Академия родителей. Академия родительства

Четверг, 18.04.2024, 04:19

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Мария Монтессори: за и против - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Форум » Педагогический интернет-клуб » Круглые столы » Мария Монтессори: за и против
Мария Монтессори: за и против
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:39 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
Этот форум был проведен в рамках работы «Педагогического интернет-клуба & Академии родителей». Он оказался очень интересным как для родителей, так и для педагогов дошкольных образовательных учреждений – и в России, и за рубежом. Отрывки из данного форума приведены ниже.
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:39 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
О Монтессори-педагогике я слышала, но не была знакома детально. В этом году так сложилось, что я побывала на ознакомительном семинаре Сумнительных, которые являются единственными в России официальными представителями международной ассоциации Монтессори-педагогов. Мне стало грустно от того, что в то время, когда я росла. В нашей стране не могло быт и речи об этом подходе, хотя в начале двадцатого века в Росси была Юлия Ивановна Фаусек, которая была открывателем Монтесори-подхода в России вплоть до 1930 года... Никогда такой подход к развитию ребенка не приживется в стране с тоталитарной ориентацией. В этом году все группы, которые финансировались государством, были закрыты. Остались только частные сады Монтессори.
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:40 | Сообщение # 3
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 Побывала на открытом занятии в Монтессори-центре, вот делюсь своим видением Монтессори.
Детки с мамами приходят в класс, когда собрана вся группа. Все занятия проводятся по одно и той же схеме.
1) здороваются посредством специальной песенки (дети к этому быстро привыкают);
2) затем на овальный ковер садятся мамы с детками - всем раздаются палочки: дети и мамы начинают петь песенки и стучать палочками в такт, что способствует развитию фонематического слуха, усвоению стихотворного ритма и т.д.;
3) массаж железными, резиновыми или пластиковыми «колобочками» в ладошках (при этом мне заметили, что планируют апитерапию для профилактики простудных заболеваний (пчелиный воск катать, но предупреждали, что у деток может быть аллергия);
4) Свободная деятельность, ребенок сам выбирает себе занятие без принуждения взрослых: весь смысл Монтессори-педагогики сводится в «ненавязывании» детям своих желаний (желаний взрослого), а в свободном доступе к деятельности, которой ребенок хочет заниматься. По этому поводу мамам тут же рассказали про ребенка, который больше месяца сидел на горке и в сухом бассейне, а через месяц принялся выполнять сложные задачи, собирая пирамидки и т.д. Оказывается, ребенок смотрел, как занимаются другие, и потом - уже со знанием дела, накопив информацию, - приступил к пирамидкам, вкладышам и пр.
5) есть и специальные занятия с детьми:
- занятие рисованием 2 раза в неделю по 10-15 мин (при этом в группе на занятие-урок рисованием детей «зовет» колокольчик, затем педагог (учитель) говорит: «Колокольчик поет: «Рисование зовет!»» - детки отправляются на рисование);
- занятие музыкой 1 раз в неделю;
- в группах для детей старше 1,5 лет - английский язык по 10 мин 2 раза в неделю;
6) в конце такого комплексного занятия проводится гимнастика: на овальном ковре мамы делают детками гимнастику-массаж;
7) прощание в стихотворной форме.
Это то, что касается построения занятий. Чем они полезны? Попытаюсь изложить то, что поняла из общения с Монтессори-учителем в центре.
- Сенсорное развитие (цвет, размер, форма). Захват пальчиками рамок вкладышей (в том числе, детей учат тремя пальчиками захватывать, тем самым подготавливая заранее ребенка к письму).
- Развитие мелкой моторики и общих движений: я видела пособия очень простые, которые дома можно изготовить из подручного материала, например, пенопласт или пробка берется, обшивается тканью, и ребенок втыкает в него обычные кнопки (продаются с канцелярскими наборами разноцветные, тренируется захват предмета тремя пальчиками). Перекладывание ложкой фасолинок, бусинок, горошин, пуговиц и пр. мелочи. Обязательно все делается под присмотром родителей. При этом формируются навыки самообслуживания. Например, рамки с застежками - обучение конкретным, навыкам, необходимым при одевании. Я посмотрелна на них - сшила Ваську домик в нем есть шнуровочка, замочки, кармашки со всякими «секретиками», пуговицы можно расстегнуть и застегнуть, крючков на нем пока нет, но и они вскоре появятся.
- Восприятие порядка, формирование представлений о последовательности действий. Последовательность занятий не нарушается, в частности, дети всегда здороваются песенкой. Материалы (именно так в центре называют пособия) должны лежать на своем месте. При этом «нецелевое» использование материалов, т.е. игра материалом наряду с другими игрушками вне занятий, запрещена. В то же время, у ребенка формируется самоконтроль: после игры все материалы кладутся на место, если пролита водичка, то вытирается, поднос должен быть всегда чистый после перекладывания бусин и т.д. Ребенок убирает сам, а взрослый должен научить, показать ему, как это делается.
- Развитие речи и развитие связной речи, построение предложений (в классе имеется дидактический материал, картинки и предметы, изображенные на картинках. Например, овощи изображены на картинке и есть муляжи овощей. Ребенку показывается овощ и он должен ассоциировать его с изображением на картинке. Когда ребенок этому научился, показывается обобщающая картинка с овощами, ребенок должен понять, что на ней изображены овощи).
Посмотрели мы все, но в результате в центр ходить не стали - по мере возможности и дома развиваемся, а в центр нам слишком далеко ездить, да и занятия в неудобное для меня время.
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:40 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 Спасибо за искренний и грамотный комментарий! Вы верно все подметили. Метод Марии Монтессори не является методикой воспитания и обучения детей, то есть в нем нет этапов, целей и задач, комплекса методов и приемов, позволяющих их достичь, воспитательных и обучающих ситуаций. Это метод, который позволяет развивать самостоятельность ребенка с помощью комплекса дидактических пособий. Кстати, она не сама их разработала. Это воплощенные на практике идеи Ф.Фребеля, И.Г.Песталоцци и других замечательных педагогов (ее собственные материалы - это материалы по обучению письму и чтению).
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:40 | Сообщение # 5
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 Мария Монтессори была по образованию врачом - её подход к созданию материала был научным. В её методе важна именно внутренняя логика развития, которая опирается на потребность ребенка в построении себя и на имеющиеся у ребенка сензитивные периоды, которые она как врач выделила после вкрадчивого и внимательного наблюдения за детьми. Отклик среды на потребности сензитивных периодов создает условия, когда ребенка не надо принуждать что-то делать, а он сам выбирает тот материал, который ему необходим на данном этапе.
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:40 | Сообщение # 6
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 Мне не нравится "вкрадчивое" наблюдение за кем-бы то не было, в особенности, за детьми. Очень напоминает воровство. Воровство у полноценных взаимоотношений между ребенком и взрослым. Когда можно быть любым: сильным - слабым и зависимым - независимым, обучать и обучаться, брать и давать друг другу, давать оценки или выбор и т.д. В этом отношении я считаю, что ребенок выбирает не материал, а тип взаимоотношений со взрослым.
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:40 | Сообщение # 7
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 Я тоже наблюдаю за детьми прежде, чем с ним взаимодействовать. С той целью, чтобы не навязывать свое виденье игры, а встраиваться в его игру. Может быть, это похоже на воровство. Для меня это похоже на уважительное отношение к ребенку, ориентированное на развитие его самостоятельности.
Детям очень важно научиться быть самостоятельными. Мало у какой мамы хватит терпения смотреть, как её ребенок размазывает грязь, вытирая впервые пыль своими пока неумелыми ручками, или неуклюже моет чашку. Маме легче это сделать самой, но именно тогда мама приучает ребенка к пассивности. Кроме того, в традиционном подходе к развитию у ребенка формируется желаемый стереотип поведения, все время навязывается чужой и порой чуждый именно ему опыт. В подходе Монтессори малышу позволяется реализовывать его внутреннюю программу развития, которая заложена у каждого ребенка.
Монтессори предположила, что ребенок проходит два эмбриональных периода. Первый - когда зарождается его тело. Второй - когда зарождается его психика. В этом процессе малыш приобретает языковые знания, человеческие способности к контакту, разум ( то есть развиваются высшие психические функции) и ему в этом мешать нельзя. У ребенка в этом периоде жизни (от о до 6) другой цели нет как стремление развивать себя( если нет каких-то патологий, да и то, развитие все равно идет. но со своими особенностями). Ведь никто не будет за него адаптироваться к жизни, решать встающие пред ним проблемы. Для развития необходимо действовать, но ребенок ничего не может делать осознано в первые годы своей жизни. Это не означает, что правы те педагоги, которые считают, что его надо формировать путем внешнего воздействия, которое чуждо природе ребенка. Монтессори заметила, что у детей есть нечто, что она назвала "впитывающий ум", с помощью которого ребенок отбирает из внешнего окружения то, что работает на его развитие. Монтессори предлагает наблюдать за ребенком и помогать ему делать самостоятельный выбор, давая ему развиваться органичным для него путем. Например, за обедом ребенок говорит маме, что у него нет ложки. Обычно мама встанет и даст ему эту ложку. Что предлагает Монтессори-подход сделать в этой ситуации? Он предлагает как-то обозначить то, что да мол, нет ложки. И показать ему готовность помочь, оставив за ним решение о способе того, как он получит ложку. Можно предложить ему попросить ложку. Тем самым мы помогаем ему учиться обращаться за помощью, находить партнера для решения проблемы. Можно предложить решить проблему самостоятельно. " Ты можешь взять ложку сам. Но если тебе не достать до буфета, ты можешь попросить меня поставить тебе стул". То есть очень важно всегда поощрять самостоятельность ребенка. Показывать ребенку, что он вправе сам решать свои проблемы.
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:41 | Сообщение # 8
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 Я не считаю подход, ориентированный на предоставление ребенку свободы выбора и развитие самостоятельности у детей заслугой М. Монтессори. Обратившись к истории дошкольного воспитания и образования, мы увидим, что идея о предоставлении детям свободы выбора деятельности и отношений не нова: ее выражение мы можем встретить в педагогическом наследии классиков отечественной и зарубежной педагогики: (Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др.). Изучая их труды, мы можем сказать, что педагоги прошлого сходятся в одном: для того, чтобы личность развивалась, ей нужна свобода. В этом отношении взгляд на ребёнка как на саморазвивающуюся личность, способствующую развитию общества, в наибольшей степени проявлялся у сторонников теории свободного воспитания: К.Н. Вентцеля, С.Т. Шацкого, Л.К. Шлегер и других… Принципы данной теории легли в основу создания основных документов, обеспечивающих работу детских садов и профессиональную подготовку воспитателей. Соответственно, изучив работы детских садов того времени (конец XIX- начало XX вв.), можно выявить тот опыт, который и сейчас будет актуальным и займёт достойное место в деле воспитания и образования, а также отказаться от тех ошибок, которые были совершены в прошлом. С этой точки зрения предоставление детям свободы выбора рассматривается и во многих современных исследованиях. Так, изучению поведения детей в ситуациях морального выбора посвятили свои работы В.С. Мухина (1980), Е.В. Субботский (1977, 1983), С.Г. Якобсон (1984), Н.А. Холина и др. Проблемой использования ситуаций свободного выбора в образовательном процессе занимались И.Н. Емельянова (1994), Е.В. Крылова (1999).
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:41 | Сообщение # 9
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 Однако до сих пор в детских садах ребенка учат хорошо действовать по шаблону. Воспитатель решает, чем будет заниматься ребенок. Но редко кто-то спрашивает ребенка, хочет ли он этим заниматься и нравится ли ему то, что он делает. Ребенок обычно вынужден подчиняться предложенному. Так как он зависим от взрослых и пока не умеет отстаивать свои потребности...
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:41 | Сообщение # 10
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 Действительно, большинство воспитателей считают необходимым предоставлять детям свободу выбора, однако на практике эта свобода предоставляется далеко не всегда. Степень свободы детей напрямую зависит от стиля взаимодействия воспитателя с детьми. Именно воспитатели с демократическими тенденциями в общении предоставляют детям свободу выбора способов действия и деятельности в реальной обстановке, в повседневной жизни.
Другая часть воспитателей не предоставляют детям свободы выбора в связи с тем, что не уверены в том, что дети могут самостоятельно наполнить своё свободное время интересной и полезной деятельностью. Воспитатели не используют предметно-игровую среду для удовлетворения потребности детей в самостоятельной деятельности. Напротив, предметная среда в группах такова, что она часто не соответствует интересам детей и не инициирует их самостоятельный свободный выбор. И при чем здесь Монтессори-педагогика?
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:41 | Сообщение # 11
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 В Монтессори-садах и центрах группа, где проходят занятия, разбита на зоны, в каждой из которых находится материал определенной группы. В самостоятельной деятельности с материалом ребенок приобретает знание о мире, и свойствах предметов.
Основных зон пять:
1. Зона практической жизни, где ребенок учится обслуживать себя и других.
2. Зона сенсорного развития, где ребенок развивает свои сенсорные ощущения, знакомится со своими чувствами (обоняние, осязание, запах, слух и так далее), учится различать предметы по определенным признакам.
3. Математическая зона, где сосредоточен материал для развития математических представлений и получения конкретных знаний о связи количества и символа, и об операциях с ними.
4. Языковая зона, где ребенок учится письму и чтению.
5. Космическая зона, в которой ребенок получает первые естественно-научные познания и представления о культуре других народов, о взаимосвязях и взаимодействии всего мира.
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:41 | Сообщение # 12
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 Самое важное, что упускает Монтессори-педагог, работая с ребенком (или наблюдая за ним) в таких «зонах» - это необходимость плавного, поэтапного перехода от действий по подражанию к самостоятельным действиям. В Монтессори-подходе нет ни действий по образцу, ни действий по памяти, ни по аналогии. Все развивается как предметная деятельность. Нет предметно-игровой и перехода к сюжетно-игровой деятельности, нет конструктивной и продуктивной деятельности. То есть дети «застревают» на этапе перехода от раннего к младшему дошкольному возрасту. Особенно это влияет на развитие речи - на усвоении регулирующей и планирующей функций, обобщающей и комментирующей и т.д. С математикой - проще. Точнее, с сенсорным воспитанием детей и с формированием счетных операций. Но если при этом делать так, как советует М.Монтессори - тоже будут сложности. Поэтому иногда даже хорошо, что с ее материалами работают люди, у которых - обычное педагогическое образование, а не курсы Монтессори. Результаты у них лучше.
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:41 | Сообщение # 13
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 Я правильно поняла, что вы считаете, что эта методика имеет сильные ограничения? Ваши слова для меня выглядят так, словно вы скорее назовете её подход неправильным, чем правильным.
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:42 | Сообщение # 14
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 Я придерживаюсь взлядов Е.Н.Водовозовой, которая свыше 15 лет ездила с мужем по Европе и США, была в таких сада и школах, беседовала с педагогами и детьми, родителями, но самое главное - изучила теоретические основы Монтессори-педагогики и настолько тщательно проанализировала их включение в данный подход, обнаружив все плюсы и минусы, что до сих пор нет ни одной книги, которая столь грамотно бы это сделала. Книга называется "Умственное и нравственное воспитание детей", выдержала 13 переизданий. Однако дело не в том, что Е.Н - умница, а М . - нет. Я не собираюсь приклеивать ярлыки. Я считаю, что ребенку нужно давать возможность развиваться, надо предоставлять возможность для самостоятельности, но не думаю, что ради этого требуется пользоваться космическими теориями.
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:42 | Сообщение # 15
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 А что плохого в термине «космическое существо»?
 
Форум » Педагогический интернет-клуб » Круглые столы » Мария Монтессори: за и против
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:


Меню сайта


Форма входа

Категории раздела



Как вы относитесь к духовно-нравственному воспитанию детей
Всего ответов: 35
Наши друзья




Педагогический 
интернет-клуб





Приобщение 
к славянской культуре
Каталог Детских Центров России.