Академия родителей. Академия родительства

Среда, 12.12.2018, 12:56

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Играя, обучаюсь! » Эстетическая среда

Организация эстетической среды

Эстетическая развивающая предметная и игровая среда

        

В художественный центр входят мольберты, принадлежности для рисования, лепки и аппликации в расширенном ассортименте. При этом он делится

·        на зону экспериментирования с различными материалами: цветными мелками, смываемыми маркерами, глиной, пластилином, материалом для коллажей, ножницами для правой и левой рук, клеем, плотной бумагой и др.;

·        на зону освоения различных техник живописи: пальцевой живописи, живописи картофельным крахмалом, мыльными хлопьями, печатания губкой, обливной печатью, кляксовой живописью, печатания веревкой, восковой живописью. Эти техники могут традиционными и нетрадиционными.

«Как взрослый может начать освоение данной среды с ребенком?» - этот вопрос часто задают взрослые, посещающие первый раз Родительскую академию. Самый простой ответ, который могут дать педагоги – пригласить родителей на открытое занятие с их ребенком в Центре ранней социализации г. Зеленограда – экспериментальной площадки Московского гуманитарного педагогического института по созданию Родительской академии как инновационной формы сотрудничества с родителями детей, не посещающих ДОУ. 

 «При помощи кисти и красок художник может изобразить всё, что он видит», – так может начать свой рассказ взрослый[1]. – «И ты сам можешь убедиться в этом. Обмакни кисть в зелёную краску, приложи её к бумаге всем ворсом. На бумаге останется мазок – след, похожий на листочек.

Обмакни кисточку в красную краску и приложи её к бумаге. Получится огонёк или лепесток аленького цветочка. Ты, конечно, тут же дорисуешь и весь цветочек. Обмакни кисточку в синюю краску и проведи ею по бумаге. Получилась широкая яркая линия. Может быть, она похожа на реку? А жёлтая – на что? На дорожку ... Прикасаясь к бумаге только кончиком кисти, усыпь его ягодами чёрной или красной смородины.

Не забудь: надо ополаскивать кисточку в воде после каждой краски, и твоя картинка будет всегда красивой и светлой. Возьми в руку кисточку, обмакни её в жёлтую краску и преврати листок бумаги в жёлтый песок.

Положи на палитру рядом с жёлтой краской немного красной. Возьми кисточку и покрась свой жёлтый листок красной краской. Какой цвет получиться? Оранжевый.

Так, смешивая красную и жёлтую краску, можно нарисовать много интересного: апельсин, морковку, солнышко, лисицу, экзотический цветок, пламя костра или ещё что-нибудь оранжевое ...

Ты можешь не только смешивать разные краски, но и разводить их водой – тогда у тебя получатся нежные оттенки того или иного цвета или даже новые цвета. Начинай экспериментировать – и ты сам научишься получать нужный тебе оттенок цвета.  И перед тобой откроется целый мир!»

Так может начать мама, приступая к циклу занятий с ребенком. Однако, чтобы научиться проводить такие развивающие занятия, нужно усвоить их алгоритм и доступные для ребенка техники рисования. В этом отношении очень популярным среди родителей является использование «нетрадиционных техник» рисования.

 При работе с детьми  младшего и среднего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) «нетрадиционность» применяемых техник касается, в основном, средств изображения (восковыми мелками, углем, кусочками поролона и т.д.), реже – способов (печатание, рваная техника изображения и т.д.). Это связано с недостаточно совершенными зрительно-двигательными, графо-моторными и изобразительными умениями и навыками воспитанников. Приведем примеры.

Живопись пальцевая. Изображения создаются без помощи специальных инструментов (кисточки, стеки и т.д.), одними пальцами. Для этого обмакивают каждый пальчик руки ребенка в свой цвет (в жидкую гуашь или смоченную водой акварель) и рисуют на бумаге, проводя различные линии, или делая точки, мазки с помощью отпечатков кончиков пальцев, фаланг, ладоней. Данный прием активно используется в артпедагогике и арттерапии, так как позволяет снять у детей страх перед совершением ошибки и неудачей. Обычно интегрированные занятия подобного рода проводятся сразу двумя педагогами: воспитателем и педагогом-психологом. Возможен и другой способ пальцевой живописи. При этом пластилиновые колбаски накладывают на карандашный рисунок и, если необходимо, размазывают пластилин по поверхности. Можно сделать коллаж из пластилина, если добавить в изображение бусины, камешки и прочий мелкий материал. «Пластилиновое рисование» используется тогда, когда необходимо отвлечь детей от грустных мыслей, депрессии. Оно отвлекает внимание детей на процесс «действования», моделирования новой, более конструктивной картины мира. С другой стороны, оно дает возможность в социально приемлемой форме «выплеснуть» агрессивные эмоции, сплющивая и размазывая пластилин по картону. Первый способ является более простым для детей, поэтому применяется в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, второй – со старшими дошкольниками.

Печатание – техника изображения с помощью печатей. В раннем возрасте на занятиях по ознакомлению с окружающим и декоративно-прикладному рисованию предлагается печатание листьями. Настоящий лист дерева, растения намазывают краской и отпечатывают на бумаге. Так создаются декоративные композиции. На занятиях по формированию элементарных математических представлений дети печатают геометрические фигуры с помощью форм из деревянного конструктора, надетых на карандаш. В.А. Козлова рекомендует использовать данный прием не только на занятиях, но и на прогулке детей, печатая изображения квадратов и ромбов, прямоугольников и других геометрических фигур прямо на асфальте («основание печати» при этом натирается мелом).

Отпечатывание – нетрадиционная техника изображения с помощью отпечатков. В отличие от техники печатания, она не дает возможности создавать стереотипные изображения, штампы. В младшем дошкольном возраста детям показывают разные способы отпечатывания. Для этого на любую поверхность наносят цветовое пятно, затем накладывают чистый лист бумаги. Получается отпечаток. Подрисовывая детали, ребенок придает ему определенный образ. Можно использовать отпечатки тюля, мешковины, на кусках бумаги, даже газетной с наложенными на ней трафаретами. Интересными являются изображения, созданные с помощью окрашенной нити. Для этого шерстяную или любую толстую нить намазывают краской или тушью, кладут между сложенными пополам листами, прижимают и вытягивают нитку за кончик. Лист раскрывают и дорисовывают к отпечаткам какие-либо элементы, создавая сказочные образы. Данная техника очень часто используется на комбинированных занятиях по рисованию и развитию речи. Она позволяет решать задачи развития образной и связной речи, совершенствуя умения и навыки творческого рассказывания. В качестве примера такого совмещения задач художественного и познавательного развития, приведем конспект занятия с использованием техник живописи по-сырому и монотипии в Группе кратковременного пребывания «Вместе с мамой», созданной для детей, ранее не посещающих детский сад.

 Монотипия «Морское дно»

Материалы и инструменты: 2  листа из альбома для рисования; акварельные краски; силуэты морских обитателей из цветной бумаги; 2 кисточки; губка.

Алгоритм совместных действий ребенка и взрослого:

1. Обмакните кисточку в синюю краску и нанесите краску на бумагу. Губкой, смоченной водой, проведите по белой бумаге. Нанесите краску на влажную бумагу. Обратите внимание ребенка на то, что одна и та же краска по – разному выглядит на сухой и влажной бумаге. Спросите, как лучше рисовать морское дно – «по мокрому» или «по сухому»? Выслушайте объяснение ребенка и только потом приступайте к сотворчеству!

2. Нанесите жидкой краской мазки по всему листу. Обсудите с ребенком, где должны располагаться более темные, а где – более светлые краски: «Где темнее: на дне или у поверхности воды? Почему?» Покажите, как можно поверх фиолетовой и синей красок наносить легкими резкими мазками белую краску. Объясните, что краски в итоге смешаются, как теплая вода смешивается с холодной в морских глубинах. Как можно отразить солнечные блики на воде? Будут ли они «лежать» на воде или «стоять» в воде?» Проведите опыт с непрозрачной емкостью, наполненной водой, посветив фонариком вдоль поверхности воды и в глубину сосуда. Посмотрите на получившийся рисунок. Спросите у ребенка, нужно ли в нем что – либо изменить.

3. Теперь предложите ребенку игру – соревнование: каждый из вас сможет сделать свой рисунок и рассказать про него волшебную историю! Для этого требуется наложить на изображение, которое еще не просохло, другой лист и аккуратно разъединить их. Получилось два морских дна! Спросите у ребенка, чем они похожи. Теперь нужно придумать, чем они будут отличаться, чтобы все посмотрели на ваши рисунки – и поняли, что их рисовали разные люди: мама (папа) и дочь (сын). Где будет рисунок мамин (папин), а где – дочери (сына)?

4. Дальше действуйте по аналогии: выбираете силуэт из цветной бумаги одного из обитателей морского дна и объясняете свой выбор: «Я возьму желтую бумагу. Это будет … медуза. А ты что возьмешь? Кто (что) это будет?». «Давай их украсим? Можно нанести кисточкой линии или точки. Посмотри, как».  «Отгадай, теперь что я хочу взять для своего рисунка? Они находятся на дне». «А если я загадала про камни (водоросли)? Спроси меня так, чтобы я сама тебе ответила» - «Они лежат на дне или …? Они твердые или …?». Таким образом  вы отбираете с ребенком все содержание рисунка.

5.  Теперь рисунок подсох – можно приступать к наклеиванию силуэтов. Можно использовать прием комментированного наклеивания: «Я наклею морскую звезду справа. А ты как?» Можно обыграть этот процесс: «Осьминожки играли в прятки. Желтая осьминожка спряталась за водоросли. Но там ее никто не заметил, поэтому она сама высунулась откуда? Из – за чего? Правильно, из – за водорослей и закричала: «А вот и я!» А твоя осьминожка где спрятаться хотела? Что она  сказала? А если они спрятались бы в одном месте?» и т.д.

6. Когда рисунок будет готов, попросите ребенка рассказать о том, что ему понравилось больше всего, пока он рисовал и клеил. Предложите поиграть вместе в «Морское дно» («Море волнуется – раз, море волнуется – два…»). Похвалите ребенка за то, что он похоже изображает обитателей морских глубин, попросите изобразить что-нибудь «очень трудное», например, «самолет». Затем спросите, «плавает» ли он и нужно ли его изображать «в море». Поиграйте в игру «плавает – не плавает». Дайте ребенку возможность ввести вас в заблуждение и посмейтесь вместе с ним. Покажите, что вам приятно общаться и играть с ним независимо от того, что у вас получились или нет.

Такие консультации и практикумы могут проводиться для родителей и в рамках работы Родительского клуба при дошкольном образовательном учреждении. Например, такая традиция существует в ГОУ детском саду №2374 «Родничок» ЮОУО г. Москвы.

В старшем дошкольном возрасте арсенал применяемых нетрадиционных техник изображения расширяется. Интересно, что при этом значительное место занимают игровые и эвристические методы и приемы работы с детьми. Приведем примеры.

Рисование кусочками поролона. Во время рисования можно сначала смочить поролоном с водой лист бумаги – тогда изображения получаться таинственными, расплывчатыми, с мягкими очертаниями. В акварели перед началом «живописи по- сырому» бума­гу равномерно смачивают водой. Когда вода впитается в бумагу и немного просохнет (через 2—3 минуты), тогда начинают писать. Мазки краски, ложась на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. Так можно добиться мягкости в передаче очертаний предметов, воздушно­сти и пространственности изображения.

Рисование мылом. Для этого с помощью кусочка мыла дети наносят контурное изображение (как во время рисования простым карандашом). Затем сверху широкой кисточкой или губкой, кусочком поролона наносят краску (краски). Воспитатель при этом должен следить, чтобы ребенок не прижимал сильно кисточку к изображению, иначе след от мыла исчезнет. Можно создавать рисунки, выложив пену из мыльных пузырей на бумагу, и аккуратно окрашивая отдельные пузыри с помощью кисточки в разные цвета. Когда пузыри лопнут, то дети обнаружат на бумаге невероятные, сказочные изображения, которые можно дорисовать фломастерами, когда они высохнут.

Рисование щеткой.  Рисование осуществляется через постукивание щеткой или пробкой по намазанному краской листу. Можно сочетать с техникой набрызга. Для этого на бумагу кладут трафареты, смачивают в краске зубную щетку  и, проводя ее по карандашу, направляют цветные брызги на бумагу.

Рисование свечой. Тупым концом свечи на рисунок наносятся линии и штрихи. Капли с горящей свечи становятся пятнами и точками.  При этом получается «Волшебный рисунок», которого сначала не видно, но стоит нанести на него тушь, чернила или краску, как он проступает на цветном фоне.

При создании одной работы также могут сочетаться несколько техник. Кроме того, старшие дошкольники способны к созданию коллективного произведения. Например, в рамках создания творческого детского или детско-родительского проекта. В этом отношении великолепно смотрятся на стенах любой квартиры и детского сада коллажи, созданные ребятами и их родителями.

Коллаж (фр.  collag - приклеивание, наклейка) – прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Для создания коллажа можно использовать любой материал (коробки, нитки, шпагат, вату, поролон и др.). Коллаж в исполнении детей старшего дошкольного возраста - сочетание аппликации, рисования, конструирования из бумаги.

Научить взрослых технике изготовления коллажей специалисту довольно просто. Сложнее показать родителям возможности формирования интереса у детей к совместной продуктивной деятельности со взрослым и ее влияние на развитие интеллекта и творческих способностей дошкольников. Поэтому в рамках работы Родительской академии ежегодно проводятся мастер-классы и творческие мастерские для родителей воспитанников: на базе ГОУ детских садов №456 и №1917 комбинированного вида, ГОУ детских садов №2526 и №2527 СОУО. Приведем пример такой формы работы с родителями.

Волшебные превращения обычной коробки[2]

«Сколько интересного таит в себе в себе обычная картонная коробка! Горстка крупы, несколько ниточек, немного фантазии – и получается волшебная лужайка перед домом или целый подводный мир.

Наша игра с детьми в «сказочный мир» началось с нескольких резиновых фигурок домашних животных. Хотелось красиво их преподнести детям, расположить кого у колодца, кого на дорожке, кого на травке. И мы начали придумывать. Как основание  взяли коробку из-под конфет с откидывающейся крышкой. Так же понадобились краски гуашевые,  клей, шерстяные нитки, спички, пластилин, мелкие камушки и несколько видов круп.  Хотим заметить, что фантазия приходит во время творчества!

Сначала нужно распланировать области: пруд, песок, трава, дорожки и раскрасить коробку гуашью. Затем приступаем к изготовлению выпуклых тактильных областей. Травку можно изготовить из мелко нарезанных зеленых шерстяных ниток или бумажной салфетки: намазать нужную область на картоне клеем, затем посыпать нарезанные нитки или обрезки салфетки, дать высохнуть. Озеро можно покрасить синим цветом, а можно наклеить кусочек фольги, или блестящей упаковки для цветов, или вклеить зеркало. Потом можно украсить наше озеро камышами из пластилина и спичек.  Важно заметить, что все это вы можете делать вместе с детьми – на уроках труда или просто в дружественной обстановке. Дети при изготовлении таких игр получают не меньшее удовольствие, чем вы сами.

Самым интересным для нас оказалось изготовление дорожек. Нужно намазать выбранную область клеем и обсыпать крупой. Хорошо подходит пшено, гречка, горох и даже крупная фасоль, лучше только взять резиновый клей. Также можно поступить и с камушками, приклеить их куда вам понравится, а потом покрыть прозрачным лаком.

Из пластилина и спичек можно также сделать колодец с водой и кормушки для животных. Солнце можно сделать в виде аппликации из желтых шерстяных ниток. Далее наклеим на крышку коробки домик из цветной бумаги, животных – наклейки, и, в заключении, расставим наши фигурки животных, как нам нравится.

Также несложно мы сделали модель подводного мира с дельфинами и китами, акулами и морскими звездами, морским котиком и моржом, и даже краб попался в сеть!

Для изготовления этой игры нужно взять коробку поглубже. По вашему усмотрению загнуть края и зафиксировать с помощью степлера. Далее, раскрасить задний фон гуашью. Рыболовную сеть сделаем из материи с дырочками, также прикрепим ее степлером к краям коробки. Для наших северных обитателей сделаем льдину из куска пенопласта или мятой белой бумаги. Из мятой бумаги сделаем и пещеру для осьминога,  только покрасим бумагу несколькими тонами коричневого цвета. Сзади можно сделать отверстие для фонарика, тогда ваша пещера будет еще и светиться! Животных и рыб будем крепить на проволоку: проделаем в картоне два отверстия шилом и сделаем петельки, в которых и закрепим животных. Пещеру можно украсить, приклеив настоящие ракушки и морские камушки. Нарисуем на горизонте парусник.

И вот наша маленькая модель мира готова – играйте на здоровье!»

      Созданные с помощью вышеописанных техник коллажи и картины всегда являются уникальными, авторскими и выступают одним из самых сильных стимулов к формированию мотивации достижения у детей дошкольного возраста. Их можно использовать для создания звуковых картинок и книжек. В дальнейшем они размещаются в музыкальном центре.

В нем также могут находиться рояль или пианино, технические средства (музыкальный центр, аудио- и видеотека), музыкально-дидактические игры и игрушки. Музыкальные игрушки отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты: детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дудки, волынки, музыкальные шкатулки (в том числе электронные) и др. К музыкальным игрушкам причисляют также сюжетные игрушки с музыкальным устройством (пианино, рояль), наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей. Основные требования к музыкальным игрушкам: благозвучность, высокое качество изготовления, эстетичность оформления. Кроме того, в игровой комнате ребенка могут находиться и специальные предметы, связанные с экспериментированием с предметами и музицированием (фабричные и самодельные: погремушки (коробки с крышками, наполненные рисом, фасолью, песком, пуговицами, семечками; алюминиевые банки из-под крышек), щипковые инструменты (тесемки, проволока, нити разной толщины), ударные инструменты (кубики, пустые банки), духовые (пластиковые бутылки, трубки, дудочки, свистульки). В качестве примера приведем игру, рекомендованную членам Родительской академии Н. Е. Львовой:

Музыкальный антракт

Организуйте оркестр из самодельных музыкальных инструментов. Их можно изготовить из того, что есть дома. Положив в металлическую банку из-под чая маленькие камешки, пуговицы или стеклянные шарики, вы получите музыкальный инструмент. Металлический звук уже есть, теперь нужно поискать небольшие кусочки дерева или деревянные предметы (например, деревянную ложку, доску для сыра, деревянные формочки или прищепки для белья). Ударяя друг о друга двумя деревянными предметами, медленно или быстро, сильно или осторожно, вы извлекаете звуки, подходящие для танцевальной музыки. Включив пластинку или кассету, ребенок может поддерживать ритм мелодии, играя на своих инструментах. Если шум, производимый оркестром, становится слишком громким, попросите музыканта играть в более тихой тональности.

Такие игры способствует музыкальному развитию ребенка и создают условия для перехода от игровой деятельности к моделирующим видам деятельности, весьма важным для детей старшего дошкольного возраста.



[1] Описание сценария взаимодействия ребенка и взрослого разработано студенткой факультета педагогики и методики дошкольного образования МГПИ, О.И. Кибенко.

[2] Сценарий развивающего взаимодействия разработан К.Ю. Пастуховой.

Категория: Эстетическая среда | Добавил: Админ (24.12.2011)
Просмотров: 934 | Комментарии: 2 | Теги: детский сад и семья, предметно-игровая среда, предметно-развивающая среда, эстетическая среда | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Меню сайта


Форма входа


Как вы относитесь к духовно-нравственному воспитанию детей
Всего ответов: 34
Наши друзья




Педагогический 
интернет-клуб





Приобщение 
к славянской культуре

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог Детских Центров России.