Важнейшим средством влияния на воспитание ребенка в семье является
личный пример родителей. Его воспитательное значение основывается на
присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных
знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям.
Недаром говорят: дети – зеркало родителей. Уже первая короткая встреча
позволяет составить впечатление о ребенке, как о воспитанном или
невоспитанном по тому, как он держит себя, вступает в разговор со
взрослыми, подтянут или неряшлив, сдержан или развязен. Если ребенок не
умеет вежливо обратиться с вопросом, не знает, как приветствовать
старших, не в меру многоречив, то такой ребенок производит неприятное
впечатление. Родители должны понимать, насколько важно учить ребенка
вести себя сдержанно, соблюдая общепринятые нормы поведения. Будьте в
присутствии детей вежливыми, чуткими, деликатными, не позволяйте себе
говорить о ком-либо плохо. Это необходимые условия для того, чтобы ваши
дети не выросли черствыми, грубыми, дерзкими .
Будьте терпеливы. Научитесь сдерживаться, не реагируйте мгновенно
на дурное поведение ребенка. Привычка к окрику сильна и опасна. Крик как
бы дает разрядку напряжения, доставляет кажущееся облегчение, создает
видимость воздействия. И все дурное, что проявляется в крике –
раздражительность, грубость, жестокость, вызывает у детей отрицательную
реакцию, обижает, ранит, мешает по-настоящему понять, в чем же они в
данном случае провинились. Нельзя внушать, вдалбливать ребенку «будь
добрым» и при этом бить его. При мягком обращении, как и при строгом,
можно воспитать послушного ребенка, если ваше воспитание основано на
уважении к его личности. Мягкость тогда даст положительный результат,
когда родители не побоятся проявить твердость в тех вопросах, которые
они считают особо важными. Если ребенок не сможет полюбить людей, то
невозможно будет научить его даже поверхностным манерам.
В воспитании лучше лишний раз поощрить, чем наказать. Для родителей
свой ребенок – самый лучший, самый дорогой. И в этих несколько
завышенных оценках заложен самой природой великий смысл. Такого рода
оценки создают обстановку защищенности ребенка в своей семье. Речь идет
не о родительском всепрощении. Полная свобода и безнаказанность приводит
ребят к совершению аморальных поступков, рождает жестокость. Ребенок не
может совершить аморальный поступок, если изо дня в день всем укладом
жизни ему внушаются нравственные нормы: «Лучше отдать свое, чем взять
чужое! Нет большей радости, чем сделать доброе дело для другого!»
Культура поведения ребенка проявляется не только в умении
здороваться, прощаться, извиняться, благодарить, но и в способности быть
доброжелательным, общительным, с уважением относиться к окружающим.
Итак, ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если Вы, уважаемые родители, ведете себя:
• Деликатно по отношению ко всем окружающим.
• Не оскорбляете человеческого достоинства своего ребенка, не
кричите на него, не говорите при нем грубых слов и ни в коем случае не
применяете в виде воспитательной меры физические наказания.
• Не делаете бесконечные замечания по пустякам, а, где только возможно, поощряете самостоятельность ребенка.
• Предъявляя ребенку какие-либо требования, предъявляете их и себе.
• Уважаете достоинство маленького человека, исключив слова: «Ты еще маленький», «Тебе еще рано».
• Не забываете говорить ребенку «пожалуйста», «спокойной ночи», «спасибо за помощь», а также часто используете похвалу.
• Правила культурного поведения прививаете детям систематически, а не от случая к случаю.
«Вежливый» в толковом словаре русского языка определяется как соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый. Вежливость - одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому мы стараемся привить ребенку вежливость с самых ранних лет. Некоторые дети легко усваивают эти нормы, а некоторым это дается с трудом Одно из проявлений невежливости у детей, неуважения к другим это ситуация в которой ребенок перебивает взрослых во время разговора. Необходимо знать, что, когда ребенок перебивает взрослого, влезает в разговор без спроса, это может означать, что он: • не умеет слушать; • проявляет агрессию по отношению к тому, кого он перебил; • хочет обратить на себя внимание, к которому привык, являясь центром семейной вселенной; • не обладает достаточным запасом терпения; • недополучает родительского внимания. Совет «Как научить ребенка не перебивать взрослых» 1. Заранее договоритесь с ребенком о том, чтобы, когда к вам придет гость, и вы будете с ним разговаривать, малыш, например, поиграет один в своей комнате. Объясните, что сейчас вы заняты. Попросите запомнить то, что ребенок хочет вам сказать, с тем, чтобы выслушать его тогда, когда закончите разговор с гостем. Попросите ребенка нарисовать, написать то, что он хочет вам сказать. 2. Не используйте такие фразы, как: «Ты перебил меня!», «Нехорошо перебивать взрослых», «Только плохие мальчики/девочки так делают» и т. п. З. Научите вежливым способам прерывания разговора: фраза «Извините, пожалуйста, за то, что я вынужден прервать вас!» может стать поистине волшебной. 4. Показывайте пример для ребенка и не влезайте в чужой разговор без необходимости. 5. Учитывайте возраст: чем младше ребенок, тем сложнее ему сдерживаться в ожидании паузы в разговоре. 6. Хвалите ребенка за то, что он нашел, чем ему заняться, когда вы были заняты разговором. 7. Сами никогда не перебивайте ребенка! Известно, что появление нетерпеливости связано с чувством беспокойства характерно для детей, имеющих повышенное нервное напряжение. Когда ребенок много говорит, вмешивается в разговоры взрослых и других детей, вторгается в чужие игры - это может быть одним из симптомов гиперактивности. Другая ситуация – ребенок не здоровается. Для некоторых детей ситуация прихода и ухода, когда требуется поздороваться или попрощаться, вызывают защитную реакцию в виде ступора. Выйти из этого состояния поможет естественное поведение взрослого, который, к примеру, поздоровается за себя и за своего малыша, да и попрощается два раза. Собственный пример вежливого поведения является главным правилом при обучении ребенка вежливости Совет: «Как помочь ребенку быть вежливым» 1. В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы. 2. Убедите окружающих ребенка взрослых сделать использование вежливых слов нормой. 3. Покажите ребенку «волшебство вежливых слов: не выполняйте просьбы ребенка, например «дай мне», без слова «пожалуйста». 4. Сделайте для ребенка ситуации встречи и расставания как можно более естественными и разнообразными. 5. Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидайтесь, когда об этом вспомнит ребенок. 6. Вместе с ребенком разработайте и утвердите обязательные правила вежливости. Например. Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые и т. п. 7. Учите вежливости вежливо!