Академия родителей. Академия родительства

Суббота, 20.04.2024, 15:12

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Виртуальная энциклопедия для родителей » И

И
22.12.2011, 21:56
Большой вклад в развитие методики ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства внесли Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Л.В. Пантелеева, Т.С. Комарова, Л.С. Фурмина, Т.Г. Казакова и др. Они доказали, что общение детей с произведениями искусства отражает действительность во всей гамме её проявления. Это не только способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, но и активизирует эстетическое сознание, т.е. позволяет человеку от психофизического отношения к произведениям искусства перейти к аналитическому отношению к нему. Общение детьми с искусством совершенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов, формировать богатую в духовном плане личность.
Поэтому во многих современных программах ознакомление детей с произведениями искусства, в том числе, изобразительного искусства, отражено в виде специального блока целей и задач. Например, в программе "Войди в мир искусства” (автор - М.В. Мацкевич) целью является формировать у детей основы культуры чувствования и восприятия произведений изобразительного искусства и архитектуры; формировать творческую личность, субъект воспитания, ориентирующийся на дальнейший более самостоятельный контакт с явлениями изобразительного искусства.
В «Программе художественно-эстетического воспитания» (авторы - Т. Фокина, В. Хитрова) обозначены следующие задачи ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства:
- развивать эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства;
- познакомить с разными видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура);
- учить понимать язык изобразительного искусства (цвет, форма, композиция и т.д.) и формировать умение высказывать свое отношение к изображенному;
- учить использовать средства художественной выразительности на занятиях по изобразительному искусству и воспитывать потребность в собственной изобразительной деятельности.
При этом полноценное восприятие и понимание искусства детьми достигается при условии целенаправленного знакомства с искусством как результатом творческой деятельности. Поэтому знакомство с каждым видом искусства предполагает знание истории искусства в целом, каждого вида искусства, особенностей языка искусства, форм проявления, видов деятельности. Таким образом осуществляется знакомство детей с каждым видом искусства и одновременно раскрывается их взаимосвязь, взаимодействие. В этом отношении в программах эстетического воспитания детей дошкольного возраста авторы по-разному выделяют виды искусства, с которым нужно знакомить детей. В частности, в программе "Красота. Радость. Творчество” (авторы - Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б.) выделяется народное, профессиональное и самодеятельное искусство.
Народное искусство. Важным фактором творческого развития является семья, ее традиции. Необходимо в течение дошкольного возраста как можно шире показать народное искусство, дать детям возможность попробовать свои силы в работе с разными материалами, а также в различных видах художественной деятельности.
Профессиональное искусство. Знакомство с профессиональным искусством предполагает определенный уровень психического, интеллектуального и эстетического развития и вместе с тем способствует этому развитию.
Самодеятельное искусство. Важным элементом знакомства с искусством являются самостоятельная художественная деятельность ребенка, организация специальных выступлений, выставок детского творчества и т.п., где ребенок мог бы проявить свои чувства, мысли отношение, способности и художественные умения.
Сообразно этой концепции эстетического воспитания искусство в педагогическом процессе используется авторами программы в трех направлениях: в эстетическом оформлении развивающей среды ДОУ, в котором протекает жизнь и деятельность детей; в ознакомлении детей с произведениями искусства как явлением отечественной и мировой художественной культуры; в развитии художественного творчества и способностей детей.
Опишем подробнее методы и приемы ознакомления детей с произведениями искусства (по Н.П.Сакулиной и Т.С.Комаровой).
Прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства. Рассматривая картинки или скульптуру, дети узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Например, на занятии "Волшебная сила искусства”, с которого начинается программа "Войди в мир искусства”, дети знакомятся с основными видами изобразительного искусства через "подарки фей”, которые они прислали детям: живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство (ДПИ). При этом используются приемы создания сюрпризного момента и погружения в воображаемую ситуацию.
Среди других, не менее распространенных игровых приемов можно назвать предложение воспитаннику поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя. Этот прием рекомендован Н.П.Сакулиной и Т.С.Комаровой.
В следующий раз можно организовать игру в «магазин», где продаются открытки с изображений произведений искусства - и дети будут сами выбирать их и рассказывать, почему они им понравились. При этом игровые методы работы сочетаются со словесными – например, в ходе моделирования специальных соревновательных ситуаций типа «Кто больше увидит на картинке?». При этом очень важно практиковать повторное рассматривание картин - знакомое произведение вызывает оживленные высказывания, благодаря чему отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз.
Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и явления, их характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины и замысел автора. При этом активно используются наглядные и словесные методы и приемы работы с детьми.
К наглядным методам относится рассматривание отдельных произведений или специально подобранных серий картин, скульптур, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства. Для занятия обычно подбираются произведения одного какого-либо вида искусства — или репродукции картин, или скульптура, или произведения декоративно-прикладного искусства. Кроме того, со старшими детьми проводятся экскурсии в музеи или на выставки для просмотра заранее отобранного материала, доступного для детского восприятия как по объему, так и по содержанию. Поощряется самостоятельное рассматривание детьми произведений искусства в детском саду и вне его.
К словесным методам ознакомления детей с произведениями искусства относится метод беседы, направленной на более глубокое понимание событий, изображенных в картине: дети не только рассказывают о том, что изображено, но и как изображено. Это и метод сравнения картин в процессе их коллективного обсуждения. Это и прием демонстрации детям образца рассказа педагога, который должен создать определенное настроение, опираться на образы из произведений художественной литературы (поэтому воспитатель может зачитать строки стихотворения, отрывок из сказки, рассказа) – быть образным, выразительным и интересным для детей. Кроме того, воспитатель внимательно выслушивает рассказы детей об увиденном. Так описывает методы работы с детьми Н.П.Сакулина и Т.С.Комарова в книге "Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию".
Несколько по-иному описывает методы ознакомления дошкольников с искусством М.В. Мацкевич в программе "Войди в мир искусства”. Автор считает, что основным методом должен являться игровой метод. Так, в начале занятий, открывающих каждый тематический блок , в гости к ребятам приходят два кукольных персонажа: Петрушка и Кот Ученый. Кот Ученый воплощает собой мир культуры, это всезнающий энциклопедист, а Петрушка - непоседливый недоросль, своеобразный носитель антикультуры. В начале курса дети просто общаются с обоими персонажами, причем педагог корректирует культуру этого общения: уважительное и даже светское обращение к Коту и строго аргументированное к Петрушке. В конце цикла дети могут уже сами взять их роли и провести своеобразный диспут на выпускном вечере по сценарию педагога. В процессе каждого такого занятия педагог применяет не только вопросно-ответный метод, но и своеобразные "сократовские” беседы, т.е. путем выстроенных вопросов подталкивает ребят к самостоятельному оптимальному ответу. Здесь от педагога требуется владение педагогическим мастерством - провести этот диалог ненавязчиво и тонко, так, чтобы у детей возникло полное ощущение самостоятельности их открытий, маленьких и больших. Таким образом, используя игровые методы и драматизацию, упрощая объяснения, педагог излагает все достаточно "всерьез”, без схематичной примитивности, с помощью мастерского владения материалом, артистической интуиции и юмора, который вносит согревающую интонацию в ход занятия и способствует разрядке при усталости, а иногда и элемента иронии.
Описывая методы ознакомления детей с произведениями искусства, нельзя не заметить, что они отражают классификацию методов обучения, а не методов воспитания. Поэтому, рассматривая проблемы и пути приобщения детей к искусству, нельзя не затронуть группу методов художественного воспитания дошкольников. Среди них можно выделить как общие, характерные для всех методик развития художественно-эстетических видов детской деятельности, и как специфические для каждого направления работы.
Общие методы художественного воспитания и развития художественной деятельности детей дошкольного возраста включают:
1. Методы формирования эстетического сознания – сюда входят методы побуждения к сопереживанию (сопереживание формирует эмоционально-положительное отношение к позитивному, прекрасному в жизни и искусстве и отрицательное к негативному), метод формирования эмоциональной отзывчивости на прекрасное, метод убеждения.
2. Методы организации художественной деятельности – к ним относят метод приучения, упражнения в практических действиях, направленных на внесение эстетического начала в быт и поведение: данные методы направлены на развитие эстетического восприятия, эстетического вкуса и предназначены для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения у подрастающего ребенка.
3. Методы стимулирования и активизации художественного творчества – к ним принято относить метод поисковых ситуаций, творческих заданий, методы побуждения детей к творческим проявлениям: в этом отношении метод побуждения воспитанников к творческим проявлениям подразумевает направленное педагогом творчество детей, создание ситуаций для него. Этот метод - механизм развития детей. В свою очередь, проблемные ситуации являются средствами активизации данного механизма и побуждают детей к творческим и практическим действиям над поставленной задачей.
Свою специфику вышеперечисленные методы приобретают применительно к тому виду детской деятельности, который моделируется взрослым в процессе художественно-эстетического воспитания. Например, в методике развития музыкальной деятельности детей активно используется метод моделирования элементов музыкального языка (группа методов организации художественной деятельности). Он позволяет понять и дать почувствовать ребенку в доступном и обозримом для него способе особенности выразительных средств их отношений. Моделироваться различными способами могут ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма, фактура. Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень затруднен. В отличие от метода побуждения детей к творческим проявлениям, метод моделирования - механизм обучения детей.
Такая же специфика использования методов развития художественной деятельности существует и в методике развития изобразительной деятельности детей. В частности, она связана с интеграцией вышеперечисленных методов воспитания с методами обучения детей.
Так, применительно к изобразительной деятельности здесь традиционно используются методы, выделяемые по источнику знаний: наглядные, практические и игровые, словесные (вербальные).
Ведущими, главными в обучении изобразительной деятельности дошкольников являются наглядные методы. Среди наглядных методов и приемов выделяют следующие: наблюдение, рассматривание предмета (обследование), образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия.
Наблюдение - один из ведущих наглядных методов обучения. Большой вклад в его разработку внесли Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Л.А. Раева.
В изобразительной деятельности наблюдение - одно из основных ориентировочных действий. Метод наблюдения направлен на формирование целенаправленного восприятия реального мира, предмета или явления в естественном окружении.
Частной задачей использования метода наблюдения в дошкольном возрасте является формирование представления об изображаемом предмете, явлении, которое служит основой для применения всех других методов и приемов обучения. В отличие от других методов и приемов, наблюдение формирует яркое «живое» представление об окружающем мире. Благодаря этому методу возможно формирование одного из важнейших ка¬честв личности, характеризующих ее познавательную сферу, ¬наблюдательность. Именно эта характеристика личности позво¬ляет человеку самостоятельно приобретать новые знания, дает основу для рассуждений, умозаключений.
Метод обследования разрабатывался в контексте исследований по проблеме сенсорного воспитания детей дошкольного возраста (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер и др.). В работах Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Н.А. Куроч¬киной, Н.А. Алексеевой, А.Б. Высоцкой были разработаны основы взаимосвязи сенсорного воспитания и изобразительной деятельности (рисования, лепки). В соответствии с ними, назначение обследования на занятиях по развитию изобразительной деятельности - формирование у детей способов рационального, чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов форм, цвета, величин.
В дальнейшем психолого-педагогические исследования по проблеме умственного воспитания дошкольников под руководством Н. Н. Поддьякова дали возможность сформулировать другое определение метода обследования. Обследование - целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем.
В чем смысл и значение этого метода? Благодаря обследованию предмета у детей формируется представление о нем, которое ложится в основу изображения. Как правило, обследование используется при затруднениях в их изображении. Обследовать можно игрушки, предметы быта (дом, мост и др.), природы (деревья, кусты, цветы, животные и др.). При изображении человека можно обследовать игрушку - куклу, можно рассматривать фигуры и позы детей (на прогулке, гимнастике) и т.п. То есть смысл обследования заключается в формировании представления об изображаемом предмете. Однако смысл использования данного метода не только, а может быть, не столько в решении сиюминутной изобразительной задачи. Более глубокий и важный смысл - в освоении ребенком самого способа обследования как способа познания окружающего. Овладение самим способом и дает ребенку относительную свободу и самостоятельность в познании.
Поэтому наблюдение и обследование - методы обучения и, в то же время, задачи обучения. Овладение ребенком способами наблюдения и обследования формирует у него художественную позицию - в поиске способа изобра¬жения он начинает идти от восприятия изображаемого предмета. Формирование такой позиции к концу дошкольного возраста имеет большое значение для становления самостоятельности ре¬бенка, для перевода изобразительной деятельности на самодеятельный, творческий уровень. Умение «смотреть и видеть» в большей степени снимает чувство неуверенности, страха перед изображением («не умею, не смогу»), позволяет ребенку смело ставить разнообразные изобразительные задачи и активно искать способы их решения. 
Категория: И | Добавил: Админ | Теги: Энциклопедия для родителей, дети, педагогические ситуации, ознакомление с искусством
Просмотров: 1495 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Меню сайта


Форма входа

Категории раздела


А [4]
Б [3]
В [5]
Г [2]
Д [1]
Е, Ё [0]
Ж [2]
З [3]
И [4]
К [5]
Л [2]
М [5]
Н [2]
О [3]
П [3]
Р [3]
С [6]
Т [3]
У [1]
Ф [1]
Х [2]
Ц [0]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [0]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]


Как вы относитесь к духовно-нравственному воспитанию детей
Всего ответов: 35
Наши друзья




Педагогический 
интернет-клуб





Приобщение 
к славянской культуре

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог Детских Центров России.