Конструирование – 1. приведение в определенное
взаимоположение различных предметов, частей, элементов. 2. один из
продуктивных видов деятельности дошкольника, предполагающий создание
конструкции по образцу, по условиям и по собственному замыслу.
Особенностью деятельности К. является то, что она представляет собой
деятельность по моделированию реальных предметов, т.е. их
воспроизведение в форме наглядных моделей из строительных деталей. В
процессе К. решаются какие-либо конструктивно-технические задачи,
предполагающие создание построек, приведение в определенное взаимное
расположение предметов, их частей и элементов, учет способов их
соединения в соответствии с определенной логикой. В дошкольном возрасте
развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности:
конструирование-изображение и строительство для игры (А.Н. Давидчук).
Виды К., которые применяются при работе с детьми дошкольного возраста:
К. из строительного материала; К. из деталей конструкторов, К. из
бумаги, К. из природного материала, компьютерное и практическое К., К.
из крупногабаритных модулей.
Бумагопластика – это объёмная аппликация, в которой различные элементы композиции могут располагаться на разном уровне в трехмерной проекции. Поделки в технике бумагопластики иногда имеют вид картин, открыток, то есть оформляются они на жёстком фоне, в рамке или без неё. А иногда такие поделки существуют самостоятельно, без строгой привязки к фону.
Привлекая ребенка к такому виду продуктивного творчества, как бумагоппластика, развивается ряд психических процессов: мышление, память, восприятие, осязание. Дети через практическую деятельность лучше воспринимают пространственное отношение окружающего мира, аналитическое и пространственное мышление, восприятие и воспроизведение детали и целого предмета, объема и плоскости. Также решаются и педагогические задачи: развитие мелкой
моторики пальцев рук, внимание, усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничеству и многому другому. Бумагопластика наиболее современный вид искусства. Цель: Раскрытие в ребенке творческой личности.
Бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Этот вид деятельности близок любому ребенку. В процессе занятий дети рисуют, склеивают, вырезают, конструируют. Занимаясь бумагопластикой: У детей появляется интерес к творчеству, способность мыслить нестандартно. Приобретаются навыки работы с материалами и инструментами, развивается мелкая моторика. Дошкольники получают возможность овладеть разными способами действий с бумагой и техниками оригами, бумагокручения, бумагопластики. Ручная работа успокаивает и снимает напряжение. Полученный результат впечатляет и вдохновляет. Открытки, картины, игрушки, сделанные своими руками – это уникальный и самый дорогой подарок для себя и своих близких.
Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Существует разная техника работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание. Такую технику конструирования как сминание и разрывание бумаги, можно давать в три – четыре года. Однако дети с удовольствием используют эту технику и в дальнейшей более сложной деятельности, создавая отдельные элементы поделки - бантик у клоуна, куклы; цветы в корзине; опушка шубы у снежной королевы и т.п. Техника получения поделок из бумаги путем ее многократного сгибания в разных направлениях пришла к нам из Японии. Называется она оригами (ори – сгибать, гами – бумага). Используется для создания разных поделок из бумаги как средство отражения окружающего мира и выражения отношения к нему. Близка к этой технике и другая, также пришедшая к нам из Японии, - киригами. Она включает в себя складывание бумаги и вырезание ее в разных направлениях. Так создаются фигурки животных, забавных человечков, снежинки, цветы, и т.п. Техника оригами и киригами отличается большой трудоемкостью, она требует многократно повторяющихся действий и строгого соблюдения определенного их порядка. Бумажная скульптура - еще одна из разновидностей техники конструирования из бумаги – заключается в создании огромного разнообразия поделок (по тематике, по конструкции) путем комбинирования разных бумажных форм, которые делают сами дети. Традиционная методика построена на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления каждой конкретной игрушки. В результате у детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец) и установка на воспроизведение уже хорошо знакомого, что не способствует развитию инициативного, самостоятельного конструирования творческого характера. Вместе с тем такие технологии работы с бумагой, как сминание и разрывание позволяют ребенку не только познать в процессе экспериментирования многообразие свойств бумаги как конструктивного материала, но и самостоятельно строить образы (на основе ассоциации) и воплощать их с помощью взрослого. Поэтому использование такой простой техники с самого начала обучения детей конструированию из бумаги способствует инициативному освоению ими конструирования как средства самовыражения и создает основу для дальнейшего становления детской творческой деятельности. Таким образом, главными условиями развития творческого конструирования из бумаги являются: 1.Использование разной техники, начиная с более простых ее видов (сминание, разрывание). 2.Формирование у детей обобщенных способов конструирования в процессе овладения более сложной техникой (оригами, киригами, объемная скульптура).