Академия родителей. Академия родительства

Пятница, 19.04.2024, 18:54

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Игровой практикум для родителей » Мама, поиграй со мной!

Консультация психолога

Сама личность родителей, их модель отношения с миром, степень эмоциональности и открытости в познании нового,  их креативность также влияет на игровое поведение ребенка.

                                                                          

В жизни ребенка с самого рождения постоянно возникают ситуации, к которым он относится как к игре, но, в то же время, серьезно. Известный в прошлом педагог Я.Корчак отмечал, что взрослые часто не понимают, как новые эмоции захватывают малыша, что игра для него очень важное дело, которому он отдается полностью и не надо ее прерывать и мешать. Например, это относится к ситуации «исследовательских» игр детей младшего возраста. Ребенок, начиная с младенческого возраста, любит узнавать и исследовать окружающие предметы, их соотношение и проявления. Он не жалеет времени и сил на то, чтобы хорошо и подробно ощупать, понюхать, поколотить, потянуть, помять новый предмет. Ребенок  повторяет манипуляции с предметом снова и снова, пока не поймет, как  с ним можно еще как-то поиграть. В это время взрослый может повести себя вольно или невольно так, что окажет существенное влияние на интеллектуальную активность ребенка, его способность бесстрашно и уверенно получать новые знания об окружающем. Роль взрослого  заключается в том, чтобы не испугать малыша своей слишком эмоциональной реакцией, не оторвать резко его от интересного предмета. Иначе малыш может заплакать или перестать, в дальнейшем, получать удовольствие от новизны игровых предметов.

Как следует из специальных наблюдений за поведением мама и детей в кабинете у детского врача, поведение близкого взрослого может стимулировать  игровое отношение к новой обстановке, а может и создать стрессовые переживания у ребенка.  Если мама уверенно держит ребенка на руках, не пугается сама, то и ребенку не страшен даже доктор в кабинете поликлиники, где проводится осмотр детей педиатром. Когда у ребенка нет страха перед новизной, он уверен в своей маме, то спокойно дает себя осмотреть врачу, сам может изучать, трогать его инструменты, одежду, лицо.   У тревожной матери  ребенок начинает плакать еще у порога, боясь всего. Крик только усиливается, когда его пытаются отвлечь яркими игрушками. Мама сама при этом ведет себя неуверенно – не крепко держит, не утешает, отворачивается от ребенка, не следит за ним, может задеть его телом о дверной косяк.

У чуткой к потребностям малыша, уверенной мамы, ребенок не ощущает страха к игре в незнакомой обстановке. Мама сама принимает ту позу своим телом, которая обеспечивает безопасное «творческое парение» ребенка  в пространстве кабинета врача. Она лишь надежно поддерживает его сзади, позволяя рукам и ногам свободно дотягиваться до всего, что он видит. При этом она спокойно с ним разговаривает, держит его в поле зрения и отвечает на вопросы врача. Потом оба чинно «выплывают» из кабинета, ничего не уронив и не потеряв из своих вещей.  Так и хочется назвать ее «королева-мать».

Конечно, есть опасные для здоровья ребенка игры. Здесь тоже можно поступить по-разному. Одни взрослые запрещают.  Это действует недолго, ребенок все равно хочет дотянуться до запрещенного предмета. Другие дают попробовать, но только для того, чтобы ребенок в присутствии взрослого убедился на собственных ощущениях в правоте взрослого.

Постепенно ребенок учится у взрослого не бояться новых предметов и действий с ними, а просто быть осторожным, не вредить себе и окружающим. Для формирования этих качеств ребенок проходит так называемую  предметную стадию игры. Когда в процессе манипуляций с реальными предметами, 2-х-летний малыш узнает о физических свойствах и разных функциональных способах применения в основном бытовых предметов и реальных игрушек. Часто можно слышать рассказы мам о своих малышах, которые страстно стучат крышками на кухне, залезают в шкафы, доставая предметы домашнего обихода, разрывают разные вещи и игрушки, стараясь посмотреть, что там внутри. Долго играют сами с водой, песком, мелкими предметами и т.д. 

Часто взрослый, видя, что ребенок просто манипулирует предметами, повторяя одно и тоже действие, начинает показывать, как этот предмет можно употребить в игре. Мамы и бабушки, помогая ребенку есть ложкой, заодно сажают рядом куклу и кормят ее игрушечной ложкой.  Только в ложке ничего нет. Но смысл игрового действия для ребенка становится более явным – ложкой можно не только стучать или есть самой, но и поиграть «понарошку» в дочки-матери. Так взрослый дома, а воспитатель в детском саду помогают ребенку развить воображение, образное мышление в простом  условно-игровом  действии. 

Взрослый, придавая новый смысл, действиям ребенка, поднимает данную ситуацию на более высокий для ребенка уровень.  Воссоздавая поступки людей, принимая на себя различные роли (мамы или дочери), ребенок также проникается новыми смыслами и целями людей, их чувствами и отношениями. Теперь ребенок может действовать более цельно и осмысленно, а не просто однообразно манипулируя предметами.

Взрослый также может расширить репертуар сюжета игры. Можно поиграть во врача, полечить кукол, мишек, бабушку, маму, самой побыть пациентом.  Общение с ребенком в результате вмешательства взрослого станет более содержательным. Значение такой совместной игры с ребенком младшего возраста заключается в том, что он теперь сможет выполнять специфичные для роли условные  предметные действия и вступать в ролевой диалог, который типичный для парных ролей доктора и пациента, мамы и дочки. Сначала это может происходить с играющим взрослым, который показывает приемы игры, находясь сам в роли. Потом это ребенок переносит на партнера-игрушку, партнера-сверстника.

Многих взрослых волнует ситуация, когда ребенок застревает на каких то манипуляциях с игрушками – строит одно и тоже, катает машинки туда- сюда. Если у ребенка нет серьезных проблем в развитии, то может помочь следующее. Взрослый может  «переосмыслить» действия ребенка, придав им новое значение, включив их в более широкий игровой событийный  контекст.

Например, ребенок катает без остановки машинки, не замечая ничего вокруг.  Мама или другой взрослый, берет подходящую игрушку и ставит ее на пути машинки. При этом говорит за игрушку: «Ты – шофер такси, мне нужно доехать на работу скорее, подвезите меня». Если нет реакции, то можно предложить конфетку (или фантик) в качестве оплаты за проезд. Можно придумать другую причину остановку машины, но обязательно надо называть малыша шофером и показать ему игровые действия шофера. Если он не реагирует, нужно взять еще одну машинку и изобразить поломку, попросить помочь починить и т.д.

Важно помнить о возрастной специфике игры детей.  Чем младше ребенок, тем большее значение имеет для него развертывание игрового действия. У детей 2-3 лет  игровые действия заключаются в цепочках из 2-3 действия с сюжетными игрушками, предметами заместителями, частичном игровом диалоге в рамках односложного сюжета.

У 4-х-летних детей смысл игры и главное удовольствие заключается в проигрывании роли, которой подчиняются все действия и эмоции ребенка. Выполнение роли ребенком подчиняется скрытым в самой роли правилам поведения персонажа, которые бывают довольно жесткими. Например, правило игры во врача подразумевает определенный порядок его действий. Сначала помазать место укола, потом уколоть, а не наоборот.  

У 5-6-летних детей  игровой действие согласно роли все более сворачивается. Проигрывание роли уже не так важно. Смысл игры заключается в выполнении правила.  

Взрослый, играя с ребенком, может существенно расширить репертуар ролей. Для этого ребенка надо знакомить с окружающим, предлагать ему разные роли в игре, меняться местами. Важно вносить творческие элементы в процесс игры. Например, изобразить один раз боязливого пациента, другой раз - старого и очень больного, или назойливого, чтобы ребенка-врача стимулировать вести себя по-разному в рамках данной роли. Можно ввести нового персонажа из какой-нибудь сказки, представить его поведение. Главное, чтобы взрослый, играющий с ребенком, сам испытывал удовольствие от игры, от выдумывания новых неожиданных вариантов, смог заразить своим творческим энтузиазмом ребенка.  Также важно вовремя среагировать на его креативные предложения.

Например, стимулировать  ролевую игру детей 4-х лет можно следующим  образом.  Взрослый  приглашает 5-7 детей поиграть в «поликлинику».  Ставится стол, расставляются стулья для  пациентов. На стол выкладываются листочки бумаги (рецепты), карандаши  или палочки, медицинский набор для манипуляций – трубочка для прослушивания, мензурки, «таблетки, чашки, шприцы или их предметы заместители. Но главное здесь распределить роли и поддержать ролевое взаимодействие между детьми. Некоторые дети постоянно играют, другие приходят и уходят. Если дети не очень активно начинают играть, то взрослый может взять инициативу на себя, взяв роль врача, а остальным детям предложить роли медсестры, пациентов, которых может быть много, охранников, аптекарей, других врачей – лаборантов, рентгенологов. Обычно дети уже в жизни имеют такой опыт. Поиграв немного главную роль врача, пообщавшись с больными и полечив их, взрослый может уступить эту роль ребенку, а сам стать пациентом. При этом интересно наблюдать, что дети-врачи очень старательно выполняют действия врача,  «лечат» больных. В качестве больных выступают игрушки, с которыми пришли пациенты.  Они делают уколы, мажут их ваткой, дают микстуру. Инициатива взрослого, подаваемая в рамках взятой на себя роли, очень подхватывается детьми. Приведем пример.

 Взрослый, дождавшись своей очереди, входит в кабинет и жалуется на боли в руке, просит сделать рентген. Один из пациентов берет на себя роль нового врача. Взрослый просит врача выписать ему направление на рентген. «Врач» выполняет, подает бумажку.  Взрослый и «рентгенолог» идут в сторонку на стулья – это кабинет, где делают рентген. Дети внимательно наблюдают. Взрослый обращается к врачу: «Вот у меня направление, сделайте мне рентген руки». Ребенок находит кеглю и проводит ею по руке. Взрослый говорит спасибо, забирает бумажку и идет долечиваться к врачу. Тот дает лекарства и делает уколы. Потом взрослый идет в аптеку и «покупает» лекарства там. 

Другая игровая ситуация. Кто-то из детей захотел быть врачом, тогда взрослый предложил сделать больницу и оставлять больных зверюшек там. Дети разделились на больных и  нескольких врачей. Вдруг один из детей принес полечить не куклу или мишку, а пластмассовый кубик в корзинке и сказал, что это у него больная собачка.  Все заметили, что собачка странная. Взрослый спросил ребенка: «Это случайно, не инопланетянин, у нас таких собачек не бывает». Все согласились, что это инопланетянин. Дети и взрослый стали обсуждать, чем можно лечить столь необычного пациента. Другие дети стали тоже искать такие кубики и приносить к врачу, даже поссорились из-за этого с теми детьми, которые использовали кубики как стройматериал. Одна девочка принесла пластмассовый ломоть хлеба и сказала: «это тоже инопланетянин, смотрите, какой странный. Видите, у него много глазок».  Один из играющих так вошел в роль больного, что лег на пол и изобразил обморок, перестал шевелиться. Все «врачи» стали его ощупывать. Один ребенок принес игрушечный утюг, чтобы  «оживлять» сердце. Кто-то стал это делать, прикладывая утюг к груди. Кто-то из детей пытался разбудить его, гладил, целовал, но пациент  упорно не просыпался. Наконец, ему надоело - и он задергал ресницами, начал ворочаться и вставать, все закричали «он ожил». Три ребенка, следуя такому успешному примеру, попадали на ковер «в коме». Остальные стали их «оживлять. Игру пришлось плавно прекратить, сказав детям, что «больница закрывается на ремонт, все врачи идут в отпуск, а больные вылечились и идут домой». Дети хотели еще продолжать и просили еще с ними поиграть.

Свобода творческого воображения ребенка в игре выражается в том, что ребенок сам может выбрать сюжет игры, по-новому употребить самые обычные предметы, придать им те значения, которые необходимы ему по его замыслу в игре (собачка-кубик, кегля-рентген). При этом ребенок отдается игре со всей своей эмоциональностью (пациент в коме). Основной парадокс заключается в том, что, будучи эмоциональной, свободной, она является источником развития произвольности и сознания ребенком своих действий и своего Я.

В игре ребенок испытывает удовольствие от подчинения себя самого  внутренним правилам выполнения роли. Поведение персонажа становится понятным ребенку, осознается им. Он как бы смотрит на себя со стороны через игру - мир социальных отношений и поведения людей значительно обогащает эмоциональные переживания ребенка, которые он пока не может испытать в реальной жизни, так как не может в действительности выполнять роли врача, шофера и т.д. 

В творческой ролевой игре есть для ребенка и цель и результат. Цель игры в осуществлении взятой на себя роли. Результатом является эмоциональное, осмысленное проигрывание ребенком своей роли, само удовлетворение от игры, ее развивающий эффект зависит от возможности осуществить и проиграть роль в соответствии с ее внутренними правилами поведения, которые соответствуют правилам поведения взрослых людей. Если же проиграть роль не удается, то у ребенка наблюдается явное разочарование  и спад эмоциональности. Взрослый, конечно, может помочь ребенку получить удовольствие от игры, проигрывая роли вместе с ним.

В игре ребенок сам хочет подчиняться ролевым правилам, которые не являются ему навязанными извне взрослым. Взрослый только может предложить что-то, выполняя сам определенную роль и вступая в партнерское ролевое взаимодействие. Творчество взрослого в игре с ребенком очень важно, так как ребенок начинает подражать креативной манере отношения к действительности именно у старших. Ребенок непосредственно воспринимает установку на творческое воображение, перенося это и на другие виды деятельности, например, продуктивной. От чего любая деятельность ребенка становится немножко игровой во внутреннем плане его мыслительной деятельности.  Но привить вкус к творчеству, как универсальному отношению к действительности, легче в игре с ребенком.  Педагоги часто жалуются, что многие дети с трудом что-то придумывают на занятиях, когда это необходимо. Но кто же в этом виноват? Сами взрослые часто тормозят детей в этом направлении, не поддерживают их инициативу. Ребенок постепенно усваивает, что взрослые не знают, что делать с их фантазиями. Когда взрослый сам не креативен, то и ребенок тоже не стремиться так себя реализовывать.

Играть с ребенком можно понемногу, но регулярно. Лучше проконсультироваться у специалистов, почитать пособия. Игра с ребенком – дело не простое, тонкое. Если взрослый не настроен, не умеет «быть» сам ребенком, то может сразу ничего не получиться - ребенок откажется играть.   

Взрослые, даже профессиональные педагоги, нередко затрудняются при организации детской игры. Вместо игры получается еще одна учебная ситуация, тактика давления на детей, от чего дети чувствуют себя скованно. Часто можно наблюдать, что взрослый, дома или в детском саду, даже мешает, запрещает детям играть, проявлять бурные эмоции. Им не нравится, что дети шумят, раскидывают игрушки. Взрослый находится «вне игры», поэтому ему не понять, что сейчас важнее для ребенка. Внешний порядок и тишина или эмоциональное проживание и выполнение своей роли.

Играя с ребенком, важно:

1)     Воздержаться от критических замечаний в адрес ребенка.

2)     Не выходить из роли, пока не закончилась игра. Это больно режет по нервам ребенка.

3)     Отдаваться игре также добросовестно и эмоционально,  как и ваш ребенок.

4)     Быть инициативным, творчески исполнять роль и подавать идеи ребенку.

5)     Чутко реагировать на его предложения, поддерживать его фантазию.

6)     Подбирать игры, которые не тормозят  развитие ребенка, соответствуют его возможностям и возрасту.

7)     Предлагая ребенку новое, упражняя его в развитии мышления памяти, моторики, восприятия, желательно оставаться в контексте игры, чтобы дидактические цели не подавляли игровые эмоции ребенка.

8)     Создавать в игре с ребенком атмосферу партнерства, эмоциональной безопасности.

 В заключении хочется отметить еще раз важное значение грамотного участия взрослого в игре для развития не только самой игры, но и всей личности ребенка, семейный, родительско-детских отношений. При организации игры с ребенком следует помнить, что этот процесс на каждом возрастном этапе должен состоять из совместной игры взрослого с ребенком, где взрослый является играющим партнером, и самостоятельной детской игры, условия  которой обеспечивает взрослый. Старшие дети тоже нуждаются в том, чтобы с ними поиграли в игры, интересные в их возрасте. Конечно, самое главное, чтобы и взрослые и дети получали искреннее удовольствие от игры.

Категория: Мама, поиграй со мной! | Добавил: Админ (24.12.2011)
Просмотров: 675 | Теги: консультация психолога, как играть с ребенком | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Меню сайта


Форма входа


Как вы относитесь к духовно-нравственному воспитанию детей
Всего ответов: 35
Наши друзья




Педагогический 
интернет-клуб





Приобщение 
к славянской культуре

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог Детских Центров России.