Академия родителей. Академия родительства

Понедельник, 01.03.2021, 10:57

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Виртуальная энциклопедия для родителей » В

В
22.12.2011, 13:06
Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности на значимом объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.) при отвлечении от незначимых. К числу характеристик В. относятся избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключаемость. В. имеет внешние и внутренние проявления. К первым относят напряженную позу, сосредоточенный взгляд, легкий наклон головы вбок, ко вторым – изменения в организме, например, учащение сердцебиения, дыхания и др. Традиционно выделяется непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Первоначально В. выступает как реакция сосредоточения, которая обеспечивает выделение младенцем из окружающего мира эмоций, движений, речи человека и его действий с предметами. В младшем дошкольном возрасте В. ребенка слабо концентировано, неустойчиво, наблюдаются трудности распределения и переключения, невелик его объем - преобладает непроизвольное внимание. Под влиянием речи и осознанием цели предстоящей деятельности у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного В. В. становится опосредованным. Деятельность ребенка начинает осуществляться в русле его сознательных намерений и требует с его стороны волевых усилий.
Игры на развитие внимания, апробированные родителями в Академии:
"Где что было"
Ребенку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он отвернется, один из предметов убирают или переставляют. От ребенка требуется указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая.

"Найди отличие"
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

«Бывает – не бывает» (по методике М.В. Ильиной ).
Цель: развитие распределения внимания, слухового восприятия.
Оборудование: мяч, карточки с заготовленными фразами.
Описание. Ребенку предлагается представить ситуацию, которую описывает взрослый, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь.
Желательно чередовать реальные и нереальные варианты ситуаций, например: «Волк бродит по лесу», «Лодка по небу плывет», «Кошка по крыше гуляет», «Выросли у мальчика окладистая борода, усы. Морщины покрыли лицо» и т.п.
Можно использовать в игре мяч: кому–либо из детей бросается мяч, при этом взрослый произносит фразу, а ребенок ловит его, если то, о чем сказано бывает, и не ловит, если этого не бывает.
Игру можно усложнить. Фразы загадываются поочередно с ребенком.
«Найди тень».
Цель: развитие наблюдательности.
Оборудование: рисунок с изображением фигурки и отбрасываемой ею тени.
Описание. Ребенку предлагают рисунок с изображением литературного героя и его теней.
Инструкция: "Посмотри на этот рисунок внимательно. На нем изображен … и его тени. Необходимо отыскать среди этих теней его "настоящую”.
«Неоконченный рассказ»
Цель: развитие объема внимания, образного и воссоздающего вербального воображения, логики мышления, формирование литературных способностей.
Оборудование: заготовленные тексты.
Описание. Дети должны продолжить и закончить начатый взрослым рассказ.
Инструкция: «Послушайте внимательно мой рассказ: Темнело. Шел нудный дождь. По улице шла старушка под большим зонтиком. Вдруг… А дальше продолжите мой рассказ».
В игре участвуют несколько детей, они по очереди продолжают рассказ, пока не наступит развязка. Или, предлагаем каждому из детей составить свое окончание рассказа, а после этого они по очереди рассказывают свои истории.
Упражнение «Кого испугался охотник?»
Цель: развитие объема и устойчивости внимания.
Оборудование: рисунок с изображением леса, зверей и охотника.
Описание. Ребенку предлагается рисунок  с изображением охотника в лесу. Необходимо найти того, кого испугался охотник.
Инструкция: "Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображен бегущий по лесу охотник. Он кого-то испугался. Кого мог испугаться охотник в этом лесу? Покажи и объясни: – почему?”
Аналогично выше описанному использовалось упражнение «Помоги ежихе найти ежат». Детям раздавались рисунки, на которых они должны были найти ежат и раскрасить их. Учитывая то, что изображения ежиков определенным образом скрыты на картинке, ребенку при выполнении задания необходимо сосредоточиться на рисунке и усилить свою наблюдательность.
«Построй дорожку».
Цель: развитие устойчивости внимания: способности обобщать объекты по признаку формы, величины; закрепление представлений о геометрических формах.
Оборудование: таблица с различным расположением геометрических фигур по строчкам, фишки.
Описание. Ребенку предлагают помочь герою сказки добраться до определенного места путем построения дорожки. Чтобы построить дорожку, необходимо закрывать фишками названные взрослым определенные геометрические фигуры.
Инструкция: "Посмотри внимательно на эту таблицу. Помоги герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту. Для этого закрой фишками слева направо:
а) все треугольники (круги, квадраты);
б) только заштрихованные треугольники (круги, квадраты).
Примечание. Если ребенок самостоятельно не справляется с заданием, то рассматриваем с ним таблицу. Нужно выделить те признаки геометрических фигур, на которые он должен ориентироваться при выполнении задания. Анализируются ошибки вместе с ребенком. Когда задание освоено, мы предлагаем детям усложненный вариант: в группе проводим игру "Кто быстрее”.

"Ласковые лапки"
Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель/родитель объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
Разговор с руками
Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?". Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином.
Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
Шапка-невидимка
В течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, и затем перечислить их.
Сделай, как я! (со спичками)
Цель: увеличить объем внимания (результат достигается путем многократного повторения вариантов игры). Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру. Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.

Для комплексного развития всех свойств произвольного внимания в индивидуальной работе применялись упражнения с использованием счетных палочек по методике А.А. Осиповой «Выкладывание из палочек».

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.
Оборудование: счетные палочки, образец узора.
Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек.
а) 1-й уровень сложности – узоры в одну строчку (карточки);
б) 2-й уровень сложности – простые силуэты, состоящие от 6 до, 12 палочек (карточки);
в) 3-й уровень сложности – более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек (карточки);
г) 4-й уровень сложности – сложные силуэты с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек (карточки).
Инструкция: "Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик...). При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе”.
В качестве дополнительных упражнений по развитию свойств внимания, а также по закреплению представлений о геометрических фигурах детям предлагалось упражнение «Танграм».
Цель: развитие внимания, закрепление представлений о геометрических фигурах.
Оборудование: вырезанные геометрические фигуры для выкладывания целой фигуры; образцы фигур-силуэтов.
Описание. Ребенку предлагают самостоятельно выложить по образцу фигуру-силуэт из геометрических фигур.
Инструкция: "Внимательно посмотри на рисунок. Из всех геометрических фигур составь рядом с образцом точно такую фигуру”.
Примечание. Несмотря на инструкцию, некоторые дети пытаются выкладывать части на образец, необходимо остановить ребенка и попросить выложить фигуру рядом с образцом. Образцы фигур-силуэтов получаются путем разрезания квадрата 7x7 см определенным образом. При составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.


Категория: В | Добавил: Админ | Теги: Энциклопедия для родителей, проблемы с вниманием, дети, педагогические ситуации, развитие внимания
Просмотров: 877 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Меню сайта


Форма входа

Категории раздела


А [4]
Б [3]
В [5]
Г [2]
Д [1]
Е, Ё [0]
Ж [2]
З [3]
И [4]
К [5]
Л [2]
М [5]
Н [2]
О [3]
П [3]
Р [3]
С [6]
Т [3]
У [1]
Ф [1]
Х [2]
Ц [0]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [0]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]


Какие ценности вы считаете приоритетными в воспитании детей?
Всего ответов: 79
Наши друзья




Педагогический 
интернет-клуб





Приобщение 
к славянской культуре

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог Детских Центров России.