Академия родителей. Академия родительства

Четверг, 18.04.2024, 22:27

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Виртуальная энциклопедия для родителей » М

М
22.12.2011, 22:17
Вспоминает В.А.Козлова.
Послевоенное, голодное провинциальное детство было согрето теплом базарных дней и ярмарок. С окрестных сел и деревень стекался народ купить-продать лошадь, сельскохозяйственный инвентарь, миткаль, живность или снедь. Конская упряжь; атласные ленты в хвостах и гривах лошадей; запах сена; яркие, мелкие, будто бы только что с поля, цветочки вики в санях; искристый, хрустящий снег; буйство красок; веселый гомон людей, птиц, животных и игрушки, игрушки... Деревянные и глиняные, соломенные и тряпичные, берестяные и из лозы - они свистели, трещали, шуршали и тукали. Настоящий солнечный праздник народной смекалки, народного творчества.
Выполненная из натуральных материалов, игрушка с первых дней жизни вводит ребенка в соприкосновение с природой и воспитывает творческое отношение к миру. Но это не только предмет для любования, восхищения и забавы. Игрушка приобщает малыша к миру абстрактных математических образов, представлений.
Основой системы математических знаний и предварением арифметики являются понятия: множество, элемент множества, объединение множеств, дополнение. Ребенка привлекают не только множества собственно предметов, но и множество звуков, движений, форм, оттенков цвета, ритмы узоров и т.д.
Первые возрастные игрушки, приобщающие малыша к миру звуков и форм, - погремушки. Зрелая головка мака или стручок гороха - патриархи погремушек. Сказочные глиняные пустотелые куклы-погремушки делаются просто: внутрь двух половинок вкладываются керамические шарики или камешки, а шов заглаживается. Слушая погремушку, ребенок производит одно движение и множество движений, возникает множество звуков, ребенок различает один шум и много интенсивных шумов. В разных районах России погремушки звали по-разному: шаркун, шаркунок, побрякушка, грематушка. По названию можно определить, какие семена, горошины или камешки были внутри. Погремушки делались из глины, дерева, бересты, лозы и были различной формы. Шарообразные, яйце-, груше-, фасолевидные, цилиндрические, крестообразные - они исподволь вводили малыша в мир ряда звуков и геометрических пространственных форм.
Изящная, пропорциональная, гармоничная внешностью облика дымковская игрушка позволяла организовать работу с детьми по формированию понятия множества. Барыни, водоноски, гусары, уточки, коньки выставлялись перед ребенком на столе, доске, подносе, лавке или комоде таким образом, чтобы нацелить на формирование понятия множества: это уточки, это птицы, это рыбы, это горшки, а это посуда. Дымковской игрушке вторили: глиняные кони, олени, козероги, волшебные птицы, берегини Костромы; кувшины, горшки, рукомойники, чашки из чернолощеной глины Покровска; свистульки из Кожли, Филимонова, Ухты; каргопольские глиняные коты, собачки, медведи, барыни, горшки, плошки; каргопольские козули из солоноватого теста; приморские из ржаного; архангельские пряники в виде фигурок рыб и животных; рязанские «жаворонки» из теста и курские «кулики» и т.д.
Выявление, выделение одного представителя (элемента) множества решалось старинной русской игрой в бирюльки. В деревянной плошке было много маленьких игрушек: ведерко, кувшинчик, чашечка и т.д. Бирюльки высыпались на стол, и ребенок должен был собрать их в плошку. Множество как единое целое состоит из элементов. Ребенок в этой игре сам составлял множество.
Богородская деревянная скульптура служит той же идее - множество и его элемент. Фигурки мастеровых, крестьян, чиновников, торговцев с лотками, дам и гусар, актеров и бродячих музыкантов, медведей, птиц называли китайской мелочью, созвучно бирюлькам. Мягкое, светлое нераскрашенное дерево помогало мастеру передать мелко завитую гриву коня, густую, косматую шерсть медведя, оперение птиц, да так, что видно каждое перышко. Но есть особая ценность богородской скульптуры.
По подолу няньки расставлены фигурки детей. Поставим их отдельно. Имеем множество детей и множество, состоящее из одного элемента - няньки. Составим как было, т.е. объединим множества. Нянька с детьми - это объединение двух множеств. Дети - дополнение к няньке до основного множества - всей скульптурной композиции. Та же ситуация воспроизводится в дымковской игрушке, те же няньки с детьми; ярмарочные прилавки с самоваром, пирогами, блинами, калачами; карусели...
Но есть ее одна гениальная игрушка Богородска - «бьющие молотком по наковальне кузнецы», «клюющие курочки» и др. Двигая палочку относительно другой, малыш производит однородные движения. Игрушка предваряет формирование счетной деятельности ребенка. К таким игрушкам относятся взмахивающие крылышками бабочки на колесиках, конь-качалка и сабля (ею машут), шарик из опилок на длинной резинке. Шарик, кроме того, обеспечивает сенсорное восприятие формы, а сложенные крылья бабочки формируют представления о красоте симметричных форм и их совмещении, совпадении при наложении.
Ритмичные звуки свистульки, также, как и однородные движения, являются пропедевтикой счета. Говоря о народных традициях в этом плане, нельзя не сказать о приговорках и стишках, произносимых детьми по слогам, как бы извлекая однородные звуки:
Дождик-дождик, поливай!
Будет хлеба каравай!
*
Радуга-дуга, не давай дождя!
Давай солнышка, колоколнышка!
Помогали освоить слова-числительные считалочки:
Раз, два, три - нос утри;
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем прыгать мы опять.
*
Раз, два - голова,
три, четыре - платье шили,
пять, шесть - хлеб-соль есть,
семь, восемь - сено косим,
девять, десять - муку весить...

Устный рассказ и показ бабушки или старушки-няни формировал понятие количественного числа. Бабушка берет левую руку ребенка и говорит (сначала медленно): этот (берет мизинец)

палец (безымянный)
с этим (опять мизинец)
пальцем (опять безымянный)
и вдруг быстро и громко:
два пальца! (зажимает вместе мизинец и безымянный)

Этот образ действия счета иной, чем в стандартной методике, но остается гениальным и по сей день.

Потихонечку, изо дня в день ребенок учится считать глиняные и деревянные фигурки уточек, коньков, барынь, водоносок, павлинов, горшочки и чашечки... Измеряет кружками воду, щепотками соль, пригоршнями муку, ложками масло... Сравнивает множества по числу элементов; объединяя множества, пересчитывает элементы объединения - так формируется понятие «сложение чисел». Вся арифметика детского сада осваивается на множествах игрушек, сделанных дедом, отцом или народным мастером: поставь столько же уточек, сколько стоит петушков; прибавь еще уточку; сколько уточек стало теперь Сколько всего игрушек На сколько уточек больше, чем петушков и т.д.
Современное обучение младших школьников непонятным образом тормозит формирование счетных и вычислительных навыков при переходе через десяток Между тем, бабушка собираясь варить варенье, приспособляла детишек к обрезанию хвостиков у ягод черной смородины. Каждый стакан чистых ягод устраивался в плошку, а на выделенное место стола укладывалась одна ягода. Бабушка предлагала углубленное понимание единицы. Одна ягода при счете заменяла стакан ягод. Дальнейший принцип счета десятками, сотнями, тысячами воспринимался легко. Той же идее систем счисления служила игра «в солдатики». Расставляя их, мальчик мог исподволь знакомиться с единицами воинских формирований разных времен и народов.
Свое математическое назначение имеют и другие традиционные народные игрушки. Всемирно известные матрешки моделируют с точки зрения новейшей науки трансформацию подобия. В детском саду матрешки, как и пирамидки со множеством колец, помогают различать элементы множеств по размеру и выстраивать сериационные ряды. «Ванька-встанька» и «Неваляшка» дают представление об устойчивости. Деревянные кубики с фрагментами рисунков на гранях, знакомили не только с пространственной формой и ее характеристиками. Из фрагментов рисунков, как из подмножеств, ребенок составлял множество - общий рисунок (зверек, чашка,...). К сожалению сейчас кубики делают из синтетических материалов. Ушло тепло дерева, ушла сенсорика куба. У пластмассовых кубиков нет вершин, нет углов, сглажены ребра. В сущности, это уже не куб, его можно бросать и ловить, не больно. По этим признакам его не отличишь от шара. Надо ли говорить, что рисунков на кубиках нет, современные кубики можно различить лишь по цвету. Так «прогресс» сделал из функциональной, умной и любимой игрушки невостребованное убожество.
Игрушки и изделия народных промыслов и ремесел исподволь формируют представление о числе, геометрической форме, ряде, способствуют формированию ориентировке на плоскости (когда малыш расставляет игрушечную мелочь на столе) и в пространстве (когда следит за движением погремушки или когда стреляет из лука стрелой). Освоению понятия ряда служат народные промыслы Каргополя и Ельца. Именно здесь мастерицы «низали-метали» жемчуг и вышивали бисером. Вышивка крестом, счетной гладью и набором использовала еще и знание геометрических фигур и их элементов, чем и обеспечивала орнаментальное многообразие народного костюма. Выкройки женского народного костюма также состоят только из геометрических форм - прямоугольников и квадратов. Уральские и кубанские тряпичные куклы-закрутки делаются из лоскутков квадратной, круглой, прямоугольной формы. Настоящая поэма красоте, симметрии и ритму - елецкие и вологодские кружева. Богатые рисунки - сплетения геометрических форм - мы находим также на изделиях из бересты. Туески, набирушки, пестери, кухонная утварь мастеров Углича и Прокопьевска содержат ряды полос, розетки, круги, равномерно расположенные на поверхности. Геометрическая форма исследовалась народными ткацкими, кожевенными, кузнечными промыслами, изготовителями изделий из соломы, пеньки, лыка. Особенно ярки плетеные мебель и игрушки. Изящные и легкие конструкции гиперболоидов приходят на ум при виде игрушек из лозы. Их образ напоминает классические линейчатые поверхности. Хоть и знаешь, что мастер положил прутья лозы по болванке, искушение назвать поверхность линейчатой велико.
Рассматривая народные игрушки, поделки, изделия народных промыслов и ремесел, начинаешь видеть личность народного мастера. У него не только золотые руки, доброе сердце, художественный вкус, сориентированный на создание маленького шедевра, его отличает развитая математическая интуиция. Иначе чем, например, объяснить результаты свистунников. Чтобы глиняная игрушка засвистела, надо было внутреннюю полость вылепить так, чтобы входящий поток воздуха, отталкиваясь от преграды, выходил в другое отверстие. Протыкая дырки в игрушке деревянными палочками, «шпичками», народные мастера «установили» оптимальный угол между палочками, каждый раз отклоняясь от него лишь незначительно.
Рассматривая народную игрушку как средство формирования математического развития ребенка, невольно приходишь к выводу, что обучение детей начиналось гораздо раньше, чем принято думать. Не было системы обучения, не было (и не могло быть) определения числа и арифметических действий как научной математической основы, но навык счетной, измерительной и вычислительной деятельности формировался, причем в игре. А если рядом случался народный божьей милостью методист (мама, отец, дед, бабушка, няня), то появлялась и система обучения.
Верные ли знания получал малыш? Да. Залогом являются народные игрушки, сущность которых адекватна содержанию математического образа: игрушечная мелочь разной или одинаковой численности, бирюльки, клюющие курочки, няньки с детьми, бабушкин образ действия счета (с пальчиками и ягодами черной смородины), нитка жемчуга, кубики и т.д.
Мудрость и интуиция мастера сделала народную игрушку современной на все времена.
Категория: М | Добавил: Админ | Теги: Энциклопедия для родителей, педагогические ситуации, народная игрушка, обучение детей, математика
Просмотров: 627 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 sveta-009  
0
Лемешко Светлана МГПИ группа271зД
Матрешка.
Матрешка считается традиционным русским сувениром, но далеко не каждый знает историю возникновения матрешки.
Появилась матрешка не так давно, в 1890 году. Ее прообразом была точеная фигурка буддийского святого Фукурума, которую привезли с острова Хонсю в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой. Она оказалась разъемной и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять.
По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Распространенным именем в то время было имя Матрена - так и появилась всеми любимая Матрешка.

Матрешку в полной мере можно отнести к самым древним развивающим пособиям, еще тогда наши предки знали, как полезна эта игрушка.

Занимаясь с матрешкой, ребенок расширяет свои знания о свойствах и признаках предметов. Малыш знакомится с понятием величины, высоты, толщины, а также приобретает заочные математические знания. Выстроенный из матрешек ряд, это отождествление математического ряда от большего к меньшему и наоборот. В процессе игры у малыша формируется зрительное восприятие, оттачивается взаимодействие руки и глаза, что способствует не только развитию пространственного и логического мышления, но и развитию глазомера.

 Взрослый показывает малышу матрешку, со словами:
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
…раскрывает матрешку, а потом собирает ее.
-Сколько у меня сейчас в руке матрешек? (одна)
-А можно сделать много? (да)
Взрослый предлагает ребенку сделать много матрешек и помогает выставить их по росту.
-Вот как много стало матрешек! Эта матрешка какая? Самая… (большая). А следующая матрешка? (Поменьше) А последняя матрешка самая… (маленькая).
 Открывая матрешку за матрешкой, рассматривайте их вместе с ребенком. Поставив две матрешки рядом, сравните их между собой. К двум годам можно поинтересоваться, какая из них выше, а какая – ниже.
 Можно из кирпичиков построить лесенку и расставить на ней своих матрешек.
-На какой ступеньке стоит матрешка в красном платочке? (На самой высокой, на самой низкой.)
-Какого цвета платочек у матрешки, которая стоит на следующей ступеньке?
-На какую ступеньку поставить самую маленькую матрешку?
 Дети любят играть в ролевые игры, поэтому можно сделать для
каждой матрешки свой домик (все домики разной величины).
 Можно просто считать матрешек. Например,
 показать самую большую матрешку и сказать, что это мама, у неё четыре дочки. Одна дочка ушла гулять, осталось три дочки и т.д.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ:

•Так как развивающие игрушки являются игровым и обучающим материалом одновременно, то рекомендуется после занятия убирать их из поля зрения малыша. Это необходимо для того, чтобы ребенок не потерял к ним интерес и каждая игрушка сохранила обучающие функции.

•Проводите игровые упражнения только когда у ребенка хорошее настроение. Малыш должен испытывать положительные эмоции от занятий.

•Прививая ребенку знания, не забывайте, что для малыша это новые открытия и ему необходимо многократное повторение для закрепления.

•После того как вы показали малышу упражнение, дайте ему возможность самостоятельно попробовать. Если у малыша возникли трудности, вы можете аккуратно помочь, если он это позволяет.

•Прекращайте игру, если видите, что ребенок потерял к ней интерес или начал уставать и отвлекаться, вы вернетесь к ней позже.

•Помните, что для ребенка раннего возраста является большой победой удерживать внимание хотя бы на несколько минут.

•Хвалите вашего малыша за победы и поддерживайте его.

Имя *:
Email *:
Код *:


Меню сайта


Форма входа

Категории раздела


А [4]
Б [3]
В [5]
Г [2]
Д [1]
Е, Ё [0]
Ж [2]
З [3]
И [4]
К [5]
Л [2]
М [5]
Н [2]
О [3]
П [3]
Р [3]
С [6]
Т [3]
У [1]
Ф [1]
Х [2]
Ц [0]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [0]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]


Какие ценности вы считаете приоритетными в воспитании детей?
Всего ответов: 79
Наши друзья




Педагогический 
интернет-клуб





Приобщение 
к славянской культуре

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог Детских Центров России.