Игрушки для детей третьего года жизни
· Достаточно, если у ребенка будет 2-3 разные
куклы: тряпичные (высота – до 30
см); пластиковые; кукла-голыш с набором простой одежды
(с большими пуговицами или липучками); маленькие «пупсики» в разных позах.
· Кукольная утварь, соответствующая размерам
кукол: набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки и пр.); коляска, мебель
и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик, стол); «предметы
гигиены» для кукол – расчески, щетки, мыло и пр.; «продукты питания» – наборы
овощей, фруктов. Наряду с реалистическими игрушками, для детской игры нужны
предметы неопределенного назначения, способные стать предметами-заместителями.
Например, шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани
или поролона и пр.
· Крупногабаритные, условные по образу игрушки:
конь на полчке, лошадка-скамейка и др.
· Игрушечные животные – маленькие и средних
размеров с реалистичной, достоверной и выразительной внешностью. Атрибуты для
разыгрывания сюжетов с ними. Например:
Помоги Ёжику собрать грибы
Цель: Различать цвета, знакомить с названием цветов, развитие мелкой
моторики.
Оборудование: Ёж, грибы на липучке, картинки с
нарисованными грибами (шляпки у них красные, желтые и оранжевые)
Ход игры:
1.
Орг. момент.
Родитель спрашивает, что растёт в
лесу (деревья, ягоды, грибы), какие животные собирают грибы (белочка, ёж).
2.
Работа по теме.
К ребенку приходит Ёж, он просит помочь ему
собрать грибы.
1
вариант: Родитель показывает ребёнку картинку с изображением гриба и
говорит, что ребёнок должен собрать все грибы такого цвета, какого цвета шляпка
на картинке нарисована.
2
вариант: Родитель просит детей собрать грибы только те, у кого красная
шляпка, жёлтая шляпка (т.е. по словесной инструкции).
3.
Итог игры.
Оценка деятельности
ребёнка.
Ёж благодарит ребёнка,
что он помог ему собрать грибы. Родитель поощряет малыша: «Смотрите, сколько
собрал Ёж грибов, давайте скажем, какого цвета они» (ребёнок называет цвет).
Можно посчитать, каких грибов больше: красных, жёлтых, оранжевых.
· Динамические игрушки и различные машинки, разноцветные паровозики.
Эти игрушки очень удобно использовать для оживления дидактических игр с
малышами.
Разноцветные поезда
Цель: Различение цвета, развитие мелкой моторики.
Оборудование: 2 поезда, 2 цветных вагона.
Ход игры:
1.
Орг. момент.
Родитель говорит: Чух-чух-чух – вот поезд наш едет,
Колёса стучат – чух – чух – чух.
(демонстрация поезда с вагоном).
2.
Работа по теме.
Рассматривание поезда, вагона: «Это поезд. А это вагон. У
поезда есть колёса, окна. Поезд красного цвета, а вагон - какого цвета?
(красного). Поезд и вагон одного цвета. Одинаково». Потом родитель отцепляет
вагон от поезда, даёт другой поезд и вагон. Просит ребёнка прикрепить вагон к
поезду: «Собери одинаково. Одного цвета должен быть вагон и поезд».
3.
Итог игры.
Родитель обращает внимание, что один поезд красного цвета и
вагон красного цвета – «одинаково». Другой поезд синего цвета и вагон синего
цвета – «одинаково».
· Матрешки, пирамидки, кубики и простейшие
конструкторы (деревянный и пластмассовый), коробочки форм и вкладыши,
коврики-трансформеры.
· Игрушки-забавы (заводные игрушки и
народные игрушки-дергунчики) и музыкальные игрушки (образные игрушки со
звучащими кнопками, металлофон, дудочка, бубен, пианино, барабан и др.)
· Игрушки-орудия (совочки, лопаточки,
молоточки, грабли и т.д.), соразмерные руке ребенка, черпачки, сачки и формочки
для игр с песком и водой, снегом, мячи.
Остановимся подробнее на
некоторых играх с мячом, которые можно порекомендовать родителям (они были
предложены Анной Сисявиной для членов Родительской академии в интернете).
«Скати с горочки»
Цель игры: учить ребенка
действовать с мелкими предметами: переносить их, складывать, прокатывать,
ловить
Для этой игры понадобятся:
1) любые предметы шарообразной формы
(диаметром 3-8 см),
которые вы найдете у себя в квартире: различные мячи – для большого тенниса,
резиновые, пластмассовые; шарики для настольного тенниса, шарики от сломанных
погремушек, шарики из скомканной бумаги и т.п.;
2) гладильная доска, закрепив один
конец которой на стуле, вы создадите дома прекрасные условия для скатывания и
ловли.
Содержание игры. Один скатывает предмет с горки,
второй ловит их и складывает в коробочку. Потом меняются.
Можно все сопровождать
стихотворением:
Шарик с горки покатился
И в коробке очутился.
Мы с тобой его возьмем
И на горку принесем. «Мячи в корзине»
Цель игры: развивать глазомер, ловкость,
координацию движений при метании в горизонтальную цель.
Для этой игры вам понадобятся любые
маленькие мячи (от большого тенниса, резиновые, мягкие из разных материалов)
или бумажные шары из скомканной бумаги. В качестве горизонтальной цели лучше
использовать корзину большого диаметра (высокий таз или обклеенную цветной
бумагой большую коробку), чтобы бросаемые мячи могли в них задерживаться.
Содержание. Поставьте корзину (таз, коробку) на пол и на расстоянии 60–150 см от нее
по кругу разложите 4–5 цветных кружочков или выложите круг из длинного шнура.
Встав у обозначенного места (цветной кружок, шнур), покажите малышу, как можно
забросить мячи в корзину.
«Брось в речку»
Цель игры: учить ребенка
метанию вдаль разными руками.
На одной стороне комнаты мама кладет
на пол цветные кружочки (шнур, приклеивает полоску пластыря) – это «берег». В
2–3 метрах от берега расстилает простынь (большую пеленку, покрывало или
какую-нибудь ткань), желательно голубоватого оттенка – это «речка». Для метания
лучше использовать бумажные шары из скомканной бумаги (они меньше отскакивают
от пола, чем упругие мячи) – это «камушки».
Содержание. Ребенок становится на круг или в любом месте около шнура. Мама кладет
перед ним на пол коробочку с 4–6 мячами и встает напротив ребенка с
другой стороны корзины, чтобы малыш видел ее движения, которые она сопровождает
словами:
Мяч
одной рукой возьмем (наклоняются и берут по одному мячу).
И
к плечу поднимем (поднимают руку с мячом
вверх к плечу).
На
корзину поглядим (смотрят на корзину).
Мяч
в корзину кинем (бросают мяч в корзину одной рукой).
Сначала ребенок бросает мячи правой, а потом левой рукой (по 2–3
шт. каждой). Затем мама с малышом собирают брошенные мячи в свои коробочки, и
игра повторяется. Затем мама предлагает достать «камушки» из «речки». Пусть ребенок
залезет в «речку» и побарахтается в ней: лежа на животе или на спине подрыгает
руками и ногами, изображая купание, перекатывается с боку на бок и т.п. Собрав
«камушки» и вернувшись на «берег», вы сможете повторить игру.
Данный
конспект разработан С.Ю.Танцюрой для организации развивающего взаимодействия
родителя и ребенка в лекотеке или в условиях домашнего обучения.
|