Как занять ребенка
самостоятельной игрой?
Микляева Ю.В.
Есть классификация
типов темперамента, разработанная Д. Крейси, которая позволяет определить
предпочитаемый для развития ребенка вид деятельности и игры. Она опирается на
пары типологических черт, проявляющихся в поведении детей: экстраверсия -
интроверсия, здравомыслие - интуиция, размышление - переживание,
рассудительность - импульсивность. Их сочетание характеризует активность и
темперамент детей.
Основные типы детского
темперамента такие:
1.
Единство здравомыслия и импульсивности
- активный и живой ребенок, ориентированный на сиюминутность, спонтанность и
удовольствие, с выраженной потребностью в двигательной активности, потребностью
в действии и свободе.
2. Единство здравомыслия и рассудительности - ребенок,
очень чувствительный к нестабильности и стремящийся к порядку во всем,
ориентированный на результат, нуждается в надежности и порядке, очень
старательный и внимательный к требованиям и поручениям взрослых.
3. Единство интуиции и переживания - общительный и
обаятельный ребенок, с хорошо развитой речью и воображением. Очень чувствительный
к гармонии социальных взаимоотношений вокруг него, впечатлительный и ранимый.
4.
Единство интуиции и размышления
- серьезный ребенок, рано начинающий говорить и читать. Больше всего хочет все
знать и уметь, чтобы понимать, объяснять, контролировать и управлять.
Независимый от окружающих, с завышенными требованиями к себе.
По
поводу предпочитаемых видов деятельности у каждого из них можно сказать
следующее:
1.
Любит активные и подвижные игры, манипулирование предметами. Действует с ними
неаккуратно, все время ломает и бросает ради новых. Требуется много
пространство для их освоения.
2.
Любит мастерить что-то своими руками, рассматривать книги вместе со взрослым,
заниматься и наводить порядок.
3. Любит
коммуникативные игры, фантазирование и сочинение историй, обожает «одушевленные
игрушки".
4.
Любит опыты и экспериментирование, конструировать и коллекционировать.
Кстати,
есть специальная методика по определению предпочитаемых ребенком видов
деятельности, не связанная с темпераментом:
Методика «Выбор деятельности» (Прохоровой Л.Н.).
Ребенку
демонстрируются картинки, на которых изображены дети, занимающиеся разными
видами деятельности: 1 – игровая; 2 – чтение книг; 3 – изобразительная; 4 –
детское экспериментирование; 5 – труд в уголке природы; 6 – конструирование.
Затем
ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться.
Последовательно делается три выбора. За первый выбор засчитывается 3 балла, за
второй – 2 балла, за третий – 1 балл.
Если
же речь идет о том, что, даже зная предпочитаемый вид детской деятельности,
родители не понимают, как занять ребенка, то можно предложить им следующий
прием (Л.Шапиро) – «Коробка идей».
Нужно
сделать красивую коробочку. В нее положить 21 карточку - на обороте написать
один из видов детских занятий. Например:
·
Первые
7 - связанных с игрой (например, поиграй в мыльные пузыри, "наряди
кукол", "приготовь обед "понарошку", устрой зоопарк из
мягких игрушек, поиграй в "Больницу для зверей", напиши письмо "понарошку"
и потом сыграй в почтальона, собери чемодан и поиграй в путешественника и
т.д.).
·
Следующие
7 - связанных с лепкой, рисованием и аппликацией, конструированием (например,
"собери картинку из пазлов", "вылепи из пластилина цыплят и
петушка", сделай шкатулку для сокровищ, обведи на бумаге пальцы рук и ног,
порисуй пальцами жидкой гуашью, построй дом из кубиков, построй крепость из
подушек, налепи пирожкой из глины и пластилина и угости кукол, слепи квартирку
для игрушек из киндер-сюрпризов и т.д.).
·
Еще
7 - с музыкальными и подвижными играми (поиграй на музыкальных инструментах в
такт музыке, поиграй в прятки, попрыгай со скакалкой, поиграй в догонялки
и т.д.).
К
перечислению любимых игр можно привлечь самого ребенка. Когда ему станет скучно
- пусть вытащит наугад 3 карточки - и выберет любую из них. Играть может сам, а
вы просто будете где-нибудь неподалеку, чтобы одобрить его действия или
включиться в игру вместе с ним, когда освободитесь…
Еще одна
из наболевших тем, связанных с организацией самостоятельных игр детей: «Что
делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки?»
·
Твердо решите для себя, необходимо ли
это.
·
Будьте примером для ребенка, убирайте
за собой вещи.
·
Убирайте игрушки вместе с малышом.
·
Убирая игрушки, разговаривайте с
ребенком, объясняйте ему смысл происходящего.
·
Формулируйте просьбу убрать игрушки
доброжелательно. Не приказывайте.
·
Используйте маркировку, схемы на
коробках и ящиках для игрушек.
·
Учитывайте возраст и возможности
ребенка.
·
Придумайте интересную игру, чтобы
уборка стала желанной для малыша.
·
Сделайте уборку игрушек ритуалом
перед укладыванием ребенка спать.
Источник – «Проблемы маленького ребенка» Г.Монина, Е.Лютова
|