Академия родителей. Академия родительства

Среда, 12.12.2018, 13:19

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Играя, обучаюсь! » Речевая игровая среда

Организация речевой среды

Речевая предметно-развивающая и игровая среда

 

Опыт подсказывает, что для моделирования развивающих ситуаций, связанных с развитием речи ребенка, необходимо свободное место, достаточное для смены его положения: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т.п. Поэтому основное пространство речевой предметно-развивающей и игровой среды занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мягкая мебель и мягкие модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи. С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактических игр, которые организует взрослый. Так, взрослый развертывает сюжетно-ролевую игру - на этом же материале проводится обучение сюжетно-дидактической игре. Сюжетно-дидактическая игра предлагается после того, как ребенок освоит сюжетно-ролевую, а игровые действия станут для него понятными и доступными. Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями или в прозрачных саше на стенах комнаты. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Веселый зоосад», «Аптека», «Почта», «Магазин школьных принадлежностей», «День рождения куклы» и др.

    Кроме того, при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи.

   Для этого используются комплекты

·        игрушек (дидактические, образные, наборы игрушек),

·        предметных картинок и открыток по основным лексическим темам («Грибы», «Лекарственные растения» «Друзья детей», «Кто это?», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Зверюшки-музыканты», «Звери наших лесов», «Зима на носу», «В мире животных», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Птичьи следы» и др.),

·        различного типа лото («Домашние животные и птицы»,  «Дикие животные»,  «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Веселое лото», «Лото на 4-х языках», «Звуковое лото» и др.),

·        альбом О.С. Соловьёвой ("Говори правильно”),  картины для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т.д.

     При этом взрослый должен освоить приемы, связанные с их обыгрыванием. Например, можно воспользоваться методикой Э.Ф. Замбицявичене, которая опирается на использование принципов смысловой группировки воспринимаемого материала[1]. Она включает 4 группы заданий:

1.    обучение дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также увеличение  запаса знаний.

   Ребенок должен выбрать правильный ответ из предложенных, чтобы закончить фразу:

- «У сапога всегда есть …» (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица);

- «В теплых краях обитает …» (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень);

- «В году …» (24, 3, 12, 4, 7 месяцев) и др.

2.    формирование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.

   Требуется объединить в одну группу и назвать для нее обобщающее слово, исключив лишнее понятие:

- тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка;

- река, озеро, море, мост, болото;

- кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и др.

3.     развитие способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

  Ребенок должен по аналогии с образцом подобрать пару к предложенному слову. Например:

- огурец – овощ, георгин - … (сорняк, роса, садик, цветок, земля);

- учитель – ученик, врач - … (кочки, больные, палата, больной, термометр);

- огород – морковь, сад - … (забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы) и др.

4.           формирование умения обобщать.

  Требуется назвать обобщающее слово к каждой паре понятий. Например,

- метла, лопата - …;

- окунь, карась - …;

- лето, зима - … и др.

Выполняя такие задания, ребенок может выкладывать карточки с ответами, выстраивая таким образом «дорогу» через лес, горы, моря, поля и т.д., что в дальнейшем можно будет обыграть с помощью мелких сюжетных игрушек и машинок. При этом можно использовать игры, направленные на формирование грамматических и синтаксических умений и навыков детей. Например, сюда могут входить такие известные дидактические игры, как «Кто где живет?», «Чьи следы?», «Кому что надо?», «Страны света», «Кем я буду?», «У кого какая профессия?», «Домики сказки», «Сказки-загадки» и др. Это создает условия для перехода дидактической игры в режиссерскую или театрализованную. Поэтому в комнате необходимо предусмотреть место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций. Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т.п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны.

  В дополнение к ним необходимо предусмотреть как при работе с детьми младшего, так и старшего дошкольного возраста дидактические игры и пособия, направленные на формирование умений составлять

·       Рассказ с опорой на серию картин (2 - 3),

·       Рассказ по серии сюжетных картин (4),

·       Рассказ по сюжетной картине.

Для этого нужно завести уголок Книги, в котором будут храниться не только детские книги и хрестоматии произведений детской литературы, но и серии картинок для пересказов и составления рассказов. Кроме того, в комнате ребенка может быть предусмотрен Уголок литературного творчества, где будут храниться книги с рассказами и стихами, созданные руками родителей и детей. Иногда такая литературная деятельность детей может быть даже … воображаемой. Поясним это на примере такого приема, как «словесное рисование». Словесное рисование – один из приемов творческой работы детей по следам услышанного или прочитанного произведения. Его цель – приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления. Обсуждая воображаемую картину после прочтения произведения, взрослый обращает внимание детей на 3 вопроса:

1.     что будет нарисовано? (содержание).

2.     как мы расположим объекты на картине, что на переднем плане, что вдали, что слева, справа, что будет изображено в центре? Какие позы выберем для людей? и т.п. (композиция).

    3. какие краски используем для картины? (цветовое решение).

      Благодаря таким приемам у детей развивается творческое мышление и воображение. Однако нужно не забывать хвалить их. С этой цель на одной из стен комнаты вешают панно, на котором располагаются работы ребенка, выполненные по сюжетам сказок, выполненные вместе со взрослыми, которые периодически меняются. Под ним – короткие сочинения-миниатюры ребенка.

Вопросы развития связной речи – одни из немногих, которые проверяются при диагностике подготовленности ребенка к обучению в школе. Кроме того, их проверяют на предмет сформированности предпосылок к усвоению грамоты. Поэтому при работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это могут быть:

·        Классная подвижная азбука.

·        Азбука в картинках.

·        Дидактическая игра «Буква за буквой»,

·        Дидактическая игра «33 богатыря»,

·        Дидактическая игра «Умный телефон»,

·        Таблицы по обучению грамоте с рисунками.

·        Звуковые линейки (№ 1, 2).

·        Комплект наглядных пособий "Обучение грамоте” (автор Н.В. Дурова).

·        Дидактический материал "Ступеньки грамоты” (авторы Н.В. Дурова, Л.Н. Невская).

·        Наглядно-дидактическое пособие для детского сада "Звучащее слово” (автор Г.А. Тумакова) и др.

  В последнее время стало популярным использование с этими целями дидактических материалов М. Монтессори, Н. Зайцева (кубики по обучению русскому и английскому языку), Г.Л. Выгодской («Град Златоустия»), компьютерных программ по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста («Видимая речь», «Мир за твоим окном» и др.) и др.



[1] В качестве подсказок ребенку предлагаются игрушки или предметные карточки.

 

Категория: Речевая игровая среда | Добавил: Админ (24.12.2011)
Просмотров: 2215 | Теги: речевая среда, детский сад и семья, предметно-игровая среда, предметно-развивающая среда | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Меню сайта


Форма входа


Какие ценности вы считаете приоритетными в воспитании детей?
Всего ответов: 78
Наши друзья




Педагогический 
интернет-клуб





Приобщение 
к славянской культуре

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог Детских Центров России.