Академия родителей. Академия родительства

Пятница, 26.04.2024, 01:36

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Игровой практикум для родителей » Мама, поиграй со мной!

Консультация психолога

«Мама, поиграй со мной!»: консультация психолога

О.Г. Лопатина

 

Подобные просьбы детей нередко ставят родителей в тупик.  «Разве ты не наигрался в детском саду?» или «Поиграй сам, мне сейчас некогда», - может ответить мама или папа. Малыш отходит, огорченный, или продолжает настаивать.  Дети очень любят играть со взрослыми, но не все взрослые это понимают и умеют оценить этот весьма короткий в их жизни момент. Отказ взрослого может  не только может обидеть  ребенка, но и лишить его столь ценного для него развивающего общения с близким взрослым.  Для иллюстрации приведу содержание разговора с одной мамой и ее дочерью 4 лет: мама жалуется на дочь, что та не дает ей общаться со старшими членами семьи, капризничает, цепляется, словом, сильно ревнует, особенно вечерами, когда все собираются дома.  Оказалось, что  именно вечером ребенку достается мало внимания. Старшая сестра занята своими подростковыми интересами.  Папа  очень много работает, приходит достаточно поздно, редко видит дочерей. Когда же он бывает дома, то непрерывно ведет деловые переговоры по мобильному телефону и не может полностью быть внимательным к просьбам ребенка. Малышка просит его поиграть, но отец с трудом и формально подчиняется ей в игре, не подавая никакой инициативы. Девочка нервничает, пытается его расшевелить, но папа не может бросить телефон. Тогда она, улучив момент, прячет телефон от папы, таким образом, выкраивая несколько минут общения. Ребенок в беседе с психологом и мамой  плачет и выражает обиду на то, что «Папа меня не слышит и не умеет играть. Я придумала, куда еще спрятать его телефон, чтоб он его не нашел».  При этом мама водит ребенка в детский сад до обеда, а потом в разные кружки на занятия. Мама считает, что достаточно уделяет внимания младшей дочери и вечером вполне может уделить внимание другим членам семьи и себе. Однако ребенок часто плачет из-за недостатка внимания остальных членов семьи.                      

К сожалению,  все более типичная ситуация для современной семьи с очень занятыми родителями, где общением с ребенком, в основном, занят один из близких или няня. 

Другая ситуация также отражает жажду ребенка в общении с близкими взрослыми. Вот любимая мама вечерами стала долго засиживаться за компьютером. Сын 4 лет, не смотря на ласку бабушки и дедушки, пристает к ней, зовет играть, нажимает на клавиатуру, но получает только раздражение. В семье вспыхивает конфликт между поколениями из-за дефицита внимания к малышу.

Конечно, здесь выход один: близкие, особенно папа и мама, должны все же находить время для игры с ребенком. Ребенок не способен променять «живое» общение родителей на материальные блага. Если же он удовлетворяется дорогими подарками, не испытывая потребности в общении с родителями, то взрослые виноваты в этом сами.  Поэтому ресурсы нахождения взаимопонимания между родителями и детьми жалко терять.

Играя с ребенком, можно лучше понять его мироощущение, ценностные установки, эмоциональные особенности, проблемные зоны его отношений с окружающими людьми, самим собой.  Игра для ребенка является также отдыхом, умиротворяющей деятельностью, когда он испытывает покой и счастье. Ребенок, который  очень нервничает и боится, не может сосредоточиться на игре.  Такие ситуации можно видеть во время сложной адаптации ребенка к детскому саду. Ребенок плачет, не видит ничего вокруг от слез, не может свободно двигаться.    Воспитатель пытается успокоить ребенка, затевая с ним игру, что часто очень отвлекает малыша от мыслей о маме.

Игра с ребенком в домашних условиях также способна вернуть ему душевное равновесие. Детям бывает трудно выразить свои переживания на словах. Свои чувства они могут прожить в игре, выбирая определенный игровой материал, действуя с ним определенным образом, вновь и вновь проживая определенные значимые для него ситуации. Игровая терапия с ребенком все чаще используется в работе с детьми, являясь адекватным методом коррекции душевных переживаний ребенка.  В. Экслайн, Г.Л.Лэндрет и другие игротерапевты  рассматривают игру как процесс взаимодействия ребенка и взрослого «здесь и сейчас» посредством игры, в котором на глубинном ценностном  уровне происходит собирание и укрепление собственного Я ребенка, моделирование настоящего и будущего.  Наши беседы и нотации не греют душу ребенка, это же не его опыт. Но в игре он получает возможность сам взглянуть на свою проблему со стороны, научиться управлять своими чувствами. В этом заключается терапевтический эффект. Взрослому, преследующему цели терапевтической поддержки ребенка, следует создать особую доверительную и безопасную для детской самооценки игровую ситуацию, когда ребенок может без опасения выражать через игру свои эмоции.

Другой пример. Ребенок в детском саду пристает к воспитателям со своими фантазиями. Он говорит, что  с кем-то сражается в туалете, видит кого-то во сне, на занятиях. Педагоги волнуются, что-то с ребенком им кажется не то, «больное воображение». Но в беседе с родителями, бабушкой выясняется, что в семье участились ссоры из-за малыша, у него повысилась тревожность, он недополучает теплого внимания со стороны мамы. Поэтому он свою тревогу выражает в фантазиях, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. Как только мама стала более внимательной, скандалы прекратились, то и фантазии уменьшились. Ребенок стал активнее общаться и играть со сверстниками.   

Для ребенка игра является  синонимом проявления любви и внимания. Играя, дети лучше понимают своего партнера,  сверстника или взрослого. Дружить – значит, играть вместе. Конечно, телефон нужно обязательно отключить, как в театре, полностью посвятив себя общению с ребенком в игре (хоть на 10 мин.): надо помнить, что  игра – это средство общения для ребенка, выражение своих чувств и эмоциональных переживаний в доступной для детского возраста форме.  Так, В.В.Зеньковский, С.А.Шмаков отмечают особую связь игры с эмоциями ребенка, внутренними переживаниями, которые находят свой выход в игре. Игра – это, прежде всего, удовольствие для ребенка, желанный и естественный способ самовыражения, утверждения себя в этом мире.  Поэтому ученые и практики также отмечают терапевтическое значение игры, в процессе которой происходит самоорганизация психики ребенка и его поведения, собирание ребенком своего «Я», укрепление  детской психики, изживание страхов и негативных стереотипов поведения. Игра дает возможность ребенку  преобразовывать свой внутренний мир, личный опыт с помощью игрушек, проигрывания разных ситуаций.   Кроме того, очень позитивно, на наш взгляд,  понимание игры  как универсальной деятельности ребенка, в которой происходят мощные процессы «само» - самоодушевления, самоопределения, саморазвития, самопроверки, самовыражения, самооценки, самоизлечения.

Такие выдающиеся ученые, как Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец считали, что игра затрагивает наиболее существенные стороны психического развития  личности ребенка в целом, развивает его сознание. Игра, возникая на определенном этапе культурно-исторического развития человеческого общества и отдельного индивида, является формой развития психики и познания ребенком мира взрослых. Ребенок в процессе игры  удовлетворяет свои потребности в познании окружающего мира, творчестве, фантазии, активности, самостоятельности, психической свободе.  Именно благодаря этому игры готовят ребенка к будущей жизни, помогая ориентироваться в человеческих отношениях, развиваться морально, интеллектуально, физически, поверить в свои силы, проявить свое творческое активное начало.

Однако какой бы ни была естественной деятельностью для ребенка игра, нельзя не видеть ту огромную роль, какую играют в ней взрослые, хотят они того или нет.  Мы уже отмечали, что очень вредно часто отказывать ребенку в игровом общении, т.к. это обижает его. Есть и другие моменты, на которые нужно обратить внимание.

Взрослый, особенно близкий, часто является примером для подражания,  влияя на выбор того или иного сюжета игры, эмоционального оттенка, акцента проигрывания роли. Например,  детская игра «в семью»  в детском саду очень много говорит воспитателю о конкретных родителях детей, отношениях в семье. Некоторые дети проигрывают роль «пьяного» папы, семейного скандала, поведения матери. Дети копируют манеру ролевого поведения у тех родителей, которых видят, считая их типичным для ролей мамы и папы. 

Если ребенка наказывают физически, ругают, кричат на него, то нередко можно видеть, что такой ребенок играет как-то агрессивно: ломает игрушки, разрушает постройки у других детей, бьет или ругает кукольных персонажей. Часто бывает, что такие дети не могут наладить сами игровое взаимодействие с другими детьми, так как не умеют договариваться, обижаются, сердятся, не слушают партнера, не подают идей, не могут сосредоточиться на игровом процессе и своей роли. Все это приводит к тому, что ребенок вскоре остается играть один с кубиками, машинками, не хочет ни с кем делиться.   

С другой стороны, ребенок, с которым родители мало общаются, не слушают его, не играют с ним вместе, также не умеет вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, испытывает дискомфорт из-за того, что его не принимают в игру. Из практики консультирования и  психологической работы  известно, что дети часто отказываются ходить в сад, если чувствуют себя отвергнутыми в игре. Если не вмешаться, то далее ребенок может повести себя неадекватно, еще более озлобляясь или замыкаясь в себе. Для ребенка, особенно, среднего  и старшего  дошкольного возраста очень важно быть принятым в игру сверстниками. Чтобы это случилось обязательно, с ребенком, начиная с раннего возраста, надо играть с ним дома в разные игры, особенно ролевые, чтобы он привык к партнерским отношениям, правилам поведения в совместной игре. Если раньше игровой опыт передавался от старших детей к младшим, то сейчас, когда в семье часто один ребенок, просто необходимо взрослым заменить собой сверстников в игровой деятельности. Этот навык, конечно, поможет вашему ребенку комфортно чувствовать себя среди других детей, так как в детском обществе  очень цениться умение ребенка играть, подавать идеи, придумывать и руководить интересной игрой. Можно купить пособие по организации детских сюжетно-ролевых и других игр, развивающих творческую игровую фантазию – сказкотерапия, игры-драматизации, коммуникативные групповые игры или обратиться за консультацией к психологу, педагогу.

                                                                            


 

 

 

Категория: Мама, поиграй со мной! | Добавил: Админ (24.12.2011)
Просмотров: 2357 | Теги: консультация психолога, как играть с ребенком | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Меню сайта


Форма входа


Какие ценности вы считаете приоритетными в воспитании детей?
Всего ответов: 79
Наши друзья




Педагогический 
интернет-клуб





Приобщение 
к славянской культуре

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог Детских Центров России.