Академия родителей. Академия родительства

Пятница, 29.03.2024, 13:59

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Играя, обучаюсь! » Компьютерная среда

Педагогическая консультация

Компьютерная среда

К.В.Скуратова

 

XXI век – век различных технологий, в том числе, и информационно-компьютерных.  Поэтому человек XXI века должен быть с детства психологически готов воспринимать все новое, иметь потребность постоянно учиться, искать и находить, выбирая из множества вариантов, эффективные средства достижения  поставленных целей, предвидеть конечный результат своих действий, правильно подходить к принятию жизненно важных решений. Это совсем не просто. В связи с этим формирование информационной культуры поколения является социальным заказом современного общества и семьи. Так, по данным  ВЦИОМ,  в каждой третьей российской семье есть персональный компьютер. И эта цифра, несомненно, будет расти.

Дети видят компьютер дома с рождения, воспринимают его как обыденный предмет, т.е.  непроизвольно входит в мир информационно-компьютерных технологий. Поэтому у ребенка практически нет психологического барьера перед неизвестной техникой - дети смотрят на компьютер как на любую другую новую игрушку и, не задумываясь, овладевают простейшими операциями на компьютере с самого раннего возраста.

Так, исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показали, что компьютер доступен пониманию ребенка примерно с 3 лет. Однако совершенно ясно, что знания информатики как теории компьютерной практики ребенку-дошкольнику не нужны. Дело в том, что компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Звук, движение, мультипликация привлекают внимание детей. Малыши получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Благодаря этому расширяется информационный и предметный мир ребенка. Кроме того, у дошкольников приобретение индивидуального опыта, освоение знаний, умений происходит главным образом путем самообучения в процессе игры на компьютере. В этом заключаются и плюсы, и минусы общения детей с компьютером в домашних условиях.

Этап знакомства с компьютером и обучения игре на компьютере должен предварять этап развития моторики и зрительно-двигательной координации. В любых играх, от самых простых до сложных, чем больше они будут делать мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей с помощью системы дидактических игр и пособий. Только на следующем этапе переходят к знакомству ребенка с компьютером.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером  должно начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста,  здоровья, развития ребенка, особенностей их внимания и памяти. Так, в раннем возрасте дети обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. Компьютер  же, передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Однако при этом воспитание детей надолго остается сукцессивным, теряет свою целостность и опору на предметно-практический опыт ребенка. С другой стороны, при игре на компьютере у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д. Она развивается с опережением, при этом не опираясь на опыт предметной и конструктивной деятельности детей, что вносит свои проблемы в их развитие. Так, у них оказываются развиты такие важные операции мышления, как обобщение и классификация, но имеются проблемы с формированием аналогий, сравнения и противопоставления, установлением неоднозначности причинно-следственных связей и т.д.

Таким образом, формируя у  детей основы информационной культуры, необходимо  учитывать возрастные и психологические особенности детей, сохраняя их психическое и физическое здоровье. Например, для снятия зрительного напряжения проводится гимнастика для глаз, для снятия мышечного и нервного напряжений - физкультурные минутки, точечный массаж,  комплекс физических упражнений, расслабление под музыку. Кроме того, следует соблюдать определенные  установленные гигиенические нормы  работы за компьютером, иначе могут возникнуть различные отклонения как физического, так и психологического характера.

Проблема приобщения ребенка к компьютеру волнует многих родителей. Как показывает наше исследование, практически в каждой семье, где имеется компьютер, возникают различные  вопросы у родителей: «Насколько вреден компьютер? с какого возраста допускать? как быть, если ребенка уже в два года невозможно оторвать от компьютера?» и т.д.

Эти и другие вопросы  обсуждаются на различных форумах в интернете. В том числе, и в  «Педагогическом интернет-клубе & Академия родителей». Здесь общаются сотни людей со всего света. Делятся опытом, задают интересующие вопросы. Родителям отвечают педагоги и психологи не только нашей страны, но и из-за рубежа. Это еще один «плюс» современного коммуникативного общества. Однако по некоторым вопросам  мнения специалистов   из разных стран могут не совпадать. В частности, это касается общения ребенка с компьютером. Так, часто не совпадает мнение российских, американских и израильских родителей и педагогов.

Российские педагоги видят негативные черты педагогического характера в следующем.  Приведем фрагменты интернет-форума:

·  Диалог с программой лишен эмоциональности – происходит слишком раннее включение ребенка в систему «человек-машина» (где на машину возложена функция учителя и друга), в то время как непосредственность и восприимчивость ребенка-дошкольника нуждаются в системе «человек-человек». Создание иллюзии реальности или ощущения большей реальности  моделированного процесса, чем процесса восприятия реальной действительности приводит к изменению иерархии мотивов поведения, разобщению детей между собой. 

·  Кроме того, при использовании компьютерных игр осуществляется высокая аудио – визуальная  «привязка» к процессу работы, что приводит к фрагментации и сужению восприятия и  внимания ребенка, задерживается развитие графической, речевой и письменной культуры детей дошкольного возраста.

·  С другой стороны, существует опасность чрезмерной индивидуализации обучения и создания у детей и взрослых иллюзии достаточности полученных из компьютера знаний.

Украинские специалисты в целом согласны с данной позицией, но обращают особенное внимание на то, что «игры за компьютером не дают возможности проявиться в полной мере двигательной активности дошкольников и реализовать себя».

Канадские специалисты и родители не столь категоричны. Например, часто встречается такое мнение: «Компьютерные игры я подбираю критически, у меня целый список требований к игре.

 1. Обучающий момент (счет, сортировка, пошаговые инструкции).

2. Интересная обстановка (например, центр "усыновления" животных).

3. Хорошая графика.

4. Разнообразие занятий, быстрое решение проблем».

Этого же мнения придерживаются специалисты и родители из США. При этом у них выработались собственные рекомендации по нормированию времени игры ребенка за компьютером в течение дня и недели. Детей даже поощряют к работе за компьютером, обращая внимание на необходимость его освоения для будущей профессиональной карьеры. Кроме того, использованию информационно-компьютерных технологий в обучении детей большое внимание уделяется в образовательных учреждениях и в СМИ.

В России компьютерные игры не так распространены в детских садах, хотя есть целый список рекомендованных программ[1]:

- «Море», «Лес», «Космос» - предназначены для режиссерской игры и создания «мультиков»;

- «Конструктор», «Построй домик» - предназначены для занятий по компьютерному конструированию;

- «Климат», «Построй город», «Урожай», «Карта» - дополняют познания детей о мире природы;

- «Дальние страны», «Войди в замок», «Помоги птенчику» - служат закреплению и сознательному применению дошкольниками математических представлений;

- «Волшебный гараж», «Лиса и цыплята», «Дельфин» - формируют специальные качества мышлении, динамические пространственные представления;

- «Игры для Тигры», «Подскажи словечко», «Азбука» - способствуют развитию речи и закрепляют знания о родном языке;

- «Kid pix», «Каля-маля», «Калейдоскоп» - предназначены для рисования;

- система «Лего-дакт» - программа, которая позволяет через компьютер управлять разными игрушками.

Эти игры могут с успехом применяться и в условиях домашнего обучения (конечно, при условии соблюдения всех культурно-гигиенических норм и требований). Тем более, что, как показал форум, родители очень заинтересованы в обсуждении данной темы и им необходимы рекомендации специалистов. При правильной организации дискуссии, родители способны изменить свой взгляд на роль компьютера в воспитании и обучении дошкольников, а так же на организацию соответствующих гигиенических и психолого-педагогических условий.

 

 



[1] Игровые модели воспитания и обучения: Предметно-развивающая игровая среда в ДОУ: Пособие для воспитателей и педагогов / Под ред. И.В.Житко. – М.: Школьная пресса, 2005.

Категория: Компьютерная среда | Добавил: Админ (24.12.2011)
Просмотров: 704 | Комментарии: 1 | Теги: консультация для воспитателя, дети, игры с компьютером | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Меню сайта


Форма входа


Как вы относитесь к духовно-нравственному воспитанию детей
Всего ответов: 35
Наши друзья




Педагогический 
интернет-клуб





Приобщение 
к славянской культуре

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог Детских Центров России.