Потешки и пестушки – это
элементы фольклора, которые сопровождают семью на стадии появления ребенка,
формирования семейного уклада, связанного с его воспитанием, формированием
образа себя и мира в процессе приобщения к национальной и общечеловеческой
культуре. Это самые первые средства воспитания детей и организации
детско-родительского досуга.
Это не всегда понимают взрослые, но необходимо
заметить, что современные родители уделяют этому очень большое внимание:
практически на всех сайтах и форумах, связанных с обсуждением вопросов
воспитания и обучения, организации общения и детско-родительского досуга,
поднимаются проблемы повышения компетентности родителей в данной области. Так,
на сайтах «Педагогического интернет-клуба» и «Одноклассники», которые курируют
работу Родительской академии в Интернете, эта тема – одна из самых популярных[1].
·Как вы относитесь к потешкам и
пестушкам? Как оцениваете их роль в общении с детьми и их воспитании? Откуда их
знаете? Когда применяете? Что больше всего нравится ребенку?
·Ребенку необходима материнская ласка,
тепло, нежность, общение. С помощью пестушек обеспечиваю все это одновременно. Коротенькие
и простенькие стишки, которые сопровождаются ласковыми прикосновениями, очень
хорошо воспринимаются любыми детьми. Сколько раз замечала это на своей дочери и
на других детках! Заплачет - только скажи тихонько: «Не плачь, не плачь, купи
калач!» - он затихает и ждет, что будет дальше.
Не плач, не
плач, куплю калач,
Не плач,
дорогой, куплю другой,
Не плач, не
кричи, куплю тебе три!
·Когда дочка родилась, я купила книжку
с потешками и пестушками. Конечно, я использовала не все, а только те, что мне
нравились. Наш "хит":
Ай-ду-ду,
ду-ду, ду-ду!
На зеленом на
лугу,
На зеленом на
лугу -
Потерял
пастух дуду.
Коза дудочку
нашла,
Коза по полю
пошла.
Стала в
дудочку играть,
А два
борова – плясать!
·Лучшие образцы фольклора помогают
родителям сделать свое общение с ребенком более насыщенным в эмоциональном и
эстетическом плане. Однако сегодня они почти не используются в общении с малышом
– очень жаль! Ведь народная педагогика выработала свои традиционные фольклорные
жанры для самых маленьких. Все они незатейливы по содержанию и просты по форме,
однако таят в себе немалые эстетические и дидактические (от греч. didaktikуs -
поучающий) достоинства. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся
звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно
заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь
в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для
активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные
действия, внимание, реакция на слова. Например, грудного малыша ласкают так:
Любашечка, Дорогашечка,
Дороганно мое, Серебряно мое,
Золотиночка, Дорогиночка!
По этому поводу могу посоветовать
обратиться к следующим сайтам:
http://www.7ya.ru/baby/ladushki-all.asp
- здесь собрано очень много разных
пестушек и потешек.
Игры на коленях у
взрослого
Есть целая серия игр-потешек, когда
ребенок сидит на коленях у взрослого и «подпрыгивает» на них в ритм текста:
Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку
пошел, Молодичку нашел
Молодиченька
Невеличенька –
Сама с
вершок, Голова с горшок!
·
А у меня есть такой вариант:
Мы варили
суп-суп
Из перловых
круп-круп,
Получилась
каша
То-то горе
наше!
Замесили
тесто, а оно ни с места.
Замесили на
дрожжах -
Не
удержишь на вожжах!
·
А это – современный вариант:
Жил-был
зайчик,
Длинные ушки.
Отморозил
зайчик
Носик на
опушке.
Отморозил
носик,
Отморозил
хвостик
И поехал
греться
К ребятишкам
в гости.
Там тепло и
славно,
Волка нет.
И дают морковку
на обед.
·
Давайте вспомним и классику?
Ладушки,
ладушки! – взрослый руками ребенка
хлопает в ладоши.
Где были? – разводит его ручки в стороны.
У бабушки! – обхватывает ручками щеки взрослого.
Что ели? – разводит руки в стороны.
Кашку! – хлопок в ладоши.
Что пили? – разводит руки в стороны.
Бражку! – хлопок в ладоши.
Кашка
масленька,
Бражка
сладенька,
Бабушка
добренька! – взрослый руками ребенка
хлопает в ладоши.
Попили,
поели,
Домой
полетели, - взрослый разводит руки
ребенка в стороны и машет ими.
На головку
сели, - приводит руки к головке, кладет
ладоши на голову.
«Ладушки» -
запели.
[1] В
тексте, набранном курсивом, приведены отрывки из соответствующих родительских и
педагогических форумов в Интернете (на сайтах «Педагогического интернет-клуба»
и «Одноклассники»). При этом сохранены стиль, орфография и пунктуация
оригинальных текстов.
Развивающие игры с ребенком • Можно еще с детишками (которые уже постарше) под стишки показывать различные движения по тексту. Так и общую моторику развиваем, и стихи лучше запоминаются. Дочке моей очень нравилось! Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы! Глазки смелые, Зубки белые! • Можно и так поиграть: Ай-ду-ду, ду-ду, ду-ду Сидит ворон на дубу, Он играет во трубу, Во серебряную! Еще один вариант совместной игры и движений: Улитка, улитка Покажи рога - Дам тебе пирога! Пышки, ватрушки, Сладкой лепешки - Ну, высуни рожки! • А мы играем так с сыночком: Жили-были зайчики На лесной опушке, Жили-были зайчики В серенькой избушке. Мыли свои ушки, Мыли свои лапочки! Обувались зайчики - Надевали тапочки. • А эту игру он просто обожает: Мы - отважные пилоты, Это наши самолеты – Два крыла (махнуть ручками), Одна кабина (качнуть головой), Сзади мощная турбина (качнуть попой). Разбежались и взлетели - полетели, полетели. Там внизу остался дом - мы ему махнем крылом! Выше облака и тучи, выше-выше, круче-круче! По воздушным ямкам (ныряем по воздуху) – Пристегните лямки! • Про самолёты - просто «класс»!
Сами кушаем … Погляди: к твоей тарелке Из лесов сбежались белки! Съели булку, съели кашу - И глядят на дочку нашу! С аппетитом белки ели И Полюшеньке (Наташеньке, ...) велели. (или: И всё Насте (Пете,...) съесть велели!) Доченька послушала - И всю кашку... скушала!
Первые шаги • Когда дитя начинает становиться на ножки, мать, поддерживая его припевает: Дыбок, дыбок, Дыбок, дыбок Завтра годок! Целый годок! • А моему сынуле нравились эти стишки: Большие ноги Шли по дороге: То-о-оп, то-о-оп, то-о-оп! Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Купание • В байне моешь ребеночка, распаришь и на колени себе его ложишь. И вот скажешь: Ручки - грабульки! Ножки – ходульки! – и начинаешь ручку с ножкой сводить, потом стягивать другую ручку с ножкой, разомнешь его так. А растираешь со словами: Моется, парится, спать собирается - На сон, на спокой, на счастье, на здравие, Ему спать по ночам, Расти по часам! Выкупавши дитя, его обдают водою, приговаривая: Вода текучая, Дитя растучее, С гуся вода, С тебя худоба. Вода книзу, А дитя кверху! • Немного "классики": Водичка-водичка, умой мое личико! Чтобы щечки краснели! Чтобы глазки блестели! Чтоб смеялся роток! Чтоб кусался зубок!!! (это для умывания) • Перед купанием мы играемся так: Шла купаться черепаха И кусала всех со страха: Кусь, кусь, кусь, Кусь-кусь-кусь! Никого я не боюсь!
Я шепчу почти неслышно: "Я люблю тебя, малышка! Каждый пальчик сладкий твой, Носик кнопочкой смешной, Он чихает, как большой! Будь здоров, мой золотой!"
Пробуждение • Для малышей есть такая приговорка: Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко! Ждут тебя детки, Ждут малолетки! • Для ребенка постарше: Кто-кто в этом доме живет? Кто-кто вместе с солнцем встает? Это Васенька проснулся – Маме с папой улыбнулся, И, откинув одеяло, Вдруг сам на ножки встал! Здравствуй, солнышко, Колоколнышко! (это рано утречком) • А у нас такая … ПРОСЫПАЛОЧКА: Вот и мой сладкий Проснулся в кроватке! Дом тебя встречает, Птички напевают, Солнышко голубит, А мама - просто любит! К ней есть и … ЗАСЫПАЛОЧКА: Раз, два, три, четыре, пять! Мама с Полей (Катей, Мишей...) будут спать. Раз, два, три, четыре! Стало тихо вдруг в квартире. Раз, два, три! Ничего не говори. Раз, два! На подушке голова... Закрываются глаза и... Раз! Сладкие сны для нас...
Игры в люльке • "С внучечкой я играла. Подойду к люльке, она маленькая лежит, ждет, когда я ей носик нажму. Вот я двумя пальцами быстро-быстро так перебираю ей по животику, по грудке, по подбородочку: Два пожарничка бежали, Эту кнопочку нажали, Пип! – И нажимаю на носик. Когда так делаешь, внучечке приятно, и она улыбается" . • "Когда распеленаешь малышоночка, тянешь голосом: "Потягу-ушечки" – начинаешь гладить ладонью вдоль его тельца. "Подрасту-ушечки" – тельце вот этак сожмешь комочком, распрямишь и опять проводишь по нему ладонью, все вдоль гладишь, вот так за бочка обоймешь, за подмышечки, ему щекотно, он и смеется. И ножки разглаживаешь, чтоб пряменькие были: Потягу-ушечки, Да расту-ушечки! Растянитесь, ножки, Вырастайте, ножки, Да побегу-ушечки – Не кривы, а прямы!» Положишь малышонка на животик, он головку вверх загибает, что-то там лепетает. Вот разглаживаешь ему спинку, ножки легонько трешь, говоришь: Расти большой, будь хорошой, Маму слушай, будь послушный! Он, маленький, воркует, довольный. Его на спинку перевернешь, он тянется, ручками, ножками буртыхается. Когда ребенок потягивается, его легонько гладят по животу и членам, приговаривая: Потягунушки, Порастанушки, А в ножки ходунушки, А в роток говорок, А в головку разумок!