Ключевое слово и определение:
Авторитет (лат. аuctoritas - власть, влияние) —
1. влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т. д.
2. признание за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности.
Выражается в способности носителей авторитета направленно, не прибегая к принуждению, влиять на мысли, чувства и поступки других людей, а также в признании за носителями авторитета права на руководство, в готовности следовать их указаниям и советам.
Мнение родителей: Авторитет родителя – символ его власти, влияния на детей. Дети должны их уважать и слушаться. Их поведение, однако, часто направлено на снижение авторитета родителей. Тогда остается признать, что дети их не слушаются и игнорируют. Более того, дети ведут себя так, как будто никакого авторитета в семье, кроме них, не существует.
Мнение специалистов: Родители часто не различают виды власти в семье:
- власть авторитета, характеризующую отношения между ребенком и взрослыми, которые формируются под влиянием уважения к родителям,
- власть вознаграждения, выражающаяся в вознаграждении ребенка за социально одобряемое (ожидаемое) поведение и наказании – за социально порицаемое поведение;
- власть закона в семье, единственная форма внеличностной власти, когда носителем и истолкователем правил поведения для ребенка являются взрослые члены семьи, родители;
- власть принуждения в семье строится на основе авторитарных методов воспитания и жесткого контроля за поведением ребенка;
- власть эксперта в семье на основе социальной или профессиональной компетентности родителей в той или иной деятельности.
Проблемная ситуация: Мой сын - классический "непослушатель" (3 года). Он ни во что ставит авторитет родителей: смотрит прямо в глаза и делает наоборот, как бы спрашивая: "Ну, и что мне за это будет?" И я теряюсь. Ну, вот последний пример: пошли на выставку, начался дождь, переждали. Прошу: «Не ходи по лужам, сегодня не очень жарко, у тебя ноги замерзнут». Подходит к луже, смотрит мне в глаза и наступает. Злиться бесполезно, ругать тоже, а как предотвратить все это - я не знаю...
Анализ ситуации или Жизненные навыки, которым учатся дети и родители в этой ситуации
Каждый ребенок сделал бы так же. Потому что вы указали ему возможность проверки границ вашей и его территории. Для ребенка 3-3,5 лет - это самое интересное занятие. Ему интересно знать, где и когда кончатся границы вашего влияния на него - и он все время отвоевывает у вас часть своей территории. Потому что раньше был частью вашего "Я". Теперь он отделяется от вас и заодно подчиняет себе. А вы действуете с ним по-старому. Как с маленьким. Но уже понимаете, что практически все позиции сдали. Вы делаете и говорите ему не то, что чувствуете. Это еще больше провоцирует его. Понимаете, чаще всего ребенок и взрослый - это скрипка и скрипач. Если они играют именно такую мелодию, то это отвечает подсознательным установкам обоих.
Варианты решения проблемной ситуации
Есть несколько приемов работы с детским непослушанием и упрямством. Нужно вместе с ребенком, а не вместо него анализировать ситуацию.
- Смотри, какие лужи появились.
- Ага!
- Можно пройтись по ним и промочить ноги, - смотрите ему в глаза. Говорите медленно и уверенно. - Тогда пойдем домой.
Он смотрит наверняка вам в глаза. Спрашивать разрешения не станет.
- Можно обойти лужи. Тогда будем гулять дальше и пойдем покупать мороженое. Ты что выбираешь?
Это прием подмены запрета разрешением и описанием последствий хорошего и плохого поведения с предоставлением ребенку права выбора.
Следующий прием - описывать ребенку то, что вам не нравится, в безличной форме.
Например: «Мне не нравится, когда дети делают наоборот, поэтому мы сейчас вообще ничего не будем делать и уйдем отсюда». Или: «Я расстраиваюсь, когда ты делаешь все по-своему и обижаешь меня, как будто я - чужая тетя, а не твоя мама. Ты больше не хочешь быть моим любимым сыночком? ты хочешь быть чужим и непослушным?» Он ответит: "Да!" Вы: "Тогда выбирай себе маму! Но я бы никогда тебя никому не отдала! Я ведь тебя сильно-сильно люблю!" Тогда, скорее всего, он выберет вас. Потому что вспомнит вдруг, что вы - его, а он - ваш. Если же поступит (гипотетически) наоборот, то пустите эту ситуацию разыгрываться дальше. Предложите подойти к тете, которую он хочет взять вместо мамы и попросить стать его мамой. Пусть подойдет и попросит, если захочет. Но он здесь сам попадет в свою ловушку. Он будет перед выбором: послушаться и попросить - уйти от вас или не послушаться - и остаться, чтобы слушаться. |