Алешина Светлана 11/373зД Руки человека — это ценное сокровище Ребенок будет развиваться гармонично, расти разносторонней личностью, если учить создавать красоту своими руками. Работа с различными материалами (бумага, глина, ткань, природный материал и т.д.) развивает творческое мышление, ловкость рук, трудолюбие и много других хороших качеств личности. В детсаду на занятиях дети лепят из пластилина и разрисовывают кувшины, кружки, бочонки, миски. С большим удовольствием и усердием дошкольники выполняют аппликации, придумывают свои узоры и украшают плоскостные изображения предметов быта (керамических изделий) вырезанными из бумаги элементами. В этих работах проявляются не только технические умения детей, но и творческие способности, понимание законов построения декоративного узора. Значительный интерес и заинтересованность у старших дошкольников вызывает ажурное вырезание из бумаги. Дети с удовольствием учатся вырезать из бумаги, сложенной в несколько раз, радуются созданным собственными руками салфеткам и снежинкам. Мы поощряем их как можно чаще работать с карандашом и ножницами. Ведь, как отмечал В. Сухомлинский, «источник способностей и дарований детей — на кончиках их пальчиков. От пальчиков, образно говоря, идут тоненькие ручки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского ума, тем точнее, более сложные движения, необходимые для этого взаимодействия. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Мастерство рук — это материальное воплощение любопытного ума, сообразительности, творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел». Взяв эти слова выдающегося педагога за лозунг, мы рекомендуем родителям вместе со своим ребенком заниматься ручным трудом — вырезать, шить, вышивать, лепить из пластилина. А время, проведенное вместе за общей работой, способствует эмоциональному сближению, установлению прочных равноправных отношений. Какую бы работу мы не организовывали с детьми, главная наша цель — заинтересовать детей, показать посильность ее выполнения, постепенность действий, эстетическую и практическую ценность изготовленной собственноручно вещи. Должны формировать чувство ответственности за качество своей работы и желание порадовать ею других (например, подарить кому-нибудь изделие). Во время ознакомления детей с трудом взрослых, применяются различные методы и приемы: беседы о профессии; чтение художественной литературы; рассматривание картин, альбомов, наборов открыток о труде взрослых; встречи с людьми разных профессий; экскурсии (на почту, библиотеку , школу, магазин, аптеку и т.д.); изготовление подарков друзьям, родителям, знакомым; изготовления коллективных работ по определенной тематике (для украшения коридоров, групповой комнаты, раздевалки); придумывания узоров для украшения плоскостных изображений одежды, посуды и т.д.; изучение пословиц и поговорок о труде; проведения викторин вроде 2Что? Где? Когда?» (О труде взрослых), «Поле чудес» (о разных профессиях); использование различных дидактических игр. Дидактические игры Для уточнения и закрепления представлений, полученных малышами в наблюдениях за трудовыми действиями представителей разных профессий, предлагаем родителям поиграть со своими детьми. Это можно сделать в транспорте или по дороге в детский сад, в магазине, или даже на кухне, готовя ужин или просто в любую свободную минуту. «Угадай кто это?» Цель: формировать представления детей о многих профессиях, учить различать их. Определять, чем они полезны? Сказала нить: «Могу Я сшить все, что душе угодно! Могу — жилет, могу — пальто, могу — костюмчик модный!» Иголка запротестовала: «И много б ты понашивала, когда б тебя Я не таскала? Ты только следуешь за Мной!» С улыбкой слушал их … (Портной) Еще до восхода просыпаться привык. Первым встречает он солнце в дворе: Чтоб наши улицы были чисты! Трудится с утра … (Дворник) Есть палочка у него в руках волшебная, Через мгновение все машины остановит она! Вот палочку вверх он быстро поднял Сразу «Москвич» как вкопанный стал! (Регулировщик) Где шла сотня косарей — вышло пять богатырей: Косят, вяжут заодно и молотят на зерно. (Комбайнер)
«Угадай профессию» Цель: расширять представление детей о профессии; выяснить о какой профессии идет речь. . Этот человек — хозяйка замечательного дворца книг. Каждому, кто приедет к ней в гости, она искренне рада. А главное, гости никогда не уйдут от нее с пустыми руками. Она дает им домой интересные книги. Прочитав, их можно обменять на другие. Она всегда поможет маленьким и взрослым читателям найти нужную книгу. (Библиотекарша). Когда вы голодны и прибегаете на обед в группу, там уже вкусно пахнет. Кто же это так потрудился? Кто приготовил эту вкусное и ароматное блюдо? Это ее любимое занятие, делает она это с большой любовью, потому и еда всем так нравится. Ибо то, что человек делает с удовольствием и любовью, приносит радость не только ей самой, но и всем остальным. Кто это? (Повар). А этот человек встречает улыбкой своего пациента, быстро прогоняет невыносимую боль, лечит всевозможные болезни. Когда-то в детстве этот человек приходил на помощь больным животным и близким, потому что очень их любил и старался отвергнуть боль. А потом понял, что без этого жить не может, поэтому долго учился и стал (врачом). Когда вы приходите в детский сад, кругом чистота, уют, свежий воздух. Нигде ни пылинки. Пол вымыт, стекло на окнах такое прозрачное, что его почти не видно. Этот человек очень любит чистоту и выполняет свою работу с удовольствием. У нее к этому большой талант. Чьих это рук работа? (Уборщицы, помощника воспитателя).
«Названия профессии от А до Я» Цель: совершенствовать умение детей подбирать слова (названия профессий) на заданный звук. Например: А — агроном; Б – библиотекарь; В — водитель, воспитатель; Д — дворник; М — музруководитель, массажист, медсестра; С — сторож, стюардесса, садовник и т.п. «Что б случилось, если бы не работал (электрик, водитель, врач и др.)?» Цель: подвести детей к пониманию ценностей любого труда людей. «Что делают этим предметом?» Цель: учить детей подбирать слова, указывающие на выполняемое предметом действие и кто использует этот предмет: Кисточкой — (что делают?) — Рисуют, (кто?) — Художники, дети. Ножницами — (что делают?) — Режут, (кто?) — Закройщики, парикмахеры. Иглой — (что делают?) — Шьют, (кто?) — Швеи, вышивальщицы. Лопатой — (что делают?) — Копают, (кто?) — Садоводы. Ручкой — (что делают?) — Пишут, (кто?) — Учителя, писатели, бухгалтеры. Топором — (что делают?) — Рубят (кто?) — Плотники, лесники. Термометром — (что делают?) — Измеряют температуру, (кто?) — Врачи, синоптики. Линейкой — (что делают?) — Измеряют, (кто?) — Инженеры, конструкторы, школьники. Веником — (что делают?) — Заметают, (кто?) — Дворники и др. «Что предмет расскажет о себе?» Цель: на основе знаний о содержании и особенностях работы взрослых, которые производят вещи и предметы повседневного обихода, учить оценивать ее результаты; воспитывать у детей чувство благодарности тем, кто создал такие необходимые вещи. Правила игры. Ребенок берет соответствующий предмет и от имени предмета пытается интересно рассказать, что это, из чего сделан, кто его сделал, для чего этот предмет предназначен.