Академия родителей. Академия родительства

Четверг, 25.04.2024, 17:06

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Виртуальная энциклопедия для родителей » А

А
22.12.2011, 12:45
В начале нашего исследования был осуществлен обзор подходов к определению понятия «арттерапия» (с точки зрения философского, психологического и педагогического подходов). Так, с психолого-педагогической точки зрения рассмотрен онтогенез развития арттерапии в разных странах мира, в том числе и России, рассмотрены особенности использования разных средств арттерапии в процессе адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ. В ходе анализа результатов исследований Копытина А.С., Лебедевой Л.Д., Медведевой Е.А., Левченко И.Ю., было доказано, что использование арттерапии в дошкольном возрасте приемлемо, также они рекомендовали использовать атртерапию в работе с дошкольниками. Однако только немногие исследователи обратили внимание на возможности использования средств арттерапии в процессе адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ. Между тем, некоторые из них (Короткова Л.Д., Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Шорохова О.А.) показывают, что использование средств арттерапии может помочь облегчить процесс адаптации детей к ДОУ, снизить стресс, улучшить эмоциональное состояние детей. Особую роль в этом играют средства, как музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, кинезотерапия, изотерапия.
С целью проверить возможности использования средств арттерапии в процессе адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ нами был проведен констатирующий эксперимент.
Родителям предлагалась анкета, в которой они оценивали психоэмоциональное напряжение и тревожность ребенка в период адаптации. При этом использовались 2 опросника, приведенных в статье Макшанцевой Л.В. «Программа психодиагностики и профилактики дезаптации».
Кроме этого, родителям предлагалось дать некоторые сведения о своем ребенке:
1.Имя и фамилия ребенка.
2.Как Вы называете ребенка дома?
3.Во что любит играть ребенок дома?
4.Любимые игрушки Вашего ребенка?
5.Охотно ли Ваш ребенок играет с другими детьми?
6.Как Вы отмечаете семейные праздники, какое участие в них принимает ребенок?
7.Любит ли ребенок помогать Вам? Что Вы ему можете доверить?
8.Есть ли у Вашего ребенка способности? В чем это проявляется?
9.Что преобладает в Вашем ребенке: жизнерадостность, оптимизм, согласие с окружающими, уверенность в себе или плаксивость, раздражительность?
10.Как он относится к еде? Его любимая пища.
Результаты опросов родителей дали следующие показатели: все родители разделились на 2 дифференцированные группы:
1 группа – с высокой степенью чувствительности и внимания к проблемам адаптации детей к ДОУ и изменения уровня их психоэмоционального состояния и тревожности (50% родителей);
2 группа – с низким уровнем осознания проблем и затруднений детей в процессе адаптации к ДОУ, с недостаточно выраженной чувствительностью и степенью внимания к ним (50% родителей).
Опишем, как родители отвечали на вопросы анкет.
Характеристика ответов родителей с недостаточным вниманием к адаптации их детей к ДОУ:
а) 2/3 родителей не наблюдали за своими детьми суетливые движения руками и ногами, ерзания на стуле, 1/3 родителей, наоборот, заметили за своими детьми эти признаки. 2/3 не считают, что их дети с трудом остаются на стуле при выполнении каких-либо заданий, 1/3 родителей пришли к противоположному мнению;
б) 2/3 родители заметили, что их дети часто теряют предметы и вещи; игнорируют физическую опасность и возможные последствия, а 1/3 родителей противоположного мнения;
в) 2/3 родителей отметили, что их дети без труда ожидают очереди для вступления в игру, а 1/3 родителей этот признак отметили. Все родители не отметили беспокойства детей во время игр, чрезмерной разговорчивости, также не отметили прерывания в разговоре, навязывания своего мнения. 2/3 родителям кажется, что их дети не слышат, что им говорят, а 1/3 родителей это отрицает;
г) все родители считают, что дети отвечают на вопросы, подумав, и только после того, как вопрос будет закончен. 2/3 родителей отрицают трудности своих детей при исполнении инструкций других, 1/3 родителей этот признак не отрицают. 2/3 родителей отметили, что их дети без труда удерживают внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях, 1/3 родителей противоположного мнения. 2/3 родителей заметили за своими детьми частое переключение с одного незаконченного дела на другое, 1/3 родителей этого не заметили;
д) 2/3 родителей из данной дифференцированной группы заметили в своих детях легкое отвлечение на посторонние стимулы, 1/3 родителей считают, что их дети не отвлекаются на посторонние стимулы.
Теперь дадим характеристику ответов родителей с достаточно высоким уровнем внимания к адаптации детей к ДОУ:
а) все родители считают, что их дети часто чрезмерно разговорчивы, часто теряют вещи и предметы, а 1/3 родителей эти признаки отрицают. Однако 2/3 родителей не наблюдали за своими детьми частого прерывания в разговоре, навязывания детьми своего мнения, родителям не кажется, что их дети не слышат, что им сказано, а 1/3 родителей наличие этих признаков потвердила;
б) все родители отметили, что их дети отвечают на вопросы подумав. 2/3 родителей наблюдали, что их дети с трудом исполняют инструкции других; с трудом удерживают внимание при выполнении заданий, отметили частое переключение с одного незаконченного дела на другое, а 1/3 родителей противоположного мнения;
в) 2/3 родителей заметили, что их дети не отвлекаются на посторонние стимулы и без труда ожидают очереди для вступления в игру, 1/3 родителей эти признаки отметили. 2/3 родителей не заметили беспокойства детей во время игры, а 1/3 родителей это отметили;
г) 2/3 родителей наблюдали за своими детьми суетливые движения руками и ногами, ерзание на стуле, также отметили, что дети с трудом остаются на стуле при выполнении какого-либо задания, а 1/3 родителей это отрицают;
д) 2/3 родителей отметили, то их дети не игнорируют физическую опасность, а 1/3 противоположного мнения.
Результаты сопоставления детей и родителей, вошедших в данные дифференцированные группы показывают, что они имеют практически прямую корреляцию:
• родители с низким уровнем внимания к процессу адаптации детей к ДОУ, в основном, имеют детей с недостаточной адаптированостью к условиям жизни в группе;
• родители с высоким уровнем внимания к процессу адаптации детей к ДОУ, имеют детей с достаточно высоким уровнем адаптированности к условиям жизни и общения детей в группе (по параметру «инициативность во взаимоотношениях).
В остальных случаях, касающихся нарушений поведения и физиологической адаптации детей к ДОУ, такой корреляции не наблюдалось.
В связи с этим целью формирующего эксперимента стало изучение возможностей использования средств арттерапии в процессе адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.
Для этого в процессе адаптации использовались игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем, на ориентировку в группе, в которые включались приемы музыкотерапии, сказкотерапии, кулотерапии, изотерапии, кинезотерапии. Кроме того, музыкотерапия, кинезотерапия, изотерапия включались во все режимные моменты и свободную деятельность воспитанников. Сказкотерапия и куклотерапия проводились в виде специальных групповых занятий 2 раза в неделю.
Остановимся на некоторых видах арт-терапии, которые мы использовали, подробнее.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
В течение всего дня в группе звучала музыка (то медленная, то быстрая). Так, во время выполнения режимных моментов (когда дети умывались, моли руки) воспитателям рекомендавалось использовать запись звуков природы, например, мелодии дождя. Обратить внимание детей на то, что вода льется, словно дождь идет. Во время еды использовать спокойную мелодию, например мажорную музыку Шуберта «Аве Мария». Перед занятием использовать мелодию Равеля – «Болеро». Эта мелодия постепенно станет сигналом к началу занятия. На физкультминутках на занятиях включать веселую песенку из мультфильма «зарядка для хвоста». Запись звуков леса использовать перед сном, когда дети разделись и легли в кровати, убавить громкость. В момент пробуждения включить быструю мелодию - «Танец утят». После полдника включить музыку Грига «Шествие гномов», и дать детям задание: «Ребята, под музыку вы можете играть, танцевать, прыгать, просто тихо сидеть, можете взять карандаши и нарисовать то, что испытываете, когда слушаете музыку».
В любое время дня можно провести музыкальные игры, например, следующие игры: под песню из кинофильма «Приключения Буратино» провести игру «Давайте познакомимся».
Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит Степашку, называет свое имя и имя того, кому передает Степашку. Названный ребенок берет игрушку, называет свое имя и имя следующего участника. В этой игре важно участие воспитателя, так как дети быстрее запоминают его полное имя и он может назвать по имени тех детей, которых группа еще не запомнила.
Игра «К нам гости пришли»

Игровой материал. Игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям подойти к нему: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Кристина, сыграй мне на бубне, попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают. Аналогичным способом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика. Игра проводится со всеми детьми в свободное от занятий время.
«Чудесный мешочек».
Целью этой игры будет развитие звуковысотного слуха, создание эмоционально положительного фона в группе, воспитывать умение слушать мелодию до конца.
Игровой материал такой: небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок.
ХОД ИГРЫ:
В игре участвует вся группа. «Дети к нам пришли гости, но где же они спрятались? Может быть, здесь? Показываю мешочек. Сейчас мы с вами послушаем музыку и узнаем, кто там». Включается мелодия знакомых детям произведений: «Петушок» - русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина; «Воробушки» М. Красева; «Медведь» В. Ребикова; «Зайчик» М. Старокадомского. Дети узнают мелодию, кто-то из детей достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем детям.
КИНЕЗОТЕРАПИЯ
Кинезотерапия как одно из направлений психотерапии, означает «терапию движением», выступает как важнейший фактор физического и психического развития ребенка .
Здоровый ребенок стремится к движениям, активной деятельности: в этом он находит источник живой радости, что является сильным, мощным эмоциональным зарядом для того, чтобы выплеснуть в движении и танце свои эмоции. В танце ребенок раскрепощается, становится открытым, все отрицательные эмоции выплескиваются. Кроме того, эмоциональный характер танца связан с такими компонентами музыкальной выразительности, как тембр, ритм, динамика. Для моделирования той или иной эмоции в танце они являются хотя и важными, но все же дополнительными моментами. Произведения, не относящиеся к серьезной музыкальной классике, могут быть тоже использованы как материал для танцетерапии и кинезотерапии с не меньшим эффектом.
Именно поэтому разработка и проведение кинезотерапии в детском возрасте требует творческого сотрудничества психологов и музыкальных руководителей ДОУ. В связи с этим использование музыкотерапии в кинезотерапии нарушений адаптации и нервно-психических заболеваниях оправдано и перспективно, так как способность музыки оказывать выраженное эмоционально-стрессовое воздействие на движущего человека соответствует онтогенетическому принципу детской психотерапии. В связи с этим в рамках кинезотерапии нами использовались разные игры и игровые упражнения, предполагающие чередование разных видов двигательной активности детей, работу над адаптацией в процессе развития мелкой и крупной моторики. Приведем примеры.
ИГРА «Ладошки»
В начале игры воспитатель спрашивает у детей, есть ли у них ладошки. «Покажите ладошки, похлопайте ладошками!»
Затем воспитатель читает текст, дети выполняют движения.
Покажи их поскорей,
Хлопай, хлопай веселей!
Хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп!
Дети показывают ладошки, хлопают и говорят: «Хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп!»
Этими ладошками
Похлопаем немножко.
Хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп!
Дети идут по группе, хлопают в ладошки и говорят: «Хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп!»
Спрятались ладошки!
Ой-ой-ой!
Дети останавливаются, ладошки сжимают в кулачок, качают головой и говорят: «Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!»
Кулачок скорей открой,
Покажи ладошки!
Этими ладошками
Похлопаем немножко!
Дети показывают ладошки, хлопают и говорят: «Хлоп-хлоп!»
Хлоп-хлоп-хлоп!
Топ-топ-топ!
Идут по группе, топают ножками и говорят: «Топ-топ!»
ИГРА «ПОГОВОРИМ»
Эту игру хорошо провести с детьми перед завтраком или обедом, когда надо успокоить детей. Для игры берется не более 3-х игрушек (собака, кошка, птичка, курочка, петушок, корова). Игрушки ставятся подальше друг от друга. Во время игры дети переходят от одной игрушки к другой. Прежде чем подойти к игрушке, дети должны ее увидеть.
Воспитатель читает текст, который заканчивается вопросом, на него отвечают дети звукоподражанием. Если дети затрудняются, следует дать образец ответа.
К нам пришла собачка. Где она сидит?
На скамейке собачка сидит и громко рычит.
Как она рычит?
Р-р-р-р!
Мама-кошка сидит на окошке и зовет своих котят.

Как она их зовет?
Мяу-мяу-мяу-мяу!
И др.
При повторении игры дети могут встретиться с другими игрушками: (петушок, курочка, корова).
Петушок по дорожке идет и громко песенку поет.
Как он песенку поет?
Ку-ка-ре-ку-у-у!
И др.
ИГРА «ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ»
Эту игру можно провести в конце утренней гимнастики. В углу стоит корзинка с осенними листочками. Ребята, посмотрите, что это за корзина стоит в углу. Смотрите, в ней спит мишка. Он собрал листья, положил в корзину и лег спать. Дети его будят, здороваются с ним и просят разрешения с листиками поиграть.
Воспитатель рассыпает листья по полу, сопровождая свои действия текстом:
Мы – листочки, мы – листочки,
Мы на веточках висели,
Ветер дунул – полетели.
Дети собирают листочки, кружатся на месте.
Мы летим, летим, летим,
Мы летим, куда хотим!
Дети ходят по залу, выполняют несложные движения.
Перестал дуть ветерок.
Мы собрались все в кружок.
Дети приседают, а затем еще раз танцуют с листочками.
Игра «Лови-лови»
Игру «Лови-лови» лучше проводить на прогулке или после дневного сна.
Для проведения этой игры необходима палочка длиной 50 – 75 см с прикрепленной к ней лентой и легким мячиком на конце (его можно сшить из кусочка яркой ткани, набив ватой или лоскутками). Все становятся в круг, ведущий с палочкой – в центре (вначале это воспитатель, а потом, когда дети хорошо освоят эту игру, ребенок). «Лови-лови!» - говорит ведущий, подходя то к одному, то к другому ребенку. Участник игры должен схватить мяч, который все время подлетает вверх, заставляя детей тянуться, подпрыгивать. Ловить мяч могут несколько участников одновременно.
Игра «Найди игрушку»
Чтобы дети быстрее запомнили окружающую его пространственную среду: приемная, групповая, спальня, персонал детского сада и сверстников, - воспитателям рекомендуется использовать игры типа «Найди игрушку». Детям предварительно нужно показать все уголки группы, рассказать об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы. 
Категория: А | Добавил: Админ | Теги: Энциклопедия для родителей, педагогические ситуации, адаптация детей, арттерапия
Просмотров: 608 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Меню сайта


Форма входа

Категории раздела


А [4]
Б [3]
В [5]
Г [2]
Д [1]
Е, Ё [0]
Ж [2]
З [3]
И [4]
К [5]
Л [2]
М [5]
Н [2]
О [3]
П [3]
Р [3]
С [6]
Т [3]
У [1]
Ф [1]
Х [2]
Ц [0]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [0]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]


Какие ценности вы считаете приоритетными в воспитании детей?
Всего ответов: 79
Наши друзья




Педагогический 
интернет-клуб





Приобщение 
к славянской культуре

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог Детских Центров России.