Чтение —
речевая деятельность, связанная с выявлением и осознанием смысловой информации на основе воссоздания звуковой формы слова по определенным правилам, диктуемым
своеобразием графики данного языка.
Мнение
родителей: Научить ребенка читать
до поступления в школу необходимо, т.к. это один из главных факторов зачисления
в сильный класс, к хорошему учителю. Безусловно, ребенок будет считать книги,
узнавать что-то новое, ему всегда будет, чем заняться.
Мнение специалистов:Чтение как процесс кодирования и декодирования устной
речи, представляет собой специфический человеческий навык, характеризующийся
целым рядом качеств: беглостью, правильностью, сознательностью,
выразительностью.
Проблемная
ситуация: Мы дочке (5,5 л.) купили
«говорящий компьютер» и с его помощью выучили все буквы алфавита. Но читать
Ариша учитсяс трудом, особенно плохо
идет соединение букв в слоги, о словахдаже не говорю. Подскажите, пожалуйста, что нам делать.
Анализ ситуации или Жизненные навыки,
которым учатся дети и родители в этой ситуации
Ничего
удивительного нет в том, что ваша дочка испытывает трудности слияния звуков в
слоги, ведь детский компьютер ее знакомил с буквами («нэ», «ка», «эр»), а не
звуками («н», «к», «р»). Думаю, что вы столкнулись со следующей ситуацией:
ребенок пытается прочитать слово «мама» как «мэамэа». К сожалению, хорошее
знание детьми названий букв не обеспечивает еще успешное освоение детьми навыка
чтения.
Варианты решения проблемной ситуации
Для решения вашей проблемы
следует вернуться к началам обучения детей чтению, а именно к развитию навыков
звукового анализа и синтеза. Под звуковым анализом слова понимается определение
порядка следования звуков в слове, усвоение качественных характеристик звуков
(звуки бывают гласными и согласными, согласные звуки бывают твердыми и
мягкими). Обучение детей звуковому анализу слова начинается с определения последовательности
звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи
неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением
(т.е. более длительным произнесением) каждого звука. Рассмотрим это на
конкретном примере: взрослый называет слово и длительно произносит первый звук
«р-р-рак», просит ребенка сделать то же самое, и тут же взрослый называет
выделяемый звук изолированно, но обязательно так, как он звучит в слове; в
данном случае это звук «р» (причем в слове «рис» изолированно следует назвать
звук «рь», т.к. первый звук мягкий). Затем взрослый просит произнести
изолированно звук ребенка. Было бы очень хорошо, если бы эти действия
подкреплялись материальной основой в виде фишек, кружков или квадратиков
одинаковых по цвету, которые выставлялись бы на столе по очереди. Так после
определения первого звука на столе появляется первая фишка. Затем переходят к
определению второго звука, повторяя те же действия: «ра-а-а-к» произносит
взрослый и дает ребенку возможность повторить; «а» называет звук изолированно
взрослый и просит ребенка назвать этот звук и выложить вторую фишку справа от
первой. Далее взрослый произносит снова слово, но выделяя интонационно уже
третий звук «рак-к-к», вслед за ним также произносит слово ребенок; затем
взрослый называет звук изолированно «к» и предлагает произнести его ребенка,
выложив при этом третью фишку. Окончанием работы будет определение ребенком
количества звуков в слове путем подсчета выложенных фишек. Также ребенка можно
попросить первый звук в этом слове, последний, второйи т.д. Постепенно предлагаемые для анализа
слова должны усложняться.
По мере усвоения ребенком
навыка звукового анализа его начинают знакомить с признаками звуков. В первую
очередь следует рассказать, что звуки бывают гласными и согласными. Гласные
звуки легко «выходят» изо рта, на их пути нет преград, а согласным звукам всегда
«что-то мешает», есть преграда: «б», «м», «пь» и др. – губы; «ш», «ж», «ть»,
«д» и др. – верхние зубы; «с», «з» и др. – нижние зубы. Причем сразу после
этого сообщения нужно поменять фишки одного цвета на фишки двух цветов:
красного для гласных и синего для согласных звуков. Важным признаком согласных
звуков является их твердость и мягкость, которые усваиваются детьми интуитивно
в процессе звукового анализа слов с твердыми и мягкими согласными. В качестве
наглядной опоры, обозначающей мягкость согласного звука, вводятся фишки
зеленого цвета. После того, как ребенком будет усвоен механизм звукового
анализа переходят к формированию навыков звукового синтеза. С этой целью
взрослый дает ребенку следующие задания: «Угадай, какое слово я загадала
К-О-Т?», «Посмотри на фишки и догадайся, какое слово зашифровано Р-Ы-Б-А?» и
т.д. Благодаря сформированности этих навыков ваш ребенок, познакомившись с
буквами, заменит на них хорошо знакомые ему фишки и начнет сливать буквы в
слоги, а слоги в слова. При этом помните, что при знакомстве с буквами ребенку
недостаточно увидеть изображение буквы, ему надо ее пощупать, построить из
счетных палочек, деталей конструктора, слепить из пластилина или теста, обвести
по контуру пальчиком, выложить из веревочки и т.д.
Учтите эти добрые советы и ваши желания исполнятся.
Прививайте детям интерес к чтению с самого раннего возраста.
При покупке книг обращайте внимание на яркое оформление и интересное содержание.
Чаще покупайте ребенку книги любимых авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери. Систематически читайте сами. Это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.
Обсуждайте прочитанную книгу в семье. Это способствует развитию вашей речи и вашего ребенка.
Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
Некоторые родители считают, что любое чтение полезно. Это ошибочное мнение. Нужно оградить ребенка от книг, предназначенных не для его возраста.
Рассматривание, обсуждение и чтение книг – важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.
Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.
Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредоточивать внимание.
Чтение вслух сближает родителей и детей. Читают все по очереди. Время чтения 40-45 минут.
Совместное чтение наиболее простой способ развития навыков чтения у детей.
Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.
Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.
Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями.
Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.
Что должны делать родители, чтобы дети захотели читать? - Постоянно обращайтесь к книжным примерам – ребёнок привыкнет искать ответы на свои вопросы у великих писателей, на страницах книг, а уж они-то плохому не научат, не обманут, не поддадутся сиюминутному настроению. - Читайте детям книги! Особенно перед изучением скучноватого произведения попробуйте прочитать один из наиболее весёлых, коротких и соответствующих возрасту рассказов. - Читайте сами! Попробуйте в кругу семьи обсудить наиболее интересные моменты из прочитанного. - Купите аудиокассеты и диски с произведениями писателей – исполнение артистов-профессионалов привлечёт внимание к книге. - Покупайте ребёнку книги с яркими иллюстрациями и такие, которые он выбрал сам.
Что должны делать родители, чтобы дети захотели читать? - Постоянно обращайтесь к книжным примерам – ребёнок привыкнет искать ответы на свои вопросы у великих писателей, на страницах книг, а уж они-то плохому не научат, не обманут, не поддадутся сиюминутному настроению. - Читайте детям книги! Особенно перед изучением скучноватого произведения попробуйте прочитать один из наиболее весёлых, коротких и соответствующих возрасту рассказов. - Читайте сами! Попробуйте в кругу семьи обсудить наиболее интересные моменты из прочитанного. - Купите аудиокассеты и диски с произведениями писателей – исполнение артистов-профессионалов привлечёт внимание к книге. - Покупайте ребёнку книги с яркими иллюстрациями и такие, которые он выбрал сам.
Современные условия жизни, формируемые ими запросы общества определяют актуальность вопроса обучения детей чтению. Одним из основоположников русского энциклопедизма в детской литературе является Константин Дмитриевич Ушинский, который считал, что начинать обучение детей следует с рассказов о временах года, самом человеке, частях его тела, о домашних и диких животных, птицах, растениях, деревьях, воздухе, воде. По мнению Н.К. Крупской книга должна отвечать следующим требованиям: - расширять понятия ребенка о социальных отношениях; - типы людей изображены "выпукло и рельефно", а также их характеры, события в которых они участвуют; - все это должно быть дано в "ярко выраженном драматическом движении". Среди детского чтения можно выделить следующие виды:опосредованное, самостоятельное, чтение - сотворчество. 1)Опосредованное - как правило роль чтеца принадлежит взрослому,что дает возможность контролировать процесс чтения:соблюдать ритм, варьировать текст, делая его доступным; ярко и выразительно подавать материал; следить за реакцией детской аудитории. 2)Чтение - сотворчество, где на равных участвуют родители и ребенок.Дети выступают в роли чтеца и слушателя. 3)Самостоятельное - ребенок читает самостоятельно, стремится получить из книги интересную для него информацию. Чтобы активировать желание читать у ребенка необходимо: - подготовить ребенка к встрече с новой книгой, заинтересовать его или побеседовать об уже прочитанной сказке, истории; - читать книги всегда, когда ребенок хочет слушать; - чтение должно происходить в спокойной обстановке без отвлекающих факторов ( шумной музыки, включенном телевизоре и т.д.); - создать приятную атмосферу (например: вечером, при свете настольной лампы, где созданный полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад); - превратите это в своего рода семейный ритуал, читая каждый день; - позволить ребенку самому выбирать книги для чтения; - прежде всего ребенок должен видеть, что чтение вслух доставляет удовольствие вам; - не бубнить, а читать с выраженим и с интонацией; - читать неторопливо, не монотонно; - демонстрировать уважение к книге; - сохранять зрительный контакт с ребенком, чтобы наблюдать за его эмоциями, выражением глаз, жестами и т.д.; - играть голосом: читать то быстрее, то медленнее, то громче, то тише; - сосредоточенность детей полутора-двухгодовалых составляет 1-2 минуты, детей старшего возраста 15-20 минут, затем внимание рассеивается; - во время чтения надо активизировать его внимание ( пусть ребенок повторяет слова за вами, так как он учится говорить на образах художественного слова, рассматривает иллюстрации); - осуществлять повторное чтение, так как ребенок желает вновь пережить те волнительные и радостные моменты. Повторное чтение тренирует память и развивают речь; - с самого детства необходимо подбирать ребенку его личную библиотеку; - прежде чем читать новую книгу ребенку, перечитайте ее сами