Большой вклад в развитие методики ознакомления детей дошкольного
возраста с произведениями изобразительного искусства внесли Н.П.
Сакулина, Е.А. Флерина, Л.В. Пантелеева, Т.С. Комарова, Л.С. Фурмина,
Т.Г. Казакова и др. Они доказали, что общение детей с произведениями
искусства отражает действительность во всей гамме её проявления. Это не
только способствует формированию органов чувств, установленных на
восприятие отдельных видов искусства, но и активизирует эстетическое
сознание, т.е. позволяет человеку от психофизического отношения к
произведениям искусства перейти к аналитическому отношению к нему.
Общение детьми с искусством совершенствует эстетический вкус, позволяет
корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры
разных эпох и народов, формировать богатую в духовном плане личность.
Поэтому во многих современных программах ознакомление детей с
произведениями искусства, в том числе, изобразительного искусства,
отражено в виде специального блока целей и задач. Например, в программе
"Войди в мир искусства” (автор - М.В. Мацкевич) целью является
формировать у детей основы культуры чувствования и восприятия
произведений изобразительного искусства и архитектуры; формировать
творческую личность, субъект воспитания, ориентирующийся на дальнейший
более самостоятельный контакт с явлениями изобразительного искусства.
В «Программе художественно-эстетического воспитания» (авторы - Т.
Фокина, В. Хитрова) обозначены следующие задачи ознакомления детей
дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства:
- развивать эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства;
- познакомить с разными видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура);
- учить понимать язык изобразительного искусства (цвет, форма,
композиция и т.д.) и формировать умение высказывать свое отношение к
изображенному;
- учить использовать средства художественной выразительности на
занятиях по изобразительному искусству и воспитывать потребность в
собственной изобразительной деятельности.
При этом полноценное восприятие и понимание искусства детьми
достигается при условии целенаправленного знакомства с искусством как
результатом творческой деятельности. Поэтому знакомство с каждым видом
искусства предполагает знание истории искусства в целом, каждого вида
искусства, особенностей языка искусства, форм проявления, видов
деятельности. Таким образом осуществляется знакомство детей с каждым
видом искусства и одновременно раскрывается их взаимосвязь,
взаимодействие. В этом отношении в программах эстетического воспитания
детей дошкольного возраста авторы по-разному выделяют виды искусства, с
которым нужно знакомить детей. В частности, в программе "Красота.
Радость. Творчество” (авторы - Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина
М.Б.) выделяется народное, профессиональное и самодеятельное искусство.
Народное искусство. Важным фактором творческого развития
является семья, ее традиции. Необходимо в течение дошкольного возраста
как можно шире показать народное искусство, дать детям возможность
попробовать свои силы в работе с разными материалами, а также в
различных видах художественной деятельности.
Профессиональное искусство. Знакомство с профессиональным
искусством предполагает определенный уровень психического,
интеллектуального и эстетического развития и вместе с тем способствует
этому развитию.
Самодеятельное искусство. Важным элементом знакомства с
искусством являются самостоятельная художественная деятельность ребенка,
организация специальных выступлений, выставок детского творчества и
т.п., где ребенок мог бы проявить свои чувства, мысли отношение,
способности и художественные умения.
Сообразно этой концепции эстетического воспитания искусство в
педагогическом процессе используется авторами программы в трех
направлениях: в эстетическом оформлении развивающей среды ДОУ, в котором
протекает жизнь и деятельность детей; в ознакомлении детей с
произведениями искусства как явлением отечественной и мировой
художественной культуры; в развитии художественного творчества и
способностей детей.
Опишем подробнее методы и приемы ознакомления детей с произведениями искусства (по Н.П.Сакулиной и Т.С.Комаровой).
Прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к произведениям
искусства. Рассматривая картинки или скульптуру, дети узнают знакомые
предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Например,
на занятии "Волшебная сила искусства”, с которого начинается программа
"Войди в мир искусства”, дети знакомятся с основными видами
изобразительного искусства через "подарки фей”, которые они прислали
детям: живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство
(ДПИ). При этом используются приемы создания сюрпризного момента и
погружения в воображаемую ситуацию.
Среди других, не менее распространенных игровых приемов можно
назвать предложение воспитаннику поставить себя на место того ребенка,
который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем
интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про
самого себя. Этот прием рекомендован Н.П.Сакулиной и Т.С.Комаровой.
В следующий раз можно организовать игру в «магазин», где продаются
открытки с изображений произведений искусства - и дети будут сами
выбирать их и рассказывать, почему они им понравились. При этом игровые
методы работы сочетаются со словесными – например, в ходе моделирования
специальных соревновательных ситуаций типа «Кто больше увидит на
картинке?». При этом очень важно практиковать повторное рассматривание
картин - знакомое произведение вызывает оживленные высказывания,
благодаря чему отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в
первый раз.
Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно
называть предметы и явления, их характерные признаки, помогая лучше
понять содержание картины и замысел автора. При этом активно
используются наглядные и словесные методы и приемы работы с детьми.
К наглядным методам относится рассматривание отдельных произведений
или специально подобранных серий картин, скульптур, иллюстраций,
произведений декоративно-прикладного искусства. Для занятия обычно
подбираются произведения одного какого-либо вида искусства — или
репродукции картин, или скульптура, или произведения
декоративно-прикладного искусства. Кроме того, со старшими детьми
проводятся экскурсии в музеи или на выставки для просмотра заранее
отобранного материала, доступного для детского восприятия как по объему,
так и по содержанию. Поощряется самостоятельное рассматривание детьми
произведений искусства в детском саду и вне его.
К словесным методам ознакомления детей с произведениями искусства
относится метод беседы, направленной на более глубокое понимание
событий, изображенных в картине: дети не только рассказывают о том, что
изображено, но и как изображено. Это и метод сравнения картин в процессе
их коллективного обсуждения. Это и прием демонстрации детям образца
рассказа педагога, который должен создать определенное настроение,
опираться на образы из произведений художественной литературы (поэтому
воспитатель может зачитать строки стихотворения, отрывок из сказки,
рассказа) – быть образным, выразительным и интересным для детей. Кроме
того, воспитатель внимательно выслушивает рассказы детей об увиденном.
Так описывает методы работы с детьми Н.П.Сакулина и Т.С.Комарова в книге
"Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию".
Несколько по-иному описывает методы ознакомления дошкольников с
искусством М.В. Мацкевич в программе "Войди в мир искусства”. Автор
считает, что основным методом должен являться игровой метод. Так, в
начале занятий, открывающих каждый тематический блок , в гости к ребятам
приходят два кукольных персонажа: Петрушка и Кот Ученый. Кот Ученый
воплощает собой мир культуры, это всезнающий энциклопедист, а Петрушка -
непоседливый недоросль, своеобразный носитель антикультуры. В начале
курса дети просто общаются с обоими персонажами, причем педагог
корректирует культуру этого общения: уважительное и даже светское
обращение к Коту и строго аргументированное к Петрушке. В конце цикла
дети могут уже сами взять их роли и провести своеобразный диспут на
выпускном вечере по сценарию педагога. В процессе каждого такого занятия
педагог применяет не только вопросно-ответный метод, но и своеобразные
"сократовские” беседы, т.е. путем выстроенных вопросов подталкивает
ребят к самостоятельному оптимальному ответу. Здесь от педагога
требуется владение педагогическим мастерством - провести этот диалог
ненавязчиво и тонко, так, чтобы у детей возникло полное ощущение
самостоятельности их открытий, маленьких и больших. Таким образом,
используя игровые методы и драматизацию, упрощая объяснения, педагог
излагает все достаточно "всерьез”, без схематичной примитивности, с
помощью мастерского владения материалом, артистической интуиции и юмора,
который вносит согревающую интонацию в ход занятия и способствует
разрядке при усталости, а иногда и элемента иронии.
Описывая методы ознакомления детей с произведениями искусства,
нельзя не заметить, что они отражают классификацию методов обучения, а
не методов воспитания. Поэтому, рассматривая проблемы и пути приобщения
детей к искусству, нельзя не затронуть группу методов художественного
воспитания дошкольников. Среди них можно выделить как общие, характерные
для всех методик развития художественно-эстетических видов детской
деятельности, и как специфические для каждого направления работы.
Общие методы художественного воспитания и развития художественной деятельности детей дошкольного возраста включают:
1. Методы формирования эстетического сознания – сюда входят методы
побуждения к сопереживанию (сопереживание формирует
эмоционально-положительное отношение к позитивному, прекрасному в жизни и
искусстве и отрицательное к негативному), метод формирования
эмоциональной отзывчивости на прекрасное, метод убеждения.
2. Методы организации художественной деятельности – к ним относят
метод приучения, упражнения в практических действиях, направленных на
внесение эстетического начала в быт и поведение: данные методы
направлены на развитие эстетического восприятия, эстетического вкуса и
предназначены для преобразования окружающей среды и выработки навыков
культуры поведения у подрастающего ребенка.
3. Методы стимулирования и активизации художественного творчества – к
ним принято относить метод поисковых ситуаций, творческих заданий,
методы побуждения детей к творческим проявлениям: в этом отношении
метод побуждения воспитанников к творческим проявлениям подразумевает
направленное педагогом творчество детей, создание ситуаций для него.
Этот метод - механизм развития детей. В свою очередь, проблемные
ситуации являются средствами активизации данного механизма и побуждают
детей к творческим и практическим действиям над поставленной задачей.
Свою специфику вышеперечисленные методы приобретают применительно к
тому виду детской деятельности, который моделируется взрослым в процессе
художественно-эстетического воспитания. Например, в методике развития
музыкальной деятельности детей активно используется метод моделирования
элементов музыкального языка (группа методов организации художественной
деятельности). Он позволяет понять и дать почувствовать ребенку в
доступном и обозримом для него способе особенности выразительных средств
их отношений. Моделироваться различными способами могут ритмические и
звуковысотные отношения, динамика, темп, форма, фактура. Без
использования моделирования процесс начального усвоения детьми
музыкального языка очень затруднен. В отличие от метода побуждения детей
к творческим проявлениям, метод моделирования - механизм обучения
детей.
Такая же специфика использования методов развития художественной
деятельности существует и в методике развития изобразительной
деятельности детей. В частности, она связана с интеграцией
вышеперечисленных методов воспитания с методами обучения детей.
Так, применительно к изобразительной деятельности здесь традиционно
используются методы, выделяемые по источнику знаний: наглядные,
практические и игровые, словесные (вербальные).
Ведущими, главными в обучении изобразительной деятельности
дошкольников являются наглядные методы. Среди наглядных методов и
приемов выделяют следующие: наблюдение, рассматривание предмета
(обследование), образец, показ картины, показ способов изображения и
способов действия.
Наблюдение - один из ведущих наглядных методов обучения. Большой
вклад в его разработку внесли Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Л.А. Раева.
В изобразительной деятельности наблюдение - одно из основных
ориентировочных действий. Метод наблюдения направлен на формирование
целенаправленного восприятия реального мира, предмета или явления в
естественном окружении.
Частной задачей использования метода наблюдения в дошкольном
возрасте является формирование представления об изображаемом предмете,
явлении, которое служит основой для применения всех других методов и
приемов обучения. В отличие от других методов и приемов, наблюдение
формирует яркое «живое» представление об окружающем мире. Благодаря
этому методу возможно формирование одного из важнейших ка¬честв
личности, характеризующих ее познавательную сферу, ¬наблюдательность.
Именно эта характеристика личности позво¬ляет человеку самостоятельно
приобретать новые знания, дает основу для рассуждений, умозаключений.
Метод обследования разрабатывался в контексте исследований по
проблеме сенсорного воспитания детей дошкольного возраста (А.В.
Запорожец, Л.А. Венгер и др.). В работах Н.П. Сакулиной, Т.С.
Комаровой, Н.А. Куроч¬киной, Н.А. Алексеевой, А.Б. Высоцкой были
разработаны основы взаимосвязи сенсорного воспитания и изобразительной
деятельности (рисования, лепки). В соответствии с ними, назначение
обследования на занятиях по развитию изобразительной деятельности -
формирование у детей способов рационального, чувственного познания
окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов форм, цвета,
величин.
В дальнейшем психолого-педагогические исследования по проблеме
умственного воспитания дошкольников под руководством Н. Н. Поддьякова
дали возможность сформулировать другое определение метода обследования.
Обследование - целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие
предмета осязательно-двигательным и зрительным путем.
В чем смысл и значение этого метода? Благодаря обследованию предмета
у детей формируется представление о нем, которое ложится в основу
изображения. Как правило, обследование используется при затруднениях в
их изображении. Обследовать можно игрушки, предметы быта (дом, мост и
др.), природы (деревья, кусты, цветы, животные и др.). При изображении
человека можно обследовать игрушку - куклу, можно рассматривать фигуры и
позы детей (на прогулке, гимнастике) и т.п. То есть смысл обследования
заключается в формировании представления об изображаемом предмете.
Однако смысл использования данного метода не только, а может быть, не
столько в решении сиюминутной изобразительной задачи. Более глубокий и
важный смысл - в освоении ребенком самого способа обследования как
способа познания окружающего. Овладение самим способом и дает ребенку
относительную свободу и самостоятельность в познании.
Поэтому наблюдение и обследование - методы обучения и, в то же
время, задачи обучения. Овладение ребенком способами наблюдения и
обследования формирует у него художественную позицию - в поиске способа
изобра¬жения он начинает идти от восприятия изображаемого предмета.
Формирование такой позиции к концу дошкольного возраста имеет большое
значение для становления самостоятельности ре¬бенка, для перевода
изобразительной деятельности на самодеятельный, творческий уровень.
Умение «смотреть и видеть» в большей степени снимает чувство
неуверенности, страха перед изображением («не умею, не смогу»),
позволяет ребенку смело ставить разнообразные изобразительные задачи и
активно искать способы их решения.