Академия родителей. Академия родительства

Четверг, 25.04.2024, 02:08

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Вышивание пословиц - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Родительский интернет-клуб » Бабушкин сундучок » Вышивание пословиц (Авторская методика)
Вышивание пословиц
АдминДата: Суббота, 24.12.2011, 19:56 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
Авторы:
Тихомирова О.Ю. – педагог, специалист по Народной культуре.
Лебедева Г.А. - Народный мастер России, педагог-психолог.

Введение
В традиционной культуре всегда использовали пословицы в воспитании детей.
И поскольку мы обратились к пословицам в контексте наших разработок на тему «Вышивка швом Роспись», то естественно мы будем говорить о вышивке именно пословиц. Постараемся привести убедительные аргументы в пользу успешно опробованного нами метода.
Рассматривая пословицы, как психологический аспект, мы ещё и ещё раз убеждаемся в целесообразности их целенаправленного использования в совокупности с традиционными рукоделиями, как определённых методов для решения воспитательных задач.
Много умного и хорошего написано о значении пословиц и поговорок в традиционной русской культуре. И чаще всего они рассматривались как поэтическое наследие русского народа. Говорить об этом жанре народной поэзии в исследовательском ключе можно долго и интересно, но наша задача несколько иная.
Наша задача – рассмотреть пословицы и поговорки как мощное действенное средство в воспитании детей, как лекарство для души, и, если хотите, как некое оружие в борьбе за выживание нашего народа. А самое главное, мы хотим возродить умение использовать пословицы не для красного словца, а по их прямому назначению - воспитательному.
Чистота помыслов определяет уровень мировоззрения человека. Мировоззрение формирует характер человека. А характер – это судьба, это поступки. Вот с поступков и начнём разговор о спасении ни много, ни мало нашего русского народа.
Пословицы и поговорки – материал не книжный, это эфемерная, но живая и лечебная субстанция. Её нельзя потрогать руками, её нельзя накапать каплями в стакан и выпить, но она лечит и лечит тем, чем и является – словом.
Давно пора уяснить, что все слова имеют своё энергетическое воздействие. Всем известно, что «словом можно убить», но слово и лечит. Так вот мы и будем говорить о лечении души и о формировании правильного душевного состояния ребёнка, то есть о воспитании.
Для этого достаточно обратиться к наследию наших предков и воспользоваться их простой житейской мудростью.
В какие же моменты проговаривали пословицы с лечебно-воспитательной целью?
Душа проявляет себя через эмоции и поступки.
Пословицы, на самом деле, это скорая помощь для заблудившейся души. Заблудившейся, это, значит, что она попала в крайнее состояние.
Почему состояние называем крайним, а потому, что крайнее – это из ряда вон, крайнее – это неправильное. Так как в правильном состоянии душа находится в «золотой середине», это есть состояние равновесия.
Так вот пословицы есть на все крайние душевные состояния, а соответственно и поступки человека. В крайних состояниях находиться душевно неполезно – это проявление душевного дискомфорта.
Пословицы – это импульс для выравнивания внутреннего состояния.
Это некий звоночек, призывающий к вниманию о том, что я что-то делаю не так, как надо.
Их проговаривали в нужный момент, в сходных состояниях.
Психологи и педагоги знают, что это особый способ воздействия на психику - опосредованный. Прямое, указующее замечание ребёнок воспринимает как некое нападение, и может внутренне закрыться, становится «глухим», невосприимчивым. Может начать капризничать, оговариваться.
Пословицу сказали для определённого человека, но употребили неопределённую форму, вроде для всех. Чуткая душа ребёнка услышит и сделает выводы, начнёт выравниваться.
Частое повторение одной и той же фразы в сходных состояниях ребёнка или при одинаковых поступках приводит к тому, что эта информация уходит в подсознание и начинает потом работать изнутри. Это известно из психологии.
Поэтому и повторяемая часто пословица, как нужная информация, в определённый момент всплывает в сознании, как стоп сигнал или сигнал, призывающий к вниманию.
В этом состоит принципиальное лечебно-воспитательное психологическое воздействие пословиц.
Но на самом деле пословиц и поговорок есть достаточно на всевозможные случаи жизни.
 
АдминДата: Суббота, 24.12.2011, 19:56 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
Когда мы говорим о состоянии души ребёнка, то задача педагога знать о процессе правильного формирования душевных состояний ребёнка. Наша задача именно оберечь душу ребёнка от неправильных крайних состояний, чтобы он не застрял в них, и они, эти крайние состояния не стали болезнью души в будущем. Вот тут нужна чуткость к состояниям ребёнка.
Надо всегда понимать, что особенное, внимательное, чуткое душевное отношение - это ни что иное, как проявление любви к ребёнку.
И если вы отследили в поведении ребёнка отклонения, надо сразу использовать нужную пословицу. Повторяйте её чаще в сходных проявлениях, пусть она со временем зазвучит в его душе как камертон.
Конечно в воспитательном процессе детей это не радикальное средство, но оно самое щадящее, самое нежное и нужное воспитательное средство. Единственное, что нужно, это родителям, учителям выучить пословицы и желательно много и разных, и как можно чаще их применять. Чтобы пословицы были всё время на слуху или на виду у детей. Не можете выучить – напишите, вышейте, но обязательно и непременно вместе с ребёнком. Вышейте на полотенце, на носовом платке, на обеденной скатерти.
Надо понимать, что лекарство это концентрированное. Пословицы оттачивали веками. Пословицы и поговорки – это традиционное народное лекарство психологическое, то есть для души.
В традиционной культуре всегда использовали пословицы в воспитании детей.
Пословицы использовали не только в устной речи. Очень распространена была вышивка пословиц на обиходных вещах. Поэтому и советуем вам вышивать пословицы.
Вообще в народных вышивках была очень распространена вышивка текстов. Вышивали различные по назначению тексты. Это могли быть заговоры, молитвы, пожелания и естественно пословицы и поговорки. Тексты не только вышивали, но их часто можно встретить вытканными на поясах, их задача была оберегать хозяина или напоминать о чем – то важном.
Наиболее часто вышивали пословицы на полотенцах.
Каждый день человек руки и лицо полотенцем утирает и каждый раз соприкасается с этой назидательной фразой. И сам собой происходит воспитательный процесс. А на каждом полотенце новая пословица вышивалась. И так с самого раннего детства шёл очень мудро организованный процесс нравственного воспитания. И чем чаще ребёнок слышал их, тем крепче их запоминал, и в нужный момент они сами всплывали в его памяти. И получалось, что пословицы, выступали в роли внутреннего наставника, советчика, который всегда рядом. Автопилот в современном понимании.
Если бы мы, современные искатели новых педагогических и воспитательных подходов смогли бы проникнуться глубиной и силой воздействия этого метода и по достоинству оценить его универсальность, уникальность и значение.
 
АдминДата: Суббота, 24.12.2011, 19:56 | Сообщение # 3
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
Занятие 1. Вышивка пословиц.
Цели:
Через знакомство с искусством народной вышивки способствовать воспитанию чувства уважения к традиционной культуре своего народа.
Через вышивку пословиц способствовать формированию нравственных устоев личности ребёнка.
Развитие художественно-творческой активности детей.
Научить занимать свой досуг.
Задачи:
Ознакомить с новым сюжетом народной вышивки вышивкой текстов, и раскрыть смысловое содержание.
Совершенствовать умения и навыки вышивки швом «Роспись»
Обучать детей способу общения с применением пословиц и поговорок.
Развивать зрительно-пространственную координацию.
Развивать мелкую моторику.
Материалы и инструменты:
Коробка №1 и №2.
Наглядные материалы.
Перфокарты и вышивки швом «Роспись» с различными текстами.
Иллюстрации народной вышивки швом «Роспись» с текстами. Тексты пословиц.

Ход занятия.
Новый материал.
Вышивка текстов характерна для народной вышивки.
Особенно часто в вышивках встречался текст: «кого люблю, тому дарю». Этот текст вышивался на предметах для дарения.
На этом занятии надо вспомнить с детьми пословицы на разные жизненные темы, чтобы показать детям большое их разнообразие. Попросить детей проговорить пословицы, которые они знают и используют.
На доске надо иметь тексты с пословицами на определённые темы: о труде, о Родине, о дружбе, о лени, о торопливости. Предоставить детям возможность выбора пословицы, которую они будут вышивать. Процесс выбора пословиц должен быть особым образом организован. Дети всегда подмечают особенности характера своих друзей. Педагог может попросить детей отметить свои черты характера - торопливый, болтливый, ленивый, медлительный и т.д. И предложить детям выбрать ту пословицу, которая соответствует этой особенности. Это позволит ребёнку обратить внимание на свои особенности.
Можно детям просто выбрать для вышивки понравившуюся им пословицу.
Всегда нужно разъяснить детям значение отдельных пословиц, которые они не понимают. Организовать процесс общения на уроке в игровой форме: дети и педагог должны в процессе работы разговаривать с максимальным применением пословиц. Особенно это касается замечаний о поведении. Научать детей этому интересному способу общения.
Практическая работа.
1. На листах в крупную клетку (это тетради в клетку для 1 класса, ширина клетки в них 7мм.) печатными буквами написать пословицу, которую дети выберут для вышивки. Учителю нужно иметь заранее подготовленные перфорированные карточки с текстами, так как написание текста в определённом формате не всем детям под силу. Большее удовольствие дети получают от самого процесса вышивания. Поэтому возможен вариант работы с готовыми перфорированными текстами.
2. Тексты переколоть на картон известным способом.
3. На картоне наметить место для рамки. Сделать проколы для рамки, расстояние между дырочками должно быть 7мм.
4. Вышить пословицы швом «Роспись».
5. Вышить рамку нитками цвета серого льна.
5. Сделать обвивку вышитой рамки. Для этого ниткой красного цвета обвить последовательно каждый стежок, вводя иголку под каждый стежок всегда с одной и той же стороны.
Итог занятия.
В ходе занятия дети должны запомнить текст пословицы, которую они вышивают. Дать задание выучивать пословицы, которые запомнили другие дети.
Вышитые пословицы поместить на стенд. Похвалить детей за усидчивость, старание. Присвоить звание «мастер – золотые руки» тем детям, которые получили «5». Необходимо, чтобы каждый ребёнок запомнил свою пословицу.
 
АдминДата: Суббота, 24.12.2011, 19:56 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
Занятие 2. Вышивка пословиц с орнаментами. 4 часа.
Цели:
Через знакомство с искусством народной вышивки способствовать воспитанию чувства уважения к традиционной культуре своего народа.
Через вышивку пословиц способствовать формированию нравственных устоев личности ребёнка.
Развитие художественно-творческой активности детей.
Научить занимать свой досуг.
Задачи:
Ознакомить с новым сюжетом народной вышивки, вышивкой текстов, и раскрыть смысловое содержание.
Совершенствовать умения и навыки вышивки швом «Роспись»
Обучать детей способу общения с применением пословиц и поговорок.
Развивать зрительно-пространственную координацию.
Развивать мелкую моторику.
Материалы и инструменты:
Коробка №1 и №2.
Наглядные материалы.
Перфокарты и вышивки швом «Роспись» с различными текстами.
Иллюстрации народной вышивки швом «Роспись» с текстами.
Тексты пословиц.
Трафареты орнаментов.
Повторение.
Дети рассказывают выученные пословицы.
На каких бытовых изделиях вышивали пословицы?
Новый материал.
Мы предполагаем, что дети уже прошли курс обучения в соответствии с 1 частью пособия, и они научились вышивать осмысленные узоры народной вышивки Русского севера. Дети должны быть знакомы с семантикой народных вышивок и практическими приёмами вышивки швом «Роспись».
И теперь есть возможность творческого подхода к приобретённым знаниям и умениям. В этом состоит ценность этих занятий.
На занятии 1 в практической части дети вышивали открытки - пословицы на картоне. На занятии 2 рекомендуется совместить в композиции вышивку орнаментов с вышивкой пословиц.
То есть композиционное решение должно включать тексты пословиц, орнаментальные полосы и отдельные изображения, в семантике которых дети хорошо ориентируются. И в результате получается не просто красивая картинка, а целая поэма с орнаментально закодированными текстами. Ценность такой деятельности состоит не в простом механическом делании, а в осмысленном делании. Смысловое содержание орнаментов должно раскрывать или приближаться к значению пословицы.
Практическая работа.
Примеры таких вышивок даны в иллюстрациях. Можно повторить приведённые примеры композиций, а можно смоделировать собственные.
Рис. 14. Образцы вышитых пословиц с использованием орнамента.
Итог урока.
Оценить готовые работы. Присвоить звание «мастер – умелые руки».
 
АдминДата: Суббота, 24.12.2011, 19:57 | Сообщение # 5
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
Занятие 3. Вышивка Родная Земля.
Цели:
Через знакомство с искусством народной вышивки способствовать: воспитанию чувства уважения к традиционной культуре своего народа;
формированию таких базовых, нравственных понятий, как любовь к Родине и необходимость защиты Родной земли;
Формировать умения и навыки в народной вышивке;
Задачи:
Ознакомить с новым сюжетом народной вышивки и раскрыть его смысловое содержание.
Совершенствовать умения и навыки вышивки швом «Роспись».
Развивать зрительно-пространственную координацию.
Развивать мелкую моторику.
Материалы и инструменты:
Коробка №1 и №2.
Наглядный материал:
Готовые детские работы, вышитые швом «Роспись».
Образцы вышитых текстов.
Свободный выставочный стенд. Аудио записи песен о Родине.
Ход занятия.
Беседа с детьми о красоте и беззащитности Родной земли. Прослушать аудио записи песен о России, о Родине.
Для этого занятия необходимо заранее оформить стенд, на котором должны в определённом порядке экспонироваться образцы вышитых работ: «Просьба», «Благодарность», «Солнечные знаки», «Птицы», «Кони», «Древо жизни». В самом верху – солнечные знаки, чуть ниже – птицы, еще ниже – «Просьба», в центре – «Древо жизни» и растительные сюжеты, а рядом – люди и кони, ниже – «Благодарность». Орнаментальные полосы сверху и снизу ограничивают композицию. Когда вышивка выполнялась в традиционном варианте на полотне, то композиция снизу всегда завершалась полосой кумачевой (красной) ткани, а на полотенцах после кумачевой полосы пришивали кружево. Принцип завершения композиции кумачевой полосой можно использовать и в нашей композиции на стенде. Дети с удовольствием раскрасят гуашевой краской полоску картона шириной порядка 5см.
Необходимо всем вместе полюбоваться вышивками на стенде, похвалить детей за их рукотворную красоту, и сказать о том, что на этом стенде с помощью вышивки показана красота Родной земли и ее ценность.
Далее педагог демонстрирует тексты:
В. Митяев.
«Многое может родная земля:
может накормить своим хлебом,
напоить из своих родников,
удивить своей красотой.
Только защитить сама себя не может.
Поэтому защита Родной земли это долг тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой»
Дети читают этот текст и размышляют над смыслом. Педагог направляет размышления детей в нужное русло. Можно так спланировать работу по этой программе, чтобы этот урок проходил в канун праздника Дня защитника отечества 23 февраля или в канун Дня победы 9 мая. Тогда очень легко дети понимают, какое Отечество надо защищать. Обязательно надо объяснить детям, что земля, на которой родился - Родная, и это земля твоего отца, поэтому она – Отечество.
Дать детям задание придумать название для нашего тематического панно. Часто дети предлагают назвать его «Родная земля», «Моя Родина», «Моя Отчизна», дать детям время для размышлений на эту тему.
В разговоре с детьми использовать пословицы:
Родина любимая – что мать родимая.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Жить – Родине служить.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Новый материал данного урока завершает очень важную тему нравственного воспитания, формирования гражданского самосознания детей. В настоящее время, как и в другие времена в воспитании детей нет, и не было важнее этой темы. Поэтому мы постарались наши занятия по народной вышивке соединить с этой важной темой.
Практическая работа.
1. На листах в клетку печатными буквами написать фрагменты вышитого текста и тексты пословиц о Родине.
2.Тексты переколоть на картон
3. Вышить тексты и пословицы швом «Роспись».
Вышитые буквы выглядят в вышивке, как орнаментальная полоса, очень красиво.
Вышитые детьми тексты и пословицы о Родине нужно расположить на выставочном стенде.
Детям, более старшего возраста, для вышивки можно предложить более сложный текст, предварительно нужно поработать со смыслом этого текста. От того, как мы относимся к прошлому, зависит наше будущее.
Это стихи Вадима Шефнера:
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Вышитый текст так же расположить на стенде.
Итог занятия.
Оценить качество вышитых детьми текстов. Похвалить детей за трудолюбие, терпение, усидчивость. Навести порядок на рабочих местах. Посчитать общее количество иголок.
 
АдминДата: Суббота, 24.12.2011, 19:57 | Сообщение # 6
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
Пословицы, которые рекомендуется использовать на занятиях.

Где добры в народе нравы, там хранятся и уставы.
Что город, то норов, что деревня, то обычай.
Душа – мерило поступка. Душа – мера.
Жить умом и благословением отцов и дедов.
Земля – кормилица. Стр. 16.
Земля – что мать, что посеешь, то и родит.
Кто землю лелеет, того и земля жалеет.
Ничего не сделано, если что-нибудь не доделано.
Дело без конца, что кобыла без хвоста.
Что отложено, то потеряно.
Всякое дело концом красно.
Лучшее в работе слово: «готово!».
Без начала и конца не бывает.
Кончил дело – гуляй смело.
Люди не будут помнить, что сделано быстро, но будут помнить, если сделано хорошо.
На работу - огонь, а работу - в огонь.
Делаешь наспех, сделаешь на смех.
И готово, да бестолково.
Где сшито на живую нитку, там жди прорехи.
К чему душа лежит, к тому и руки приложаться.
Кому работа в тягость, тот не знает радость.
Как ты к работе, так и работа к тебе.
Веселье делу не помеха.
Думай что делать, а делай что решил.
Около чего постараешься, тому и порадуешься.
На всякое хотенье, имей терпенье.
С лица воды не пить.
Иголка маленька, да кусает больненько.
Родилась пригожа, да по нраву не гожа.
Не имея терпения, ничему не научишься.
У старых - опыт, у молодых - сила.
Всякому дню своя забота.
Сколько веревочке не виться, конец будет.
Не будь пригож, а будь пригоден.
Словами ругают, руками пугают, а сердцем побеждают.
Доброе слово – красное слово.
Доброе и ласковое слово лучше мягкого пирога.
Терпение и труд все перетрут.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Другу помогай, а врага не пугай.
Родина любимая – что мать родимая.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Жить – Родине служить.
На чужой стороне – что соловей без песни.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Жнут порою, а жуют зимою. Стр. 45.
В закроме зерно – на душе тепло.
И гот хорош, коли уродится рожь.
Хвались урожаем, когда рожь в закрома насыпана.
Было бы в амбаре, будет и в кармане.
Удастся лён – так шёлк, а не удастся – зубами щёлк.
Даже дуб в одиночестве засыхает, а в лесу живет целые века. Стр. 47
Не тот силе, кто дюжит, а тот кто дружит.
За нужное дело берись смело: сам не осилишь, товарищи помогут.
Делай другим добро, будешь сам без беды.
Кто людей не любит, тот сам себя губит.
Птица сильна крыльями, а человек – дружбой.
Глуп совсем, кто не знается ни с кем.
 
АдминДата: Суббота, 24.12.2011, 19:57 | Сообщение # 7
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
Используемая литература:

1.«Запечатленная радуга». Г.Дурасов изд. «Молодая гвардия», М.1985г.
2.«Народная вышивка Тверской земли». Л.Э.Калмыкова изд. «ХудожникРСФСР» Л. 1981г.
3.«Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник». Г.С.Маслова М., 1978г.
4.«Русские пословицы и поговорки» В.М.Подобина и И.П.Зимина. Лениздат, 1956г. и
5.«Пословицы, поговорки и крылатые выражения» О.Д. Ушакова Издательский дом «Литера» Санкт-Петербург, 2006г.
 
Форум » Родительский интернет-клуб » Бабушкин сундучок » Вышивание пословиц (Авторская методика)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Меню сайта


Форма входа

Категории раздела



Какие ценности вы считаете приоритетными в воспитании детей?
Всего ответов: 79
Наши друзья




Педагогический 
интернет-клуб





Приобщение 
к славянской культуре
Каталог Детских Центров России.