Игра как способ определить эмоциональные проблемы ребенка
Эту
игру рекомендует Лоренс Шапиро с целью помочь родителям и педагогам научиться
разбираться в эмоциональном состоянии ребенка и понимать его проблемы.
Подготовка
к ней несложна: нужно подготовить 20 карточек, на которых написаны зачины
историй. Например:
- О мальчике или девочке, которые горевали,
потому что у них не было друзей.
- О любителе чтения.
- О потерявшемся животном или птице.
- О поездке в парк аттракционов.
- О человеке, которого уволили с
работы.
- О том, как кто-то нашел клад.
- О супергерое.
- О семье, которая нуждается в
деньгах.
- О человеке, который что-то
выигрывает.
- О ребенке, который чего-то боялся.
- О ребенке, который любит животных.
- О ребенке, чьи родители ссорятся у
него на глазах.
- О компании детей, которая
отправилась в поход.
- О ребенке, которого дразнят в
школе.
- О ребенке - спортивном чемпионе.
- О ребенке, который переезжает в
новый город и идет в новую школу.
- О ребенке, который придумал, как
заработать уйму денег.
- О человеке, который потерял что-то
важное.
Можно
придумать зачины таких историй, которые действительно являются проблемными для
вашего ребенка и вашей семьи - и добавить их к этому списку.
Все
карточки помещаются в большую коробку, которую можно потряхивать, перемешивая
их. Сбоку коробки сделать отверстие для руки - чтобы доставать карточку.
Вторая
коробка - с фишками или жетонами: за рассказывание истории полагается 2 жетона
(если до конца рассказана). За придумывание вывода или ответа на вопрос:
"Чему научила история главного героя?" - еще 1 жетон.
Третья
коробка - с мелкими призами и сувенирами. Можно будет выбрать любой из них
тому, кто первым наберет 10 жетонов (начинает рассказывать истории ребенок).
В игре
участвует семья или взрослый и ребенок, можно - несколько детей и взрослый
(родитель или педагог). Дети - в возрасте от 5 до 12 лет. При этом для
взрослого важно ответить для себя на следующие вопросы, когда он будет слушать
детские рассказы:
1. Каковы установки героя истории?
2. Каково его отношение к жизненным
проблемам? Какие задачи им ставятся и решаются? Реально выполнимы ли они? Умеет
ли при этом герой справляться с отрицательными чувствами? Кто в результате
решает проблему: герой или кто-то еще? При этом используются одинаковые способы
или разные?
3. Какие ценности отражает этот
рассказ? Отражают ли они систему ваших ценностей или противоречат ей?
Нужно
подумать над этими вопросами - и подобрать в соответствии с ответами на них
"ключик" к решению проблем ребенка.
|