже 18°С. Время пребывания в
воде постепенно увеличивается от 5-7 минут до 20-25 минут, а длина
проплываемых отрезков от 20-25 метров до 75-100 метров. Нельзя
допускать сильного переохлаждения ребенка. Перед началом плавания
необходимо сделать комплекс общеразвивающих упражнений, с участием
основных мышечных групп. К таким упражнениям относятся: а) ходьба, бег с маховыми движениями руками; б) наклоны, повороты, приседания; в) сгибание и разгибание рук в упоре; г) круговые движения руками с постепенным увеличением амплитуды; д) круговые вращения туловищем в плечевых, коленных, тазобедренных и голеностопных суставах; е) имитация движений рук и ног при плавании способом «кроль».
Обучение плаванью начинают с «ознакомления с водой». Все упражнения
начинаются на мелком месте и только в сторону берега. Выбирается место с
ровным песчаным дном, без ям. Наибольшая глубина места обучения – по
грудь ребенка. На первых занятиях в воде нельзя задерживаться более
10-15 минут (в открытых водоемах). Последовательность обучения
следующая: вначале необходимо добиться правильного положения тела при
скольжении на воде; затем начинаем изучать движение ног при плавании
кролем (на месте, с доской, в скольжении); после закрепления навыков
движения ног переходим к разучиванию гребка рукой; окончательная стадия
заключается в выработке и закреплению навыков согласованного движения
рук и ног, с правильным дыханием. В каждое из описанных упражнений
необходимо включать упражнения тренирующие дыхание. Игры с детьми
на воде являются важным элементом обучения и совершенствования техники
плавания, а также оказывают немаловажное оздоровительное значение. Вот некоторые из них: «Переправа»: передвижение по воде с помощью гребковых движений рук. «Кто выше»: прыжки из воды, как можно выше, отталкиваясь от дна одной или двумя ногами. «Кто быстрее»: бег в воде на заданное расстояние. «Волны на море»: энергичные движения руками со сцепленными пальцами вправо, влево под самой поверхностью воды. «Сядь на дно»: сесть на дно, погрузившись с головой под воду.
«Поплавок»: сделав глубокий вдох, сесть на дно, а затем,
сгруппировавшись, т.е. обхватив руками колени, опустив голову и прижав
подбородок, всплыть на поверхность. «Медуза»: сделав глубокий вдох, сесть на дно, а затем, выпрямив руки и ноги, всплыть на поверхность. «Водолазы»: достать со дна с открытыми глазами какой-нибудь специально брошенный предмет. «Стрела»: поддерживая ребенка, принявшего положение скольжения, под живот и ноги родитель толкает «Стрелу» к берегу. «Торпеда»: скольжение на груди по воде с работой ног как при плавании кролем.
|