№
|
Эмоции и желания родителя
|
Эмоции и желания ребенка
|
Способ подкрепления, соответствующий смыслу ситуации для обоих
|
1
|
Раздражение в ответ на действия ребенка
|
Ребенку требуется просто... ваше внимание. Поэтому
ребенку все равно, какое оно: положительное или отрицательное.
|
Нужно действовать молча: подойти, погладить,
обнять, поцеловать. Прижать к себе, посадить на колени. Играть в «пряталки» и
«появлялки». Если нет времени, играть в «пожималки»: держите за руку и
общайтесь через пожимания, но не озвучивайте их. Обязательно сделайте эту
игру вашим секретом с ребенком. Это восстанавливает чувство доверия и
безопасности. «Я загадаю про тебя хорошее слово – угадай, какое» - еще одна
игра.
|
Учите заменять фразы типа «Я не могу» на фразу «Я
не хочу», «Мне надо» - на «Я хочу», «Я боюсь, что…» на «Я хотел бы…».
Потренируйтесь вместе, обсуждая события, которые случились с ребенком в
течение дня. Ребенок «вернется» к своему «Я», почувствует уверенность в себе.
|
Если ребенок будет вести себя вызывающе, то молча и
решительно прервать его действие, заглянув в глаза и твердо сказав: "Не
нужно этого делать! Я рядом с тобой".
|
2
|
Поведение ребенка вызывает злость и гнев, желание
заставить ребенка что-то сделать
|
Ребенок ведет себя так потому, что он борется за
зону влияния.
|
В
свободное время поиграть в «шумелки» и «молчалки». Другой вариант –
«хваталки» и «бросалки». Поиграть в «злых собак» и т.д. – с угрозами и
нагнетанием страхов, но в шутливой форме. Поменяться ролями несколько раз.
Профилактика неврозов, связанных с невозможностью самоутвердиться.
|
Ребенку
нужно дать возможность почувствовать себя самостоятельным и самоутвердиться.
Для этого не нужно ввязываться в ссору - надо посмотреть ему в глаза и дать
понять, что вы его любите, но делать так не позволите. Предложите
альтернативу негативному поведению. «Мне не нравится, что … (описание
проблемной ситуации в безличной форме, например: «сестры дерутся»), поэтому
можно вместо … сделать так: … или …».
|
Перестаньте
напоминать, что ребенок все время чего-то должен вам или другим. Вместо этого
говорите – «можешь сделать так или так» или «что ты предпочитаешь» -
спрашивайте, к чему он стремится.
|
3
|
Ребенок ведет себя так, что педагогу становится не
просто стыдно перед другими, а обидно, появляется желание свести счеты с
ребенком
|
Ребенок обижен - мстит взрослому за свою боль.
|
Нужно
воздержаться от наказания и дать возможность выразить ребенку негативные
эмоции и чувства в социально приемлемой форме (дать побить подушку, разорвать
на мелкие кусочки газету и т.д.).
|
Нужно
дать структурировать свои эмоции. Например, вылепить свои «Я есть», «Я хочу»,
«Я умею», «Я должен», «Я мальчик или девочка» из пластилина или соленого
теста – и из них вместе слепить картину – Себя. В виде сказочного города.
Придумать про него серию сказок о том, какая беда в нем случилась и как была
решена.
|
Если
при этом в реальной проблемной ситуации найти консенсус затруднительно, то
просите встать на вашу точку зрения и придумать самому вариант выхода из нее,
удобный для ребенка. Он сам отреагирует свои чувства, отыгрывая роль – свою и
вашу – в одном лице. И сам даст подсказку, благодаря которой можно найти
вариант решения ситуации.
|
4
|
Взрослый чувствует желание пожалеть или уговорить
на фоне чувства отчаяния
|
Ребенок ведет себя как отверженный, демонстрирует
свою беспомощность и желание остаться в одиночестве. И очень жалеет себя.
|
Здесь нужно показать ребенку его ценность и
значимость в каком-то деле, научить его не сдаваться и прислушиваться к внутреннему
голосу или Ангела-хранителя. Чаще хвалить – не менее 10-15 раз в день. Даже
за то, что он старается, но у него не получается.
|
Надо чаще спрашивать ребенка, что с ним случилось
сегодня, играть «в поиски радости» и узнавать, чему он научился, и отмечать
малейшие достижения. Вместе работать над заменой слов: «У меня ничего не
получится» на «Я справлюсь, потому что меня любят». «Даже если … (проблема),
я все равно что-нибудь придумаю».
|
Завести 2 баночки: «Я справился» и «Я не справился»
– и собирать в них шарики в течение недели. Потом сравнить. Можно завести
карту достижений: на гору карабкается альпинист – и отмечать его шаги вверх.
В конце устроить праздник.
|