Если ребенок болеет…
Львова Н.Е.,
Сисявина А. А.
·
Как вести себя при
заболевании ребенка, можно ли детям играть во время болезни? Это непраздные
вопросы, потому что от правильного поведения взрослых у постели заболевшего
ребенка, от организации его режима и игр во многом зависят быстрота и
полноценность выздоровления.
·
Моя дочка, когда была
маленькой, очень не любила мерить температуру. Но делать это иногда надо было.
Я ставила ей градусник, брала на руки и пела песенку кота Леопольда
"Дождик босиком по земле прошел..." С тех пор прошло много времени,
температуру мерить мы уже любим, но песенку эту она до сих пор каждый раз
вспоминает…
·
Замечательная идея, Аня!
·
Какие игры Вы могли бы
посоветовать для оздоровления, чтобы малыши быстрее выздоравливали, чтобы во
время болезни у них было отличное настроение? Какие упражнения помогут часто
болеющим деткам?
·
Все игры и занятия должны
быть спокойными. Часто бывает, что посреди даже спокойной игры у больного могут
начаться капризы, это означает, что ребенок переутомился. Надо уложить его,
спокойно поговорить с ним, отвлечь рассказом или почитать. Особые требования
предъявляются к выбору игрушек во время болезни ребенка. Игрушки должны быть
небольшими по размеру, легкими и неяркими. Когда вам нездоровится, вы
инстинктивно стремитесь оградить себя от избыточных раздражителей: притушить
свет, уменьшить громкость звучания телевизора, радиоприемника. То же самое
испытывают и дети, только самостоятельно они не могут создать себе необходимые
для отдыха нервной системы условия. Яркие и большие игрушки, а также предметы,
требующие активных движений, даже если до болезни они были любимыми, следует
спрятать. Но если же у ребенка есть особенно любимая кукла или мишка, позвольте
ему положить их рядом с собой в постель.
·
Существуют ли какие-то
рекомендации по выбору игрушек в зависимости от специфических проявлений
болезни?
·
Да, такие рекомендации
есть. При некоторых заболеваниях, например ветрянке или диатезах, дети
испытывают сильный зуд кожи, а расчесывать ранки никак нельзя. Тут и пригодятся
игрушки, которые смогут занять руки ребенка. Полезны игры-самоделки,
выкладывание узоров из мозаики, деревянный конструктор. А вот игры с песком и
водой надо совершенно исключить.
·
А мы во время болезни
очень любим играть в пальчиковые игры - у меня дочка всегда очень слабенькая,
когда болеет, поэтому что-то активное не предлагаю. Мы считаем цыплят, кормим
птичек, "ходим" пальчиками.
·
Во время игры часто
возникают неожиданные, смешные ситуации. Это вызывает искреннюю радость и у
детей, и у родителей. Непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку
"уйти" в болезнь, позволяет родителям проявить к нему больше внимания
и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви и заботы. Это
является мощнейшим терапевтическим фактором.
·
Детей необходимо
отвлекать от фиксирования симптомов болезни. Например, нужно сократить частоту
приступов кашля. Для этого ребенок все время должен быть чем-то занят.
Увлеченный игрой, он как бы забывает о кашле. Здесь могут быть полезны игры с
теплой водой. Сухой воздух раздражает дыхательные пути и может вызвать приступ.
А увлажненный воздух, наоборот, благоприятно влияет на дыхательные пути
ребенка. Поэтому постарайтесь приготовить для детей ванночку с теплой водой.
Пусть малыш пускает кораблики, моет кукол, стирает.
·
При любом заболевании
легких и верхних дыхательных путей нельзя разрешать детям играть на полу, так
как малыши сидят, скрючившись, на корточках, сжав грудную клетку. При такой
позе нарушается кровообращение и вентиляция легких, затрудняется дыхание. Какие
игры можно посоветовать родителям таких деток? "Шарик лопнул" - предложите
ребенку "надуть шарик": широко развести руки в стороны и глубоко
вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот —
"ффф....", медленно соединяя ладони под "шариком". Затем
ребенок пусть хлопнет в ладоши — "шарик лопается". "Из шарика
выходит воздух": ребенок произносит звук "шшш...", складывая
губы хоботком и опуская руки на колени. "Шарик надувают" 2 - 5 раз.
За старание ребенок получает фант. Следите, чтобы вдох ребенка был глубоким, а
во время игры не возникало чрезмерного эмоционального возбуждения.
·
Нам рассказывали, что для
профилактики (а сейчас я прочитала, что еще и для лечения) заболеваний органов
дыхания применяется поза льва. Ребенок садится на колени, руки упираются в
колени. Голова опущена на грудь. Язык максимально высовывается, как будто им
пытаются достать до подбородка. Делается вдох через нос и выдох через рот.
·
Аня, действительно
хорошее упражнение. Я помню, что когда Егор болел бронхитом, наша врач
говорила, что для того, чтобы мокрота хорошо отходила, полезны любые
упражнения, когда ребёнок наклоняется, например, разбросать игрушки и
пусть он наклоняется и выпрямляется-собирает игрушки. Или просто такие игры с
папой, когда папа берёт ребёнка и просто переворачивает его верх ногами
·
Мне эта тема, как и
многим мамам, близка. Так как болеющий ребёнок - это болезненная тема. Хочу ешё
сказать, что очень важен позитивный настрой самой мамы во время болезни
ребёнка. Так как от настроя мамы, её отношения к САМОЙ БОЛЕЗНИ очень много
зависит. Когда сын болеет - хуже некуда. Но я стараюсь ему не показывать,
своего волнения, наоборот, говорю ему, что всё будет хорошо: «Ты быстро
выздоровеешь, будешь играться» и т.п. Потому как от того, что мама будет
причитать и волноваться ребёнку явно легче не будет. Поэтому, как говорил
Карслон – «СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ!!!»
·
Ещё есть игры в виде
игры-упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний. В результате
использования лечебных игр мы не только лечим детей, но и способствуем
всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию
необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости. Игры,
проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.
·
Спасибо вам большое за
разработку этой темы! Получилось очень интересно! |