Академия родителей. Академия родительства

Понедельник, 01.03.2021, 10:50

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Творческие мастерские » Методика разработки творческих проектов

Учимся проектировать вместе
21.12.2011, 15:23

Разум, однажды расширивший свои
границы, никогда не вернется в прежнее…
А. Энштейн


Эти рекомендации разработаны для тех родителей дошкольников, которые хотят видеть своего ребенка успешной, активно мыслящей и всесторонне развитой личностью. Невозможно дать однозначных рецептов и советов о том, как развить кругозор и любознательность, активность и инициативность, самостоятельность и настойчивость, интеллектуальные и познавательные способности. Можно догадываться, что работа эта длительная, трудная для терпеливых и любящих свое чадо родителей.
С младенчества ребенок является первооткрывателем и исследователем окружающего мира: тянется, берет, ощупывает, рассматривает, пробует на вкус и прочность, т.е. изучает. Для него все интересно, все впервые: встречи с живыми существами, смена времен года, чередование дня и ночи, звездное небо и гроза, поездка в метро и к морю, сказки и музыка. Непередаваемы эмоциональные проявления ребенка: радость и трепет, удивления и восторг, переживания и разочарования, смех и слезы. Здесь к месту упомянуть Аристотеля, который считал, что познание начинается с удивления.
С пятилетнего возраста познавательная активность ребенка возрастает, его познавательные интересы распространяются на все и всех в его окружении. Ваш малыш все чаще задает вопросы: Почему? Где? Зачем? Кто? Как? Вот где необходима мудрость, находчивость и терпение родителей.
Уже в этом возрасте, как считают психологи наряду с репродуктивной деятельностью (действий по образцу), возникает и способность обнаруживать проблему, ставить задачу, планировать свои действия, оценивать свою умелость или неумелость и находить точное, а иногда и нетривиальное решение вполне доступно детям дошкольного возраста. Важно отметить, что и собственно творческое мышление лежит в зоне ближайшего развития детей дошкольного возраста: по данным авторитетных исследований именно дошкольники оказываются успешными в решения проблемно-противоречивых ситуаций (исследования Вераксы Н.Е.). При этом решение задач включает в себя и детское проектирование, в котором в качестве решения выступает введение новой нормы: именно в ходе такой работы с детьми подготавливается способность ребенка оценивать результативность предпринятых действий, что является ростком рефлексии, а значит, готовит ребенка к вхождению в учебную деятельность.
Так что же такое - «проектирование», о котором так много говорят в последнее время? В поле дошкольного образования это – комплексная деятельность, участники которой автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических (Е.С.Евдокимова). Другими словами это – разнообразная (интегрированная) деятельность по достижению определенной цели. Проектирование отличается от решения проблемы (теоретическое, мысленное проектирование) тем, что в результате его предполагается продукт проектной деятельности и его дальнейшее использование. Например, проведение семейного детского праздника, где в результате совместных (взрослых и детей) обсуждений продумываются шаги по достижению цели: определяются сроки и состав участников и приглашенных; намечается содержание (поиск информации) и фиксируется план-сценарий проведения; распределяются обязанности и роли каждого; определяются средства и рассчитывается бюджет, составляется список и приобретается все необходимое – это так называемый подготовительный этап. Далее наступает этап реализации, когда родители и дети: приглашают гостей, оформляют, шьют, разучивают, репетируют, стряпают и многое другое. Презентацией продукта совместной деятельности является сам детский праздник, после которого, останется много неизгладимых впечатлений от совместной деятельности и ощущений, что удалось лучше, а что не очень хорошо, и что надо сделать в следующий раз иначе, чтобы получилось отлично.
Количество участников проекта может изменяться, возраст их не ограничен, могут вноситься коррективы, каждый выполняет только то, что может и хочет делать, взрослые не делают ничего такого, с чем дети могу справиться сами. Многие подумают, что можно пригласить специалистов, которые все сделают на профессиональном уровне. А где же тогда совместная деятельность родителей и детей, которая так необходима ребенку?
По мнению прогрессивного педагога ХХ столетия, основоположника «педагогики делания» Джона Дьюи - ребенок это солнце вокруг которого вращается все.
Одно из центральных понятий педагогики Дж. Дьюи — опыт, который, определяется как способность человека предвидеть результаты своей деятельности в интеллектуальной, нравственной и социальной сферах. Опыт немыслим без активности личности и всегда эмоционален, поэтому процесс развития ребенка возможен лишь как деятельность, которая формирует личный опыт. Формирование мышления такого типа, в основе которого лежит личный опыт, должно составлять главную цель воспитания и обучения.
Дж. Дьюи предлагал строить процесс обучения на активной основе через самостоятельную деятельность ребенка, сообразуясь с его личными интересами в приобретении знаний. Он доказывал, что ребенок прочно усваивает лишь то, что познается через его самостоятельную деятельность и требует определенных познавательных и практических усилий, то, что ребенок умеет применять в жизни. Дж. Дьюи считал, что в организации обучения следует исходить из четырех инстинктов ребенка: инстинкта делания, исследовательского, художественного и социального инстинктов. По мнению Дж. Дьюи, ребенок не должен «набиваться как гусь знаниями», а должен как в жизни «развивать инициативу, творчество, участие».
Ученик, философ и коллега Дж. Дьюи профессор У. Килпатрик под проектом подразумевает всякую активность, всякую деятельность детей, которая ими выбрана свободно и поэтому выполняется охотно, «от всего сердца». Ребенку может принести пользу только та деятельность, которая выполняется с большим увлечением. Поэтому достоинство всякого проекта определяется степенью заинтересованности, степенью сердечного увлечения ркбенка при выполнении поставленной цели.
Свою концепцию проектного обучения У. Килпатрик выстраивает на основе теории опыта Дж. Дьюи и психологии обучения Э. Торндайка. Взяв за основу положение Э. Торндайка о том, что деятельность, к которой есть склонность, вызывает удовлетворение и повторяется чаще, чем та, которая выполняется по принуждению и вызывает раздражение. У. Килпатрик делает вывод: решающим моментом в учебном процессе является психология ребенка. Он считает, что проектная деятельность формирует самостоятельность, воображение, дееспособность.
По мнению У. Килпатрика, знание, приобретенное ребенком ради цели, может быть применено как средство к новым целям. Связь приобретенного знания с новой целью является источником новых интересов, особенно интересов интеллектуального свойства. В связи с этим возрастает период времени, в продолжение которого настрой остается деятельным, и ребенок будет работать над любым проектом. Его утверждение, что в основе проектного обучения лежит решение проблемы, что только тогда, когда ставится цель и есть стремление разрешить ее, проблема становится проектом, — актуально для современного понятия «проект».
Вернемся к дошкольнику, который стремится к активным действиям, общению, самовыражению и ярким впечатлениям. Отечественный ученый педагог-психолог Н.Н.Подъяков определил два типа детской активности: собственную, полностью определяемую самим малышом, вызванную его внутренним состоянием и стимулируемую взрослым.
Из теории и практики дошкольного воспитания хорошо известно, что уважение к личности ребенка, принятие его целей, запросов интересов, создание условий для самоопределения, самореализации активно развивает творчество. Огражденная от насильственного вмешательства окружающих жизнедеятельность детей проявляется в неповторимых формах игры, сказки, путешествия, приключений, экспериментирования.
В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием стимулируемым действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении «ребенок - взрослый» или на соучастии в деятельности на партнерских правах.
Следуя принципам отечественных ученых и педагогов практиков, следует отметить, что детское проектирование может быть успешным если соблюдаются следующие условия:
• учет интересов ребенка,
• деятельность без принуждения «от всего сердца»,
• тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту,
• предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы,
• совместное со взрослым поэтапное достижение цели.
Ребенок еще мал и не может самостоятельно сформулировать проблему, в этом ему помогают родители. В каком поле их искать? В практике дошкольной педагогики условно выделяются четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности. Темами совместного проектирования могут быть альбомы рисунков, фотографий и рассказов на тему: «Мой любимый братик», «Как мы отдыхали на даче», «На выставке цветов», «Домашние любимцы», «Путешествие на море», «Зимние развлечения», «Пришла весна», «Мои друзья», «Мой город в прошлом настоящем и будущем», «Что в музее интересно?» и др., которые можно часто рассматривать, показывать родственникам и друзьям. Сочинение «Сказки нашего дома», составление карты своего района или города с описанием, рисунками и фотографиями достопримечательностей; изготовление макета по русским сказкам. Домашние выставки «Умелые руки», «Красивое - своими руками», «Открытки к празднику», «Детская мода», «Путешествие в страну бабочек», «В сказочном царстве», «Мастерим игрушки сами», «Поделки из бумаги», «Мы и наше здоровье». В часы семейного досуга можно организовать: «Устройство зимнего сада», «Оформление детской комнаты», «Домашняя выпечка», «Кулинарное шоу», «Домашний концерт», «Чемпионат по шашкам», «День здоровья», «Мастерим подарки близким», «Вечер фокусов и сюрпризов», «Цирк в квартире», «Детский праздник», «День смеха», «Чудеса в решете», «Домашние посиделки», «Домашние реликвии», «Викторина для Знаек», «Зимние фантазии» и др.
Примерное распределение совместных проектных действий взрослых и детей
на этапах проектирования

Этапы проектной деятельности
Подготовительный
Действия родителей
формулировка проблемы, определение темы цели (зачем?) и сроков
задает вопросы: Что мы знаем об этом? Что мы хотим узнать? Что нужно для этого сделать?
определение плана предстоящих дел
определение средств
Деятельность детей
принимают участие в обсуждении проблемы
отвечают на вопросы
принимают участие в обсуждении плана предстоящих дел, определении средств реализации, предлагает средства
Аналитический
Действия взрослых
совместный поиск информации (литература, библиотеки, Интернет, помощь специалистов)
анализируют, дискутируют, предлагают
выбор модели-аналога
составление алгоритма действий
распределение обязанностей и поручений
Действия детей
совместный поиск информации,
задают вопросы взрослым и самостоятельно ищут ответы
отстаивают свои позиции в дискуссии
принимают на себя поручения
договариваются с другими участниками проектирования
Основной
Действия взрослых
привлечение детей к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму
реализация основных совместных действий: экскурсия, поход в библиотеку, чтение литературы, разучивание, рассматривание, сравнение, согласование, экспериментирование, приобретение, оформление, изготовление, беседы, обсуждения, корректировка, доработка и др.
Готовит сюрпризы и призы в тайне от других.
Совместные и индивидуальные репетиции и др.
Действия детей
участвуют в экскурсии, походе в библиотеку, чтении литературы, разучивании, рассматривании, сравнении, согласовывают, договариваются, экспериментировании приобретении, оформлении, изготовлении, беседах, обсуждениях, корректировках, доработках др.
Самостоятельно готовят сюрпризы.
Обращаются за помощью тогда, когда невозможно сделать самостоятельно
Презентационный
Действия взрослых
В обусловленный срок участвует в представлении (участникам проекта или гостям) продукта проектной деятельности
Действия детей
В обусловленный срок участвуют в представлении (участникам проекта и гостям) продукта проектной деятельности на равных
Рефлексивный
Действия взрослых
задает вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз? И др.
отвечает на вопросы
Действия детей
задает вопросы
намечает темы следующих проектов
 
Как же происходит освоение проектной деятельности дошкольником?
Перед человеком к разуму три пути:
путь размышления – это самый благородный;
путь подражания – самый легкий;
путь личного опыта – самый тяжелый путь
Конфуций

До 5 лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уров¬не. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взросло¬му. Внимательное отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволяют без труда определить проблему, «заказывае¬мую» детьми. Как показывает практика, дети с удовольствием вы¬полняют задания, предлагаемые взрослым. Интерес к содержа¬нию проекта зависит от удовлетворения разнообразных интересов ребенка; реализации его потребностей в активной деятельности, са¬мовыражении; увлеченности совместной деятельностью со взрос¬лым.
К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развиваю¬щий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развивать¬ся самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импуль¬сивные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого и других участников совместной деятельности. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль; они способны достаточно адекватно оценить собственные поступки. Они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения намечен¬ного результата.
1 этап
4-5 лет
1. интригующее начало, отвечающее потребностям де¬тей, обозначение взрослым проблемы
2. определение взрослым цели проекта, его мотивация
3. привлечение детей к участию в планировании дея¬тельности и реализации намеченного плана
4. совместное движение взрослых и детей к результату, «делание вместе по образцу», выполнение отдельных, несложных поручений
5. совместный анализ выполнения проекта, пережива¬ние результата
2 этап
5-6 лет
1. выделение (взрослым или ребенком) проблемы, отве¬чающей потребностям обеих сторон
2. совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности, прогнозирование результата
3. планирование деятельности детьми при незначитель¬ной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта
4. выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых
5. обсуждение результата, хода работы, действий каж¬дого, выяснение причин успехов и неудач
6. совместно с детьми определение перспектив проекти¬рования
3 этап
6-7 лет
1. выделение проблемы (детьми, либо взрослыми), от¬вечающей потребностям детей или обеих сторон
2. самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата
3. планирование деятельности детьми (при возможном уча¬стии взрослого как партнера), определение средств реализации проекта
4. выполнение детьми проекта, творческие споры, дости¬жение договоренности, взаимообучение, взаимопомощь
5. обсуждение результата хода работы, действий каждо¬го, выяснение причин успехов и неудач
6. определение перспективы развития проектирования
Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необхо¬димо замечать и поощрять, сообщая ребенку о его успехах: «Ты быстро придумал!»; «Хорошо, что ты вовремя пришел мне на помощь!» Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он де¬лает правильно, где допускает ошибки.
Можно видеть, что на втором этапе активность взрослого не¬сколько снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации идей детей. Родителю важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить темы проектирования.
На третьем творческом этапе развития проектной деятельности у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием.
Будем рады, если данные рекомендации помогут осваивать новую деятельность Вам и Вашим малышам.
 
 
 
Категория: Методика разработки творческих проектов | Добавил: Админ | Теги: проектирование в детском саду, детские проеекты, детско-родительские проекты
Просмотров: 1618 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Меню сайта


Форма входа


Какие ценности вы считаете приоритетными в воспитании детей?
Всего ответов: 79
Наши друзья




Педагогический 
интернет-клуб





Приобщение 
к славянской культуре

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог Детских Центров России.