Академия родителей. Академия родительства

Пятница, 19.04.2024, 01:44

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Играя, обучаюсь! » Математическая игровая среда

Как создать математические ситуации в игровой среде?

Математическая предметно-развивающая и игровая среда

 

На ковре и на диване, в уголке конструктивных игр время от времени родителями могут моделироваться разнообразные ситуации для математических игр с образными игрушками. Они создают мотивацию к освоению детьми математических представлений и формирования соответствующих умений и навыков. Например, в отобразительных играх с математическим содержанием выделяются следующие тематические сюжеты:

·        «Кукла Маша ходит» (большие и маленькие шаги),

·        «Кот и мыши» (много и один),

·        «Одень куклу Полину» (количество одежды),

·        «Катаем машины по дорожке» (широкая и узкая дорожка),

·        «Катаем в машине зверей» (много, мало, ни одного),

·        «Курица и цыплята» (количество, величина),

·        «Идем с куклами в лес по ягоды» (пространственная ориентировка, временные представления).

Образные игрушки лучше подбирать разной величины и так, чтобы они отражали подлинные различия между животными, что позволяет формировать у детей представления об абсолютной и относительной величине.

Игрушки целесообразно располагать на удалении друг от друга, в разных местах комнаты: в одном месте можно устроить кукольную квартиру, где будут сосредоточены все необходимые предметы для игр «Дочки-матери», «Семья», в другом – гараж для машин, в третьем – дом (уголок) для животных, в четвертом – все для строительства. Количество игрушек для каждой игры должно быть не менее двух, чтобы можно было проводить сравнение на одноименном материале по величине, количеству, форме. Наличие определенного количества игрушек одного и того же наименования позволяет обучать и пространственной ориентировке (близко-далеко, рядом, около, между), формировать представления об относительности и транзитивности величины.

Например, в кукольном уголке, который оформляется в виде мини-квартиры со всеми необходимыми для этого атрибутами, могут быть сосредоточены различные предметы: посуда, одежда, мебель и т.п. Количество этих предметов ребенок и его друзья соотносят между собой в процессе игры в соответствии с ее содержанием. Так, тарелки, ложки, куклы методом приложения подбираются друг к другу для выполнения основной игровой цели: накормить кукол обедом. Для одевания куклы на прогулку дети должны из множества одежды (четыре варежки, две пары сапог, два пальто, три шарфика, две шапочки) выбрать столько, сколько нужно для одной куклы. Очень удобно пересекать такие математические задания с заданиями на формирование наглядно-образного и образно-логического мышления в ходе конструирования. Для этого в комнате выставляются строительные материалы, конструкторы «Лего», тематические конструкторы и наборы, с помощью которых у ребенка формируются геометрические, количественные, пространственные и величинные представления.

В ходе игр и игровых упражнений с ребенком по закреплению сформированных математических представлений целесообразно использовать прямоугольные доски из пластика, фанеры и т.п. форматом листа А2. Такой лист-подкладка легко переносится на стол, может располагаться на полу, на коленях у ребенка и удобен для выполнения заданий, связанных со счетом, пространственной ориентировкой на листе бумаги. На стенах такого математического уголка можно развесить панно из ковролина, цветной клеенки и др. современного материала, к которому достаточно легко прикрепляются цифры, различные картинки (счетный материал), геометрические фигуры и т.п. Весь этот материал выполнен на липкой основе и хранится в специальном шкафу (полке). Там же хранится специальный дидактический материал для математического развития. Это различные дидактические игрушки: матрешки, чашечки-вкладыши, пирамидки, счетные полоски, мелкий счетный материал. К нему относятся:

грибки, елочки, кубики, шарики, овощи, фрукты, белочки, птички и т.п.;

наборы полосок, разных по длине, лент и полосок, разных по ширине;

объемные и плоскостные модели домов и елок различной величины;

картинки с изображением времен года, частей суток;

наборы цифр от 1 до 10;

карточки с изображением разного количества предметов,

наборы геометрических фигур;

муляжи овощей и фруктов натурального размера из пластмассы или папье-маше, разновеликие плетеные и пластмассовые корзинки;

мячи разных размеров и цветов, различные по тяжести;

гирлянды и бусы разной величины и цвета (например, одной формы, одинакового размера, но разного цвета или двух форм, разного размера и одного цвета и т.п.);

коробки-вкладыши разных размеров, бочки-вкладыши, коробки и ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических форм;

игрушки со съемными деталями, прищепки и основа для них (контур елки, круг-солнце, основа для туловища бабочки, корзинка и др.).

По мере ознакомления детей с этим материалом он предлагается ребенку для самостоятельных игр: «Цветные шары», «Цветные кубики», «Цвет и форма», «Шарики и воротики», «Чудесный мешочек», «Бабочки и цветы», «Листья и божьи коровки», «Домино», «Раз, два, три – сосчитай», «Помоги Оле», «Матрешки», «Где чей домик?», «Почтовый ящик», «На что похоже эта фигура?», «Времена года», «Изо дня в день», «Блоки Дьенеше», «Палочки Кюинзенера» и др. Кроме того, в комнате может быть выделен уголок для автодидактического материала М.Монтессори: «Розовая башня», «Коричневая лестница», «Красные штанги», «Блоки с цилиндрами-вкладышами», «Цветные цилиндры», «Геометрический комод», «Конструктивные треугольники, «Геометрические тела», «Тяжелые таблички», «Металлические (пластмассовые вкладыши)». Эти материалы конструктивную среду по мере того, как они осваиваются ребенком в совместной деятельности со взрослыми, «презентуются», по определению М.Монтессори, детям.

 

Категория: Математическая игровая среда | Добавил: Админ (24.12.2011)
Просмотров: 684 | Комментарии: 3 | Теги: предметно-игровая среда, игровые ситуации, обучение математике, предметно-развивающая среда | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Меню сайта


Форма входа


Как вы относитесь к духовно-нравственному воспитанию детей
Всего ответов: 35
Наши друзья




Педагогический 
интернет-клуб





Приобщение 
к славянской культуре

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог Детских Центров России.