Академия родителей. Академия родительства

Четверг, 18.04.2024, 22:15

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Игровой практикум для родителей » Организация игровых ситуаций

Как приобщить ребенка к игре в шахматы.
Позднякова Лилия Александровна группа 11/375зд

Как приобщить ребенка к игре в шахматы.
(Один из методов обучения детей игре в шахматы).
«Шахматы – нечто большее, чем просто игра.
Это интеллектуальное времяпрепровождение,
в котором есть определённые художественные
свойства и много элементов научного. Для
умственной работы шахматы значат то же, что
спорт для физического совершенствования:
приятный путь упражнения и развития отдельных
свойств человеческой натуры…»
Рауль Капабланка.
Известно, что игра в шахматы развивает память, внимание и сообразительность, а также учит мыслить нестандартно. Иногда дети бывают настолько робки, что боятся принимать какие-либо решения. В шахматах практически каждый ход – это решение. Игра в шахматы расширяет кругозор, учит думать, обобщать предвидеть результаты своей деятельности. У ребенка вырабатывается выдержка, сила воли, усидчивость, внимательность, собранность. Становится самокритичнее, не унывать при неудачах. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивних детей.
Знаменитый советский педагог В. А. Сухомлинский, считал, что «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти». Так что лучшей тренировки придумать и нельзя. Одним словом для раннего развития ребенка шахматы очень полезны.

2.1. Вначале была сказка.
На первых порах мама и папа оказывают большое влияние на ребенка в приобщении его к игре и могут выступить в роли учителя. В нашем обществе принято обучать детей игре в шахматы в возрасте 5 лет. Однако, как показывает практика, более успешными оказываются дети, которые приобщались к игре в раннем возрасте. Просто изобретательные родители догадались заменить обычные игрушки шахматными фигурками и попробовали сочинить про них интересные истории. Стоит только начать: «Жила-была королева по имени Ферзь…» И вот уже ребенок запомнил название одной фигуры. Важно подчеркнуть её характер, который должен соответствовать иерархии, принятой в шахматах – умна, хитра, она может ходить куда хочет. Король же наоборот, слишком важничает, ссылаясь на то, что у него много дел, поэтому ходит мало и недалеко. Чаще всего он прячется от своих врагов и думает, как охранять границы собственного государства. Ладья, слон и конь – главные слуги короля. В подчинении у всех есть верные солдаты – пешки. Они хорошие разведчики.
Разумеется, всю информацию не стоит обрушивать на малыша в один присест, а непосредственно игре отводится не больше 3- 10 мин. Затем шахматы лучше убрать и вернуться к обычным игрушкам. Психологически очень важно уловить, когда шахматная фигурка еще не надоела, и у малыша остался интерес. В этом случае можно быть уверенным, что кроха с нетерпением станет ждать, когда же с ним опять поиграют в шахматы.

2.2. Тестируем способности.
Если ребенок уже знает названия фигур, можно притупить к игре на доске. Но сначала небольшая проверка. Выясните его способность концентрировать внимание, так как далеко не каждый малыш способен провести за шахматной доской даже 5 минут, не отвлекаясь. Предложите ему легкое задание: провести линию, которая соединяет одинаковые домики; закончить недорисованный круг или квадрат. Если ребенок старается выполнить задание, значит, у него высокие шансы на успех.
А если кроха не готов? Вероятно, стоит подождать, пока он подрастет. Или обратится к специалисту, которые умеют развивать способности концентрироваться. Или поменять задание которое должно быть более игровым.

2.3. Гуляем по доске.
Ребенок познакомился со всеми фигурами, пора изучать, как они ходят по доске. Чтобы было легче «бегать» глазками по доске, постарайтесь выбрать небольшую доску, размером примерно 30х40 см. Сторона каждой клетки не должна превышать 2,5 см.
До сих пор малыш играл просто с фигурками, как с игрушками, водя их на прогулку по обеденному столу, ковру или дивану. Теперь же он узнает, что на шахматной доске каждая фигура ходит особым образом. Существуют определенные правила, которые выдумал чародей или волшебник (т.к. с ними не поспоришь). Поиграйте «в запоминайку», чтобы ребенок быстрее усвоил правила, тренировка памяти и внимание. Важно, чтобы малыш чувствовал, что вам тоже интересно играть. Через 1-2 недели, когда ребенок познакомится со всеми фигурами, вы сможете потренировать логическое и пространственное мышление. Расставьте фигуры, объясните, как вы запомнили их расположение. На деле все очень просто, ведь они стоят по углам, по горизонтали, вертикали или диагонали. Заодно введете в лексикон эти понятия. Кроха поймет, что с помощью логики запомнить проще и быстрее.
Заниматься ежедневно необязательно. Но через 2-3 дня предложите ребенку научить робота или куклу ходить также как ладья. Ребенок проверит свои знания. Продемонстрируйте свои достижения дедушке или другу, пусть тоже порадуются. Последовательность изучения движений фигур должна быть такой: ладья, пешка, слон, король, ферзь, конь обязательно должен быть последний, поскольку для усвоения его движений ребенку осознать сложнее. Надо иметь хорошо развитое пространственное представление.

2.4. Отправим пешку на каникулы.
Если ваш ребенок добр по натуре, он может отказаться «съедать» шахматные фигуры, то остается придумать новое понятие – отправим фигуру на отдых или в гости к хорошим людям.
Объяснить что такое шах и мат, тоже можно с помощью занимательной истории. Шахматы должны заговорить. Когда надо напасть на короля, то фигура с большим почтением и вежливо предупреждает о своем намерении. Поэтому король благодарит и уходит, а если уйти некуда и король понял, что спрятаться негде, то объявляется мат.

2.5. Тренируем счет в уме.
Благодаря шахматам легко упражнять счет в уме. Поставьте на доску ладью, слона и две пешки. Надо догадаться, кто быстрее их «съест». Сначала малыш посчитает все в уме, затем все надо проверить. Постепенно увеличивайте количество фигур, на доске усложняя задачу. Внимание! Количество фигур с каждой стороны не должно быть больше 6. Вполне достаточно, чтобы освоить игру и при этом не устать.
Категория: Организация игровых ситуаций | Добавил: ЛилияПозднякова (13.11.2012) | Автор: Позднякова Лилия E
Просмотров: 740 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Меню сайта


Форма входа


Какие ценности вы считаете приоритетными в воспитании детей?
Всего ответов: 79
Наши друзья




Педагогический 
интернет-клуб





Приобщение 
к славянской культуре

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог Детских Центров России.