Речевая
предметно-развивающая и игровая среда
Опыт подсказывает, что
для моделирования развивающих ситуаций, связанных с развитием речи ребенка,
необходимо свободное место, достаточное для смены его положения: занятий сидя
на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных
подвижных игр, занятий за столами и т.п. Поэтому основное пространство речевой
предметно-развивающей и игровой среды занимает мягкое покрытие, на котором
размещаются мягкая мебель и мягкие модули, из которых конструируются игровые
уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в
процессе которых происходит развитие связной и образной речи. С этими же целями
содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных
сюжетно-дидактических игр, которые организует взрослый. Так, взрослый
развертывает сюжетно-ролевую игру - на этом же материале проводится обучение
сюжетно-дидактической игре. Сюжетно-дидактическая игра предлагается после того,
как ребенок освоит сюжетно-ролевую, а игровые действия станут для него
понятными и доступными. Оборудование для сюжетно-дидактических игр может
храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах, в ящиках,
коробках с характерными символическими изображениями
или в прозрачных саше на стенах комнаты. Это могут быть игры «Магазин игрушек»,
«Овощной магазин», «Веселый зоосад», «Аптека», «Почта», «Магазин школьных
принадлежностей», «День рождения куклы» и др.
Кроме того, при работе с детьми младшего и
среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на
дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны
речи, формированием словаря и слоговой структуры речи.
Для этого используются комплекты
·
игрушек (дидактические, образные, наборы игрушек),
·
предметных картинок и открыток по основным лексическим темам
(«Грибы», «Лекарственные растения» «Друзья детей», «Кто это?», «Домашние
птицы», «Дикие животные», «Зверюшки-музыканты», «Звери наших лесов», «Зима на
носу», «В мире животных», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Птичьи следы»
и др.),
·
различного типа лото («Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото»,
«Веселое лото», «Лото на 4-х языках», «Звуковое лото» и др.),
·
альбом О.С. Соловьёвой ("Говори правильно”), картины для упражнения детей в правильном
звукопроизношении и т.д.
При этом взрослый должен освоить приемы,
связанные с их обыгрыванием. Например, можно воспользоваться методикой Э.Ф.
Замбицявичене, которая опирается на использование принципов смысловой
группировки воспринимаемого материала.
Она включает 4 группы заданий:
1. обучение дифференциации существенных признаков предметов и
явлений от несущественных, а также увеличение
запаса знаний.
- «У сапога всегда есть …» (шнурок, пряжка,
подошва, ремешки, пуговица);
- «В теплых краях обитает …» (медведь, олень,
волк, верблюд, тюлень);
- «В году …» (24, 3, 12, 4, 7 месяцев) и др.
2. формирование операций обобщения и отвлечения, способности выделить
существенные признаки предметов и явлений.
Требуется объединить в одну группу и назвать
для нее обобщающее слово, исключив лишнее понятие:
- тюльпан, лилия, фасоль,
ромашка, фиалка;
- река, озеро, море,
мост, болото;
- кукла, медвежонок,
песок, мяч, лопата и др.
3. развитие способности устанавливать логические связи и отношения между
понятиями.
Ребенок должен по аналогии с образцом
подобрать пару к предложенному слову. Например:
- огурец – овощ, георгин
- … (сорняк, роса, садик, цветок, земля);
- учитель – ученик, врач
- … (кочки, больные, палата, больной, термометр);
- огород – морковь, сад -
… (забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы) и др.
4.
формирование умения
обобщать.
Требуется
назвать обобщающее слово к каждой паре понятий. Например,
- метла, лопата - …;
- окунь, карась - …;
- лето, зима
- … и др.
Выполняя
такие задания, ребенок может выкладывать карточки с ответами, выстраивая таким
образом «дорогу» через лес, горы, моря, поля и т.д., что в дальнейшем можно
будет обыграть с помощью мелких сюжетных игрушек и машинок. При этом можно
использовать игры, направленные на формирование грамматических и синтаксических
умений и навыков детей. Например, сюда могут входить такие известные
дидактические игры, как «Кто где живет?», «Чьи следы?», «Кому что надо?»,
«Страны света», «Кем я буду?», «У кого какая профессия?», «Домики сказки», «Сказки-загадки»
и др. Это создает условия для перехода дидактической игры в режиссерскую или
театрализованную. Поэтому в комнате необходимо предусмотреть место для
режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и
кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций.
Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режиссерские
куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т.п. Для разыгрывания
сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или
фланелеграф. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического
и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития
ее мелодико-интонационной стороны.
В дополнение к ним необходимо предусмотреть
как при работе с детьми младшего, так и старшего дошкольного возраста
дидактические игры и пособия, направленные на формирование умений составлять
· Рассказ с опорой на серию
картин (2 - 3),
· Рассказ по серии сюжетных
картин (4),
· Рассказ по сюжетной
картине.
Для этого нужно завести уголок Книги, в котором
будут храниться не только детские книги и хрестоматии произведений детской
литературы, но и серии картинок для пересказов и составления рассказов. Кроме
того, в комнате ребенка может быть предусмотрен Уголок литературного
творчества, где будут храниться книги с рассказами и стихами, созданные руками
родителей и детей. Иногда такая литературная деятельность детей может
быть даже … воображаемой. Поясним это на примере такого приема, как «словесное рисование». Словесное
рисование – один из приемов творческой работы детей по следам услышанного или
прочитанного произведения. Его цель – приблизить к ребенку образы произведения,
включить детское воображение, сконструировать возникшие представления. Обсуждая
воображаемую картину после прочтения произведения, взрослый обращает внимание
детей на 3 вопроса:
1. что будет нарисовано?
(содержание).
2. как мы расположим объекты на
картине, что на переднем плане, что вдали, что слева, справа, что будет
изображено в центре? Какие позы выберем для людей? и т.п. (композиция).
3. какие краски используем для картины?
(цветовое решение).
Благодаря таким приемам у детей развивается творческое мышление и
воображение. Однако нужно не забывать хвалить их. С этой цель на одной из стен
комнаты вешают панно, на котором располагаются работы ребенка, выполненные по
сюжетам сказок, выполненные вместе со взрослыми, которые периодически меняются.
Под ним – короткие сочинения-миниатюры ребенка.
Вопросы развития связной
речи – одни из немногих, которые проверяются при диагностике подготовленности
ребенка к обучению в школе. Кроме того, их проверяют на предмет
сформированности предпосылок к усвоению грамоты. Поэтому при работе с детьми старшего дошкольного возраста особое
внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных
материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это могут быть:
·
Классная подвижная азбука.
·
Азбука в картинках.
·
Дидактическая игра «Буква за буквой»,
·
Дидактическая игра «33 богатыря»,
·
Дидактическая игра «Умный телефон»,
·
Таблицы по обучению грамоте с рисунками.
·
Звуковые линейки (№ 1, 2).
·
Комплект наглядных пособий "Обучение грамоте” (автор Н.В. Дурова).
·
Дидактический материал "Ступеньки грамоты” (авторы Н.В. Дурова,
Л.Н. Невская).
·
Наглядно-дидактическое пособие для детского сада "Звучащее слово”
(автор Г.А. Тумакова) и др.
В последнее время стало популярным
использование с этими целями дидактических материалов М. Монтессори, Н. Зайцева
(кубики по обучению русскому и английскому языку), Г.Л. Выгодской («Град
Златоустия»), компьютерных программ по развитию речи и обучению грамоте детей
дошкольного возраста («Видимая речь», «Мир за твоим окном» и др.) и др.
В качестве подсказок ребенку предлагаются игрушки или
предметные карточки.
|