Компьютерная среда
К.В.Скуратова
XXI век – век
различных технологий, в том числе, и информационно-компьютерных. Поэтому человек XXI века должен быть с
детства психологически готов воспринимать все новое, иметь потребность
постоянно учиться, искать и находить, выбирая из множества вариантов,
эффективные средства достижения
поставленных целей, предвидеть конечный результат своих действий,
правильно подходить к принятию жизненно важных решений. Это совсем не просто. В
связи с этим формирование информационной культуры поколения является социальным
заказом современного общества и семьи. Так, по данным ВЦИОМ,
в каждой третьей российской семье есть персональный компьютер. И эта
цифра, несомненно, будет расти.
Дети видят компьютер дома
с рождения, воспринимают его как обыденный предмет, т.е. непроизвольно входит в мир информационно-компьютерных
технологий. Поэтому у ребенка практически нет психологического барьера перед неизвестной
техникой - дети смотрят на компьютер как на любую другую новую игрушку и, не
задумываясь, овладевают простейшими операциями на компьютере с самого раннего
возраста.
Так, исследования,
проведенные в нашей стране и за рубежом, показали, что компьютер доступен
пониманию ребенка примерно с 3 лет. Однако совершенно ясно, что знания
информатики как теории компьютерной практики ребенку-дошкольнику не нужны. Дело
в том, что компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и
понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Звук, движение,
мультипликация привлекают внимание детей. Малыши получают эмоциональный и
познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать,
играть, вернуться к этому занятию вновь. Благодаря этому расширяется
информационный и предметный мир ребенка. Кроме того, у дошкольников
приобретение индивидуального опыта, освоение знаний, умений происходит главным
образом путем самообучения в процессе игры на компьютере. В этом заключаются и
плюсы, и минусы общения детей с компьютером в домашних условиях.
Этап знакомства с
компьютером и обучения игре на компьютере должен предварять этап развития
моторики и зрительно-двигательной координации. В любых играх, от самых простых
до сложных, чем больше они будут делать мелких и сложных движений пальцами, тем
больше участков мозга включается в работу. Вот почему так важно формирование
моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и
моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей с помощью
системы дидактических игр и пособий. Только на следующем этапе переходят к
знакомству ребенка с компьютером.
Общение детей дошкольного
возраста с компьютером должно начинается
с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста, здоровья, развития ребенка, особенностей их
внимания и памяти. Так, в раннем возрасте дети обладают непроизвольным
вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной
материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок
непроизвольно обращает на него внимание. Компьютер же, передает информацию в привлекательной для
ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его
осмысленным и долговременным. Однако при этом воспитание детей надолго остается
сукцессивным, теряет свою целостность и опору на предметно-практический опыт
ребенка. С другой стороны, при игре на компьютере у детей начинает развиваться
так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть
несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки,
схемы, слова или числа и т.д. Она развивается с опережением, при этом не
опираясь на опыт предметной и конструктивной деятельности детей, что вносит
свои проблемы в их развитие. Так, у них оказываются развиты такие важные
операции мышления, как обобщение и классификация, но имеются проблемы с
формированием аналогий, сравнения и противопоставления, установлением
неоднозначности причинно-следственных связей и т.д.
Таким образом, формируя у детей основы информационной культуры, необходимо учитывать возрастные и психологические
особенности детей, сохраняя их психическое и физическое здоровье. Например, для
снятия зрительного напряжения проводится гимнастика для глаз, для снятия
мышечного и нервного напряжений - физкультурные минутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений, расслабление
под музыку. Кроме того, следует соблюдать определенные установленные гигиенические нормы работы за компьютером, иначе могут возникнуть
различные отклонения как физического, так и психологического характера.
Проблема приобщения ребенка к компьютеру волнует
многих родителей. Как показывает наше исследование, практически в каждой семье,
где имеется компьютер, возникают различные
вопросы у родителей: «Насколько вреден компьютер? с какого возраста
допускать? как быть, если ребенка уже в два года невозможно оторвать от
компьютера?» и т.д.
Эти и другие вопросы
обсуждаются на различных форумах в интернете. В том числе, и в «Педагогическом
интернет-клубе & Академия родителей». Здесь общаются сотни людей со всего
света. Делятся опытом, задают интересующие вопросы. Родителям отвечают педагоги
и психологи не только нашей страны, но и из-за рубежа. Это еще один «плюс»
современного коммуникативного общества. Однако по некоторым вопросам мнения специалистов из разных стран могут не совпадать. В частности,
это касается общения ребенка с компьютером. Так, часто не совпадает мнение
российских, американских и израильских родителей и педагогов.
Российские педагоги видят
негативные черты педагогического характера в следующем. Приведем фрагменты интернет-форума:
· Диалог с программой лишен
эмоциональности – происходит слишком раннее включение ребенка в систему
«человек-машина» (где на машину возложена функция учителя и друга), в то время
как непосредственность и восприимчивость ребенка-дошкольника нуждаются в
системе «человек-человек». Создание иллюзии реальности или ощущения большей реальности моделированного процесса, чем процесса
восприятия реальной действительности приводит к изменению иерархии мотивов
поведения, разобщению детей между собой.
· Кроме того, при использовании
компьютерных игр осуществляется высокая аудио – визуальная «привязка» к процессу работы, что приводит к
фрагментации и сужению восприятия и
внимания ребенка, задерживается развитие графической, речевой и
письменной культуры детей дошкольного возраста.
· С другой стороны, существует
опасность чрезмерной индивидуализации обучения и создания у детей и взрослых
иллюзии достаточности полученных из компьютера знаний.
Украинские специалисты в
целом согласны с данной позицией, но обращают особенное внимание на то, что «игры за компьютером не дают возможности
проявиться в полной мере двигательной активности дошкольников и реализовать
себя».
Канадские специалисты и
родители не столь категоричны. Например, часто встречается такое мнение: «Компьютерные игры я подбираю критически, у
меня целый список требований к игре.
1. Обучающий момент (счет,
сортировка, пошаговые инструкции).
2. Интересная обстановка (например, центр
"усыновления" животных).
3. Хорошая графика.
4. Разнообразие занятий, быстрое решение проблем».
Этого же мнения
придерживаются специалисты и родители из США. При этом у них выработались
собственные рекомендации по нормированию времени игры ребенка за компьютером в
течение дня и недели. Детей даже поощряют к работе за компьютером, обращая
внимание на необходимость его освоения для будущей профессиональной карьеры.
Кроме того, использованию информационно-компьютерных технологий в обучении
детей большое внимание уделяется в образовательных учреждениях и в СМИ.
В России компьютерные
игры не так распространены в детских садах, хотя есть целый список рекомендованных
программ:
- «Море», «Лес», «Космос»
- предназначены для режиссерской игры и создания «мультиков»;
- «Конструктор», «Построй
домик» - предназначены для занятий по компьютерному конструированию;
- «Климат», «Построй
город», «Урожай», «Карта» - дополняют познания детей о мире природы;
- «Дальние страны»,
«Войди в замок», «Помоги птенчику» - служат закреплению и сознательному
применению дошкольниками математических представлений;
- «Волшебный гараж»,
«Лиса и цыплята», «Дельфин» - формируют специальные качества мышлении,
динамические пространственные представления;
- «Игры для Тигры»,
«Подскажи словечко», «Азбука» - способствуют развитию речи и закрепляют знания
о родном языке;
- «Kid pix», «Каля-маля», «Калейдоскоп» -
предназначены для рисования;
- система «Лего-дакт» -
программа, которая позволяет через компьютер управлять разными игрушками.
Эти игры могут с успехом
применяться и в условиях домашнего обучения (конечно, при условии соблюдения
всех культурно-гигиенических норм и требований). Тем более, что, как показал форум,
родители очень заинтересованы в обсуждении данной темы и им необходимы
рекомендации специалистов. При правильной организации дискуссии, родители
способны изменить свой взгляд на роль компьютера в воспитании и обучении
дошкольников, а так же на организацию соответствующих гигиенических и
психолого-педагогических условий.
|