Академия родителей. Академия родительства

Вторник, 09.03.2021, 04:16

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Игровой практикум для родителей » Организация игровых ситуаций

Телевизор вместо игры

Ребенок и телевизор

Т.Н.Ле-ван

 

Телевизор – электронное устройство для приема и отображения аудио-видео информации,  средство массовой коммуникации, источник информации об окружающем мире.

Как источник знаний о мире, телевизор является очень привлекательным для ребенка, к тому же при взаимодействии с ним задействуется сразу несколько каналов восприятия (визуальный и слуховой), а такое сочетание стимулирует сильный эмоциональный отклик. Однако это полезное изобретение человечества далеко не так полезно для ребенка. По данным специалистов Института биохимической физики им. Н.М.Эмануэля РАН, в возрасте 5-6 лет наблюдается нарушения зрения (в частности, проблемы с глазным дном) более чем у 60% детей, находящихся у экрана телевизора больше 1 часа в день. Помимо этого специалисты констатируют другие нарушения, связанные с нахождением ребенка у телевизора: в кровоснабжении головного мозга, повышенный тонус, спазмы мышц шеи, повышенная возбудимость и агрессивность поведения. Причина этих и других психосоматических отклонений в том, что

· тактовая частота излучения телевизионного экрана (при любых типах устройства) не совпадает с физиологической частотой восприятия глаза,

· находясь у телевизора, ребенок принимает неправильную позу (полусидя, полулежа, сидя/лежа на полу),

· просмотр телепередач происходит при неправильном освещении.

К тому же не следует забывать о содержании того, что ребенок видит на телеэкране. Случайно попавшая в поле зрения малыша «взрослая» передача или фильм довольно часто демонстрируют насилие и агрессию, неэтичное поведение, сомнительные морально-этические нормы и ценности. Отдельный разговор –  о рекламе: дети воспринимают ее как яркий, насыщенный событиями мультик, копируя образ мыслей и поведение рекламных персонажей, попадая под воздействие манипулятивных приемов (манипуляция – навязывание человеку чуждых мыслей и моделей поведения без его ведома, помимо его воли) – в результате дети усваивают с малых лет потребительское отношение к окружающему миру и культ вещи.

Общие советы по организации просмотра ребенком телевизора можно сформулировать так:

1)    постараться как можно дольше откладывать первое знакомство ребенка с телевизором (сопротивляться зависимости от телеэкрана будет крайне сложно);

2)    ограничивать время нахождения ребенка у экрана 10-15 минутами в день (в младшем дошкольном возрасте), 30 минутами (в среднем дошкольном возрасте), 45 минутами (в старшем дошкольном возрасте), а при появлении признаков изменения психосоматического состояния – неподвижный взгляд, учащенное дыхание, расширенные зрачки, отсутствие реакции на обращение взрослого, двигательное беспокойство, нервозность – немедленно прекращать просмотр, даже если «нормативное» время еще не исчерпано;

3)    выбирать для просмотра передачи, фильмы и мультфильмы, подходящие ребенку по возрасту (предпочтительны отечественные мультфильмы и фильмы, хотя далеко не все и не в любом возрасте, передачи развивающее-познавательного характера для детей старшего дошкольного и школьного возраста);

4)    тщательно следить за содержанием телеэфира (желательно находиться рядом с ребенком во время просмотра, чтобы иметь возможность пресечь ненужную, вредную информацию, объяснить непонятное);

5)    ни в коем случае не использовать телевизор как фон для других занятий, особенно для еды (!);

6)    правильно организовывать место просмотра  (расстояние от глаз ребенка до телевизора должно быть не менее 3-4 метров, центр экрана должен быть на высоте кончика носа ребенка, необходимо следить за положением тела (оно должно быть прямым, сидячим).

По данной проблеме в Интернете был проведен родительский форум (в рамках работы Родительской академии). Там были подняты следующие вопросы: Как вы и ваш ребенок относитесь к телевизионным передачам и видеофильмам? Какие передачи смотрите? Комментируете и обсуждаете ли вы происходящее? Как это влияет на восприятие и отношение ребенка к событиям на экране? Как избегаете телевизионной зависимости? Сколько по времени можно смотреть телевизор в зависимости от возраста? Как ребенок реагирует на телерекламу?

Мнение родителей и педагогов:

·        К нам часто обращаются родители с жалобами на детские страхи, которые, по их мнению, беспричинны. Но 80% из них - это страхи, которые возникли после просмотра научно-документальных фильмов (боязнь пауков, ураганов...)  и современных мультиков.

·        Моя дочь телевизор смотреть любит, но жалуется, что совсем нечего смотреть. Мы ее не приучали к телевизору, а если ребенок смотрел, то только "наши" мультики и сказки. Все происходящее в современных мультиках и сказках мы обсуждали, я объясняла, для чего в мультипликации используют ту или иную сцену (чтобы сделать детей более агрессивными, приучить видеть монстров). Но в возрасте 5 лет дочка стала тайком смотреть все эти мультики. Тогда я приобрела диски с анти-мультипликационной пропагандой. Это на нее сильно повлияло. Кроме того мы всегда выключаем трансляцию рекламы, иногда просто выключаем звук.

·        Реклама - только одно из средств телевизионной войны. Дошкольники очень быстро реагируют на нее, потому что она очень громкая, яркая и красочная, броская, всегда - с применением системы завлекающих жестов и использованием спец. эффектов, часто - с включением "лишнего", "установочного", кадра, который не успевает схватить восприятие взрослого человека. Быстрее всего на нее настраиваются младенцы - фиксируют взгляд даже тогда, когда еще толком предметы не умеют прослеживать (потому что идет беспорядочное мелькание и движение). Дети раннего возраста тоже обращают внимание и завороженно смотрят, слушают, припрыгивают в такт (потому что рифмовки используются) - быстро запоминают, как речевой шаблон. Дети среднего и старшего дошкольного возраста уже понимают ее - они реагируют на вызов, на включение механизмов их потребности в признании и достижении успеха. Ведь в рекламе - сюжеты о том, как стать значимым, любимым и успешным, точно так они это и воспринимают. "Пепси" выпил - стал "крутым". Это желание стать успешным взрослым. Поэтому и реагировать надо в соответствии с возрастом:

- для младенца - просто выключить телевизор и поиграть с ним, манипулируя разными предметами, исследуя их свойства и соотнося их друг с другом (катится - не катится, едет - не едет, падает - не падает и т.д.);

- для ребенка раннего возраста - выключить звук телевизора, когда идет реклама, показывать мультфильмы по домашнему кинотеатру - без рекламы;

- для ребенка-дошкольника в 4-5 лет - переключать на другую программу во время рекламы или предлагать заняться в это время чем-то другим, дать двигательную разминку;

- для ребенка 6-7 лет можно предложить задание "найти ловушки" - бессмысленные тексты, нелепицы, связанные с нарушением логики сюжета, с несоответствием видеоряда и текста - они ее будут смотреть не как пассивные объекты рекламного воздействия, а как его исследователи.

·        Когда моим детям было 5 лет, у нас сломался телевизор, мы не стали покупать новый и до сих пор жили без телевизора (только на зимние каникулы брали у друзей). Дети очень любят читать книги, просто зачитываются. В школе учатся хорошо... Только сейчас компьютер стал пожирать все свободное время, это и общение, и для школы надо, и поиграть хочется.

·        А мы вообще от телевизора отказались. Все, что нам хочется посмотреть, качаем из Интернета. По крайней мере, теперь можно контролировать, что смотрит старший ребенок, потому что какой канал ни включи, там или  секс, или насилие. Есть, конечно, хорошие каналы, типа «Дискавери» или «Рамблера», но не всегда можно быть уверенным, что ребенок смотрит именно их. А так - и нервы целее, и психика здоровее...

·        Дочка начала смотреть мультфильмы с 2 лет. Сразу ввели ограничения по времени - не больше 20 минут. Мультфильмы смотрим только те, которые уже смотрела мама (чтобы без неожиданностей). Если ребенок смотрит мультфильм впервые, я сижу рядом и все подробно рассказываю. Дочка любит несколько дней подряд смотреть один и тот же мультфильм, поэтому в моих комментариях необходимость отпадает после 1 - 2 просмотров. Чтобы не бороться с зависимостью, проводим профилактику - как я уже сказала, ограничиваем во времени (причем дочка уже знает сама, 2 мультфильма и просит выключить) и стараемся так занимать весь день, чтобы о мультфильмах и не вспомнила. Иногда получается.

·        Для переключения внимания малыша с телевизора можно предложить рисовать мультики самим - про Вашу доченьку, например. Или про то, как Вы были маленькой. Купить альбом и заняться их созданием. Методика называется "комментированное рисование". Автор - О.П. Гаврилушкина. В Интернете есть ее статьи.

·        Один из негативных примеров. Самым вредным мультфильмом был признан японский мультфильм, снятый на основе игры «Покет Монстерз». В декабре 1997 года его посмотрели более 700 детей – и были срочно госпитализированы с судорогами. У 208 малышей в возрасте от 3 лет и старше после просмотра соответствующей телепередачи появились эпилептические симптомы – они тоже были госпитализированы. По мнению врачей и экспертов, причиной стала сцена взрыва, за которой последовало 5-секундное мигание света в глазницах похожего на крысу существа с именем Пикачу.

·        Еще один негативный пример. В Японии после просмотра рекламного ролика, героиня которого шагает по воздуху с балкона, девочка повторила это действие, получив тяжелейшие травмы от падения. На вопрос «Зачем ты это сделала?» он ответила, что хотела попробовать «как тетя».

·        Вопрос: Мой ребенок (10 месяцев) проявляет сильное беспокойство, если я выключаю телевизор во время рекламы. С чем это может быть связано?

Ответ: У детей под воздействием телевидения (особенно рекламы) формируется зависимость наподобие наркотической. Чем раньше малыш познакомился с телеэкраном, тем более подвержен он этому негативному воздействию. К тому же такой способ постижения мира легче. Позволяя ребенку смотреть телевизор, Вы приучаете его к пассивному восприятию, неумению справляться с трудностями, в частности, в исследовательской деятельности, обедняете его познавательный инструментарий. Постарайтесь не включать телевизор в присутствии ребенка.

·        Вопрос: Почему многие специалисты рекомендуют смотреть советские мультики? Разве сейчас ничего хорошего для детей не снимают?

Ответ: Советские мультфильмы, в основном, были сделаны таким образом, чтобы соответствовать моральным нормам, а также эстетическим представлениям о красоте и безобразии. Они опирались на представления детей о реальном и нереальном, формировали представления о закономерностях и взаимосвязях в социальных и природных отношениях. И "Чебурашка", и "Ну погоди", и многие-многие другие четко говорили о том, что они погружают ребенка в сказочный мир, но дают ему возможность исследовать мир человеческих взаимоотношений. При этом законы биологические и экологические не отвергались, а просто отходили на второй план перед социальными. В современных мультиках (таких как "Лунтик") этого нет.

Вопрос: Не вредно ли смотреть мультики про смешариков?

Ответ: Смешариков можно смотреть деткам уже постарше. "Смешарики" построены тоже на уходе в вымышленный мир, но моделируют социальные отношения между героями. При этом большое значение уделяется пересечению линий нравственного и умственного развития, точнее, способов ориентировочных действий в проблемных ситуациях. Можно смотреть в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте - эффект будет положительным.

·        Вопрос: Моя 4-летняя дочь недавно в магазине серьезно заявила, глядя на витрину, что она не пробовала этот десерт и срочно должна это сделать. Я не знала, как реагировать. Что вы посоветуете в этой ситуации?

Ответ: Если, оказавшись с ребенком в магазине, вы каждые пять минут слышите: "Давай купим эту игрушку, конфетку... я видел ее по телевизору", значит, пора призадуматься: а не начинается ли у вашего малыша "рекламомания"? Эта болезнь не такая уж безобидная, как кажется на первый взгляд. Чувство неудовлетворенности из-за того, что нельзя получить всего, чего хочется, обида на родителей, отказавших в покупке, зависть к сверстникам - счастливым обладателям очередной супермодной новинки. Вместо того чтобы нудно объяснять малышу, какие цели преследует реклама, можно научить его делать покупки и выбирать. Лучше всего это сделать с помощью игры в "купи-продай". Поставь на полку домашнего супермаркета два вида "товаров". Первые должны состоять из тех вещей и продуктов, которые очень нравятся вашему малышу: его любимая игрушка, яркая кружка, конфеты, мандарины... Вторые - это то, к чему ребенок равнодушен, или то, что ему не нравится: пакет с крупой, кусок мыла, старенький свитер... А теперь поиграйте с ним в магазин. Сначала в роли продавца будете выступать Вы сами. Предлагая ребенку какую-то вещь из второго "списка", всячески нахваливайте ее замечательные качества, которыми она на самом деле не обладает, а на его любимые игрушки не обращайте никакого внимания. Одновременно с этим задавайте вопрос: "Ты со мной согласен? А что бы ты хотел купить?" Вот увидите, ребенок заметит, что вы хитрите, преувеличивая достоинства вещи. После этого предложите малышу поработать продавцом "ненужных" товаров. Пусть теперь и он постарается продать их Вам.

·        Реплика: Сделали большую ошибку, что повесили телевизор на кухне... Сын как зомби может сидеть над тарелкой с супом...Опять же, дурной пример - муж так любит делать...

Ответ: А ведь он СЪЕДАЕТ вместе с новостями и сценами из фильмов все эмоции, которые там демонстрируются. А потом страдает не столько желудок, сколько то место, куда эти эмоции сваливаются - душа ребенка. Понимаете, он так учится пережевывать и ПРИНИМАТЬ, то есть - ПЕРЕНИМАТЬ - все: от положительного опыта поведения до отрицательного (то же самое и с мыслями, к сожалению).

Категория: Организация игровых ситуаций | Добавил: Админ (24.12.2011)
Просмотров: 674 | Теги: телевизор, игра, дети, консультация психолога | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Меню сайта


Форма входа


Какие ценности вы считаете приоритетными в воспитании детей?
Всего ответов: 79
Наши друзья




Педагогический 
интернет-клуб





Приобщение 
к славянской культуре

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог Детских Центров России.