Игрушки для детей от 4 до 5 лет
· 1-2 куклы (мальчик /девочка) 30-40 см с сезонной одеждой, кровать
и коляска с бельем, посуда, качели и коляски, санки.
· Фигурки людей, изображающие
литературных персонажей; отражающие возрастную, половую и национальную
принадлежность; среднего размера.
· Прочный кукольный дом с куколками 8-15 см, мебелью и посудой,
игрушками-орудиями и бытовой техникой.
· Ролевые наборы «Доктор», «Парикмахер»,
«Магазин», «Кафе» и т.п. Для игры с ними
- предметы-заместители природного происхождения (шишки, каштаны, желуди,
камушки, ракушки, косточки).
· Муляжи фруктов и овощей.
· 2-3 больших машины, самолет, вертолет и
ракеты, пароход, катер и лодка, строительная техника (экскаватор, бульдозер,
подъемный кран и др.), набор «Железная дорога», поезд с открытыми вагонами,
полуобъемные игрушки для хранения игровых атрибутов (машина «Скорая помощь» и
т.п.).
· Маленькие фигурки домашних и диких животных и
их детенышей.
· Разнообразные игровые наборы с
правилами: «Сравни и подбери», «Подбери по форме», «Логический поезд», лото
«Транспорт», «Мебель», «Одежда», домино «Животные», «Растения» и др.
Развивающие игры: «Сложи узор», «Уголки», «Уникуб».
· Конструктор блочный типа «Архитектор». Строительный
материал крупного и мелкого размера. Технические конструкторы. Тематические
конструкторы («Транспорт», «Животный мир» и др.) и заготовки полуфабрикатов для
создания игрушек-самоделок.
· Игрушки для настольного, стендового и
напольного (простейшие куклы-марионетки) театра, театра на ширме
(куклы-пальчики, варежки, ложки и т.д.). Разнообразные маски и полумаски. 1-2 ширмы, лоскуты ткани для крупного
строительства, лоскуты однотонных тканей разных размеров и плотности, подушки
мягкие и диванные, прочные деревянные столы и скамейки. Корзины, коробочки и
шкатулки с крышками и без них, шнуры и прищепки.
В этом возрасте родителей
начинают волновать не только проблемы подбора игрушек и развития игры, но и
проблемы, связанные с уборкой игрушек. Как показывает опыт работы Родительской
академии в Интернете, это – одна из наиболее часто обсуждаемых тем форума, на
которую заходят родители детей из разных стран мира. Приведем фрагмент такого
форума.
· С какого возраста надо приучать деток убирать игрушки перед сном? Мы свою
уже сейчас приучаем (10мес.), хотя опытные мамочки говорят: "Зря
стараешься, не ранее 2-х лет", - и у них 4-х летние дети до сих пор с
трудом убирают. А я считаю, что уже сейчас надо закладывать этот вечерний
"ритуал"...
· Согласна с Яной. Умения и навыки уборки игрушек - это не только привычка,
это проявление такого качества характера, как аккуратность и умение
самоорганизовать себя. Воспитывается это с самого раннего детства. Правда,
первый раз слышу про таких малышей, но с 1 -1,5 уже можно этим заниматься. С 1
до 3 у детей развивается предметно-практическая деятельность, которая позволяет
формировать и данные навыки тоже. Но помните: это деятельность - со взрослым.
Значит, и организовывать е нужно несколько по-другому: "Давай, вместе
будем убирать игрушки. Сначала... Вот так - смотри! ... Потом... И уже
чуть-чуть осталось! Вот какие молодцы! Дай я тебя расцелую - помощницу мою
славную!" А потом еще и перед папой похвалить, как вы с дочкой быстро и
хорошо вместе убрали игрушки. Дочка - пусть вроде и не слушает - все поймет.
· А у меня проблема такая: у меня
дочка 5 лет, разбрасывает игрушки по всей квартире, т.е. она даже в них не
особо играет, просто достает из корзины все подряд, посидит минут 5 - вроде как
играет, бросит и бежит к корзине за другой игрушкой. Или может фломастеры с
альбомом достать, все фломастеры раскидать и ничего за собой не убирает. В
итоге к концу дня у меня вся наша кровать, вся ее кровать, весь пол завален
всем, чем только можно - просто свалка. Ей раз сто повторишь, чтобы убирала
игрушки, а она – «ноль внимания». Даже уже делала вид, что все игрушки на улицу
выкинула, она не особо расстроилась, все равно нашла, чем завалить пол с
кроватями. Я уже не знаю, как с этим бороться…
· У меня сложилось впечатление, что она не умеет
играть с игрушками: создавать воображаемую ситуацию, придумывать замысел,
распределять роли и развивать сюжет, обыгрывать игрушки и предметы-заместители
и т.д. В настоящей сюжетно-ролевой игре как раз и формируются навыки
произвольного поведения и самоорганизации. Похоже, что девчушке не хватает
именно умения самоорганизовать себя: разработайте вместе режим дня и сделайте к
нему красочный календарь на холодильник, в котором можно было бы отмечать, как она
не только занимается, но и как убирает за собой игрушки, какие домашние
обязанности выполняет, помогая вам или папе и т.д.
· По поводу уборки игрушек можно
предложить следующее: не убирайте сами за ней, но предложите убирать их вместе
(научите, как это делать, объясняя все так, как будто это нужно не только для
вас, но и для игрушек), на следующем этапе приведите ее в неубранную комнату и
спросите: "Что тебе нужно сделать, чтобы привести все в порядок?" - и
понимающе улыбнитесь ей. Если действий не последует, то предупредите: "Ты
хочешь, чтобы я собрала все игрушки или сделаешь это сама?" Если
выбирается первое - действительно уберите все игрушки, но подальше - на 2-3
дня. Затем вернете их. Если поведение повторится - отдайте их тем, кто «победнее»,
или выкиньте ненужное - когда игрушек много, ребенок не знает, что с ними
делать. В следующий раз она задумается точно.
· Попробуйте не покупать новые
игрушки, а вместе с дочкой мастерить их. Например, у нас в группе есть
пара таких идей - в фотоальбоме "Мастер-класс по изготовлению народной
куклы" и в творческой мастерской "Оч. умелые ручки" Родительской
академии. Тогда она будет ценить свой и ваш труд – не позволит себе их
раскидывать.
· Здравствуйте! Что делать, если у
меня ребенок с истерикой убирает игрушки?
· Оленька, для того, чтобы решить
проблему, нужно знать, с какой ситуацией она связана. Сколько лет ребенку?
Мальчик или девочка? Домашний или садовский? Как он играет и как вы его
предупреждаете, что пора заканчивать игру? Как потом заставляете убирать игрушки?
Чем ситуация заканчивается? От себя заочно могу посоветовать 2 очень простые
вещи:
1. предупреждайте ребенка о том, что
нужно заканчивать игру, минут за 15 до ее окончания - заглядывайте в комнату и
спокойно говорите об этом, затем еще раз - за 5 минут - тогда говорите более
четко и уверенно (пора заканчивать игру и собирать игрушки - у тебя 5 минут).
Через 5 минут говорите о том, что нужно собирать игрушки и спрашиваете,
справится ли ребенок сам или нужна ваша помощь.
2. заигравшись, ребенок теряет представление
о времени и самоконтроль - если будете резко прерывать. а он там, в игре - он
сорвется эмоционально. Поэтому выход должен быть тоже через игру: спрашиваете,
во что он играет, и придумываете следующий сюжетный ход сами - связанный с
вашим следующим режимным моментом или сразу же - с уборкой игрушек. Например:
"Гонщикам нужно подкрепиться перед важным соревнованием - авторалли
Париж-Даккар! А то ведь ехать нужно будет всю ночь! Как ты думаешь, сколько
часов? Поэтому сейчас машины отправляем в автомойку, а сами - идем ужинать в
Макдональдс на кухне!" |