Академия родителей. Академия родительства

Четверг, 15.11.2018, 15:07

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Вальдорфская педагогика: за и против - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Форум » Педагогический интернет-клуб » Круглые столы » Вальдорфская педагогика: за и против
Вальдорфская педагогика: за и против
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:49 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 Вальдорфская педагогика – педагогическая система, основанная на антропософ¬ской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, ду¬шевных и духовных факторов. Методологические и дидактико-методические осно¬вы данной системы разработал Р. Штайнер. Согласно ему, вальдорфская педагогика направлена на достижение гармонии между внутренним и внешним миром (душой) ребенка, которая должна сопровождать его всю дальнейшую жизнь.
 Основная идея Вальдорфской педагогики: свободное общение, гуманное обращение, свобода выбора. Соответствующее ей содержание: обучение ремеслу, общее эстетическое развитие, культура речи и движений, формирование эмоциональной выразительности на благоприятном эмоциональном, интеллектуальном фоне.
 Это традиционный и общераспространенный взгляд на вальдорфскую педагогику, но при этом следует помнить, что у каждой педагогической системы могут быть не только исполнители – педагоги и родители, но и концептуальные основы, заложенные в основе развития ее самой. Первые могут быть изумительными людьми и прекрасными воспитателями. Но если педагоги не знают концептуальных положений, лежащих в основе той системы, в которой они работают, то это говорит о смешении педагогических подходов, которых они придерживаются, и принципов развития самой системы. Это уже не Вальдорфская педагогика и не педагогика Монтессори и т.д.
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:49 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
Все вышеперечисленное - это идеи личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей, а не собственно идеи Вальдорфской педагогики. Объясните, почему в Интернете столько много информации, в которой говорится о том, что это – секта? Например, у А. Кураева есть публикация на тему Вальдорфских детских садов. Называется «Вальдорфская педагогика - сделано в секте».
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:49 | Сообщение # 3
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 Если говорить серьезно, то при изучении теоретических основ и концептуальных положений Вальдорфской педагогики нужно сразу поднимать проблему отрицательного влияния на психическое и личностное развитие тех педагогических концепций, которые придерживаются принципа смешения религиозных установок и раскрытия «тайных духовных сил» в человеке, ориентированных на воспитание «шестой расы».
«Духовное первый раз подготовляется стать расообразующим», - писал по этому поводу Р. Штейнер, основатель Вальдорфской педагогики и инициатор данного движения. Имеется в виду новая раса – последователей «Архангела Михаэля».
Воспитатель призван помочь ребенку изменить свой темперамент и «эфирное тело, посредством которого он бывает связан со своим народом». Он должен использовать все методы «пробуждения духа, души и тела», чтобы дать возможность воспитаннику вспомнить «то вечное, то высшее, что проходит через все воплощения». Р. Штейнер придерживается теории реинкарнации: «В утробе матери человек проходит через все стадии своего состояния (кем я прежде был на Сатурне, Солнце, луне, прежде чем принял форму человеческую».
Для этого требуется сначала отделиться от физической оболочки (при рождении), затем – через развитие воли (в дошкольном детстве) и мышления (в школьный период) от эфирной (в 7 лет) и астральной оболочки (в 14 лет) при помощи
эвритмии,
развития художественных способностей,
медитативной практики,
«уроков религиозного воспитания»,
театрализованных представлений – «мистерий».
Поэтому одним из требований к организации детской деятельности является прямое и косвенное подчинение требованиям взрослого («подражание» для ребенка дошкольного возраста является ведущим методом обучения).
Среди организационных форм работы педагога преобладают следующие:
- свободная игра и «слушание сказок» (утром и перед уходом детей из детского сада);
- упражнения, направленные на развитие элементарных навыков ручного труда и самообслуживания, работы с садовником в саду;
- прогулка;
- занятия 1 раз в день по формированию ориентировки в пространстве и художественно-эстетическому воспитанию (живописи, скульптуре, лепке, драматическому искусству, игре на музыкальных инструментах, занятиям хоровым пением и эвритмией)...
- еженедельный вечер священного писания», «воскресное богослужение» в духе служения каждого «своему Богу» (речь идет совсем не о христианском, а об антихристианском понимании Бога: согласно Р. Штейнеру, «Христос Иисус есть сложное существо, соединяющее в себе путем перевоплощений и совоплощений Будду, Зороастра и Солнечного Духа, именно ему свойственно астральное тело Будды, эфирное тело Зороастра, также и «я» последнего, которое сменилось наконец солнечным логосом»);
- совместное проведение праздников (Троица, Пасха, праздник фонариков, Михайлов день Праздник жатвы и т.д.).
В школьном возрасте к перечисленным выше формам и «педагогическим методам» добавляются специальные занятия и упражнения по пробуждению «сверхчувственных органов восприятия». Человек в итоге должен стать «макрокосмическим существом», «осознать и полюбить свою карму» и подняться «до ступени божества» благодаря «люцеферическим духам огня, населяющих теперь воздух». Согласно Р. Штейнеру, добро рождается из зла и, в конце концов, зло тоже должно раствориться в добре.
Теперь вы все знаете - выбирайте сами. Только, пожалуйста, если не придерживаетесь данной концепции, не говорите, что работаете по данной системе. Это будет ложью. Любая педагогическая система работает ТОЛЬКО при условии обоснованной концепцией постановки цели развития, воспитания и обучения и идеи для этого развития.
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:49 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 Как тогда вы объясните то, что «вальдорф» очень популярен за рубежом? Там занимаются, в основном, дети из обеспеченных семей – и я ещё нигде не встречала, что бы педагоги с такой любовью и так бережно относились к ребёнку, как в вальдорфском детском саду. Именно - бережно, стараясь не разрушить внутренний мир ребёнка, а развить его. Кстати, приёмная дочь господина Шрёдера ходит в Вальдорф-сад в Ганновере, сын экс-канцлера Кол - выпускник вальдорфской школы. Не думаю, что они бы отправили своих детей к так называемым «сектантам».
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:49 | Сообщение # 5
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 Мне кажется, что объяснять это должна не я, а тот, кто туда водит ребенка. Он берет на себя ответственность за ту систему, в которой воспитывается его(ее) сын или дочь. Что же касается Запада – там государственная школа и система образования в целом находится в кризисе, поэтому родителям остается одно: искать, где ребенку будет лучше, и рисковать. Поэтому так развито альтернативное движение и «дикие школы». Однако предлагать вальдорфскую педагогику в качестве альтернативе нашей, отечественной системе, это то же самое, что предложить заменить наши национальные блюда на немецкие или какие-либо другие.
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:50 | Сообщение # 6
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 Хорошо, не будем говорить о концептуальных основах и замене ценностных ориентаций. Давайте обсудим, что положительного есть в «вальдорфе» - с точки зрения практики воспитания?
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:50 | Сообщение # 7
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 Принципиальным для дошкольной вальдорфской педагогики является положение о том, что детство – это уникальный период жизни человека, когда маленькому человеку важно предоставить возможность раскрыться с наибольшей полнотой. Поэтому, например, сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности – прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое. При этом дети учатся «всей жизнью».
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:50 | Сообщение # 8
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 "Все, чего мы хотим достичь в воспитании - мы должны постоянно переводить из области мыслей и идей в область поступков и действий. Из этого получается вся методика ведения детского сада" - писала основатель первого вальдорфского детского сада Э. Грюнелиус.
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:50 | Сообщение # 9
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 И писала она это про необходимость включения ребенка в самые разнообразные виды деятельности, подражание которым будет способствовать творчеству, развитию ловкости, умений, сноровки. Это рукоделие — прядение, шитье, ткачество на маленьких ткацких рамках, покраска шерсти и тканей. Мальчики учатся резать по дереву, работать на гончарном круге и т.д. Еще дети учатся работать в саду и на огороде, выращивать картофель, пшеницу и т.д. При этом нет ни слова о развитии детской любознательности, познавательных интересов, формировании операций анализа и синтеза, обобщений и противопоставлений и т.д.
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:50 | Сообщение # 10
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 Это лишний раз свидетельствует о том, что вальдорфская педагогика отклоняет те формы работы с детьми и воздействия на них, которые стремятся «ускорить» развитие. Это касается, прежде всего, различных программ раннего развития интеллекта, обучения письму и чтению, счету и т.д.
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:50 | Сообщение # 11
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 Это хорошо или плохо?
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:51 | Сообщение # 12
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 Каждая семья и детский сад решает этот вопрос по-своему.
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:51 | Сообщение # 13
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 С другой стороны, в вальдорфской педагогике созданы все условия для художественно-эстетического и творческого развития ребенка. Этому способствует и организация пространства, и специальные занятия с детьми.
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:51 | Сообщение # 14
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 При этом основным методом обучения признается подражание ребенка?
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:51 | Сообщение # 15
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 Да. Правда, основы для саморазвития ребенка закладываются в детской игре.
 
Форум » Педагогический интернет-клуб » Круглые столы » Вальдорфская педагогика: за и против
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:


Меню сайта


Форма входа

Категории раздела



Какие ценности вы считаете приоритетными в воспитании детей?
Всего ответов: 78
Наши друзья




Педагогический 
интернет-клуб





Приобщение 
к славянской культуре
Каталог Детских Центров России.