Академия родителей. Академия родительства

Вторник, 09.03.2021, 03:41

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Формы работы Академии родительства

Варианты организации работы Академии
26.12.2011, 10:48
Благодаря сотрудничеству родителей и педагогов в качестве основных результатов  Академии родительства выступают следующие.
1 блок: очные формы работы - модель деятельности и план-программа работы Академии родительства как инновационной формы педагогического сотрудничества и формирования педагогического сообщества в Детском саду Будущего. Кроме того, для методической поддержки  разработаны
- комплекты конспектов тематических семейных гостиных и родительских клубов по интересам на базе Детского сада Будущего;
- программы семинаров-практикумов для родителей дошкольников и педагогических работников образовательных учреждений (например, «Использование здоровьесберегающих технологий в условиях семьи и детского сада», «Метод экологических проектов в семье и детском саду», «Развитие детского творчества в условиях семьи и детского сада», «Использование методики комментированного рисования в качестве средства социально-нравственного воспитания дошкольников в семье и детском саду» и др.);
- циклы тематических домашних журналов для родителей воспитанников, посвященные проблемным вопросам взаимодействия со специалистами детского сада;
- сценарии конкурсов детско-родительского творчества и т.д. 

2 блок: заочные формы работы Академии родительства, действующие благодаря электронной страничке родительской академии для родителей, педагогов и преподавателей на сайте Детского сада Будущего. При этом возможно 3 подхода к отбору содержания данной странички и способов организации ее работы.
Первый вариант организации такой работы относится к категории научно-методических проектов, позволяющих осуществить квалифицированную поддержку педагогов, осуществляющих работу с родителями, в частности, в рамках Академии родительства. Он включает
-    главную страницу с описанием целей и направлений такой поддержки, плана-программы работы Академии родительства;
-   видеожурналы для родителей «Мой день в детском саду» (для каждой возрастной группы) и для детей: «Мама – рядом» (в период адаптации обеспечивающий возможность несколько минут поговорить с мамой или услышать в записи ее «звуковое письмо»);
-  раздел консультативно-методической помощи, включая цикл обучающих тренингов для детей и родителей (например, по развитию художественных способностей дошкольников и младших школьников (они традиционно располагаются на страницах соответствующего фотоальбома));
-  информацию о конкурсном движении (например, о проведении конкурса детско-родительских творческих проектов) и мастер-классах (в частности, здесь размещены видеомастерские по проведению семейных гостиных и организации заседаний родительского клуба);
- справочную информацию о курсах повышения квалификации педагогов по проблемам сотрудничества детского сада с семьей и о формах повышения педагогической компетенции родителей на базе Детского сада Будущего и округа;
- разного рода опросы (например, касающийся удовлетворенности родителей образовательными услугами современных ДОУ, который проводился в рамках Первой городской интернет-конференции «Проблемы и стратегические направления развития дошкольного образования в городе Москве в 2008-2017 гг.»).    
   
Второй вариант работы направлен на активизацию интерактивного общения родителей и педагогов. Его целью является предоставление родителям и педагогам возможности открытого диалога в условиях совместного анализа и решения стандартных и нестандартных педагогических ситуаций и, как результат, формирование установки на конструктивное сотрудничество.
Спецификой реализации данного проекта выступает выбор модераторов группы. На последнем – в силу нетрадиционности данной проблемы для практики дошкольного образования – остановимся подробнее. Модераторы могут быть выбраны из числа педагогов и психологов, которые примут наиболее активное участие в разработке макета Виртуальной энциклопедии для родителей. Другими словами, в качестве своеобразного теста на профессиональную пригодность выступил их интерес к данной проблеме, способность выслушивать, анализировать и обобщать проблемные ситуации, которые приносят на форум родители, готовность к диалогу в процессе их решения, и, что немаловажно, умение сочувствовать и сопереживать, оказывать реальное содействие в виде предоставления нескольких альтернатив действиям родителям, разрабатывать алгоритм дальнейших педагогических действий. Конечно, не все модераторы обладают данными качествами – и это хорошо, а не плохо, потому что основной критерий их работы как слаженной команды – это умение учиться у других. Поэтому иногда уходят профессионалы, которые не в состоянии этого делать. Поэтому иногда на их смену приходят активные родители.
К слову сказать, среди модераторов в связи с этим должно сложиться своеобразное распределение ролей: есть те, кто отвечает за позицию психолога и семейного психотерапевта (позиция фасилитатора), есть те, кто отвечают и реализуют позицию педагога (фактически, позиция учителя-наставника или консультанта), позицию родителя (если обратиться к научной литературе, ее можно было бы назвать позицией Взрослого ребенка – адаптированного или сопротивляющегося, в зависимости от ситуации). Такое распределение ролей модераторов делает общение с ними более заинтересованным и живым, с другой стороны – индивидуализированным: родители и другие педагоги могут обращаться к ним, интуитивно понимая, какого рода помощь и поддержка им требуется. Так, иногда нужна просто эмоциональная поддержка и несколько слов, выражающих уверенность в том, что все будет хорошо. Это прекрасно делают сами родители и психологи. Это вносит эмоционально-оценочный компонент в содержание Виртуальной энциклопедии.
В чем заключается специфика данной Виртуальной энциклопедии для родителей? Все проблемные ситуации, с которыми сталкиваются родители и становятся предметом их дискуссий на форумах (в нашем случае - свыше 180 за 2008 год – год Семьи),  обобщаются по алфавитно-тематическому принципу. Например, «А – адаптация ребенка»,  «В – детские вопросы и ответы на них», «Д – развитие движений ребенка», «Ж – детские жалобы и ябедничество» и т.д.  На каждой из страничек энциклопедии описана схема анализа и объявлен конкурс на лучшее психолого-педагогическое решение каждой проблемной ситуации. При этом важно, что в обсуждении вариантов решения участвуют разные специалисты. Оказывается, что такие «практические» вопросы могут быть хорошей основой для дискуссии между ними и базой для выработки самого оптимального решения проблемы коллективными усилиями.
Правда, бывают случаи, когда даже мнение модераторов несколько расходится (кардинально противоположных мнений не бывает – спасибо отечественной системе образования!). В этом случае размещаются все предложенные варианты анализа и решения проблемной ситуации, однако системный администратор группы или сайта имеет право прокомментировать их и дать свое резюме. Чаще всего, это касается нетрадиционных развивающих и психотерапевтических методик работы с детьми дошкольного возраста, по поводу которых единого мнения в педагогике и психологии пока не выработано даже среди методистов и ученых. Иногда – такие случаи возникали, когда мы апробировали данную форму работы с родителями – споры касаются выбора оптимального и наиболее оригинального способа решения проблемной педагогической ситуации. Тогда дискуссии разгораются не только среди модераторов группы, но и среди всех членов Родительской академии. В частности, у нас так случилось при обсуждении ситуации, когда мама впала в отчаяние, разуверившись в своих возможностях отучить малышку «ковырять в носу» и «есть козюльки» - проблему решали «на международном уровне».

Кстати, такого рода проблемные ситуации являются прекрасными тестами профессиональной готовности педагогов к сотрудничеству с родителями и позволяют достаточно быстро определить уровень их педагогической и психологической компетентности. Например, для нас такими проблемными задачами стали «определение вариантов действий родителей, «когда малыш не хочет пить из кружки» или «не хочет писать в горшок», если ребенок начинает «биться в истерике» и «не хочет убирать игрушки», «когда впадает в ступор в ситуации обучения», «боится играть с другими детьми» или становится «злючкой-колючкой» т.д. При этом мы понимаем, что даже «правильное» с педагогической и психологической точки зрения решение может оказаться неправильным просто потому, что вас не так поняли  или потому, что родители не рассказали все, что составляло «предисловие», «контекст» или даже «подтекст» проблемной ситуации (это напоминает, как сказал однажды иеромонах Макарий, «прицельную стрельбу в темноте»). Поэтому конкретных «педагогических лекарств» в неопределенных ситуациях мы никогда не выписываем – предлагаем в этом случае писать письма на личный адрес модератора группы, чтобы можно было обсудить ситуацию подробнее. Иногда даже опережаем такими письмами родителей, которые ведут себя агрессивно или тревожно уже в самом начале диалога, навязывают свое мнение другим членам группы (особенно, касающееся вопросов религиозной и национальной этики). Чувство юмора в этом помогает. И все-же, несмотря на такой «диктат», мнение родителей для модераторов и членов группы является очень важным. Мы специально просим рассказать о том, чем закончилась та или иная педагогическая ситуация в результате принятия родителей мнения того или иного педагога, психолога. Причем не важно, было ли это мнение модератора группы или специалиста «со стороны». Поэтому так много получаем положительных откликов в специальных темах форума: "Давайте знакомиться!", "Группа плохая. Группа хорошая. Мое мнение", "Педагогическая копилка", «Воспитание родителят. Дискуссионный клуб», «Благодарность организаторам и членам группы».
Кроме обсуждения на форуме, родителей и педагогов, специалистов детского сада сближают творческие проекты. Они могут проводиться на страницах фотоальбомов: - родительские проекты ("Календарь именин", "Братья и сестры в семье",  "Ребенок в храме",  "Ребенок - путешественник", "Ребенок-помощник", "Ребенок на отдыхе» (на даче и в деревне), "Маленькие модники" и др.), - детско-родительские проекты («Творческая мастерская», "Мои друзья", "Игра и дети", "Моя будущая профессия" и др.), - педагогические проекты ("Физкультура дома. Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия", "Консультация на развитию творческих способностей детей", "Консультация по подготовке детей к школе", "Мастер-класс по созданию игровой куклы" и др.), - общие информационные проекты ("События интернет-клуба", «Публикации о Родительской академии в педагогической периодике»).
Каждый из членов группы может просмотреть уже существующие  фотоальбомы, дополнить их  своими фотографиями и прокомментировать их. Может также открыть новый альбом и предложить разработку нового проекта.  Так, по договоренности с модераторами каждый месяц может объявляться конкурс на лучшую фотографию («Наша дружная семья», «Самая трогательная фотография», «Самая смешная фотография» и т.д.). Кроме того, продолжая данную линию, на форуме сайта может быть создан целый ряд коллективных творческих проектов: Кладовая радости. Деловая игра.Оч. умелые ручки. Семейная мастерская.Дети на кухне или Кулинарная академия.Семейный досуг. Вечер фокусов.Картотека подвижных игр для всей семьи (и во дворе).Дневник родителей или Нечуковский "от 2 до 5".Малышовый словарик и т.д.

Самым мощным проектом, который может подчинить себе работу Академии родительства на несколько месяцев, является Тренинг сочинения семейных историй по самопомощи. Ведут его квалифицированные психологи – здесь даже модераторы группы выступают только на вторых ролях. Таких историй, которые могут быть сочинены коллективными усилиями психологов и родителей, достаточно много: «История про девочку, которая боялась высоты», «История про девочку, которая боялась заходить в лифт», «История про девочку-ревнушку», «История про мальчика Федю, который ругался плохими словами», «История про Васю, которого не слушались руки и ноги» и т.д. Такой терапевтический разговор учит обе стороны доверять друг другу, но принимать ответственность за свои решения на себя, учит быть готовыми к диалогу и к самоизменению. Поэтому многие родители поднимают здесь темы, касающиеся их личностного роста, перехода на другой, более конструктивный уровень взаимоотношений с детьми и близкими людьми. Так рождаются «Сказка про Маминого червячка», «Сказка про маленькую Маму», «История про маму, у которой ребенок пошел в детский сад» и т.д. Это философские сказки-притчи о формировании ответственного родительства. Поэтому они так дороги всем членам Академии родительства. Это самый главный результат подобной работы.
Следующий, связанный вышеописанными формами работы, дистанционный проект – это специальный сайт Домашней академии родительства. Он создается для психолого-педагогической и методической поддержки родителей, чьи дети не ходят в детский сад – является отдельной формой работы с родителями домашних детей, которые вовлекаются в сферу действия Детского сада Будущего. Данный проект более индивидуализирован, напоминает электронный путеводитель для заинтересованных родителей (хотя возможности для живого диалога с модераторами и другими членами Академии родительства сохраняются через опросы, форум, персональный чат и почту). Его страницы включают описание целей и задач, подходов к воспитанию и обучению дошкольников и связанных с ними направлений сотрудничества современного детского сада с родителями, иллюстрируются фотопроектами родителей и педагогов («Мир детских эмоций», «Ребенок-исследователь» и др.).

Здесь же можно получить консультации педагогов и специалистов детского сада, приводятся примеры развивающих игр, приемов воспитания и обучения дошкольников. Оформлено это может быть в виде  Семейной гостиной и  Психолого-педагогической мастерской (на форуме). Здесь же могут быть представлены продукты совместной проектной деятельности педагогов и родителей - членов Академии родительства. В нашем случае, когда мы апробировали данную форму работы, родился электронный комплекс методических пособий.
Категория: Формы работы Академии родительства | Добавил: Админ | Теги: формы работы, Академия родительства, взаимодействие педагогов и родителе
Просмотров: 2378 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Меню сайта


Форма входа


Какие ценности вы считаете приоритетными в воспитании детей?
Всего ответов: 79
Наши друзья




Педагогический 
интернет-клуб





Приобщение 
к славянской культуре

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог Детских Центров России.