Академия родителей. Академия родительства

Четверг, 15.11.2018, 15:07

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Мария Монтессори: за и против - Страница 3 - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Форум » Педагогический интернет-клуб » Круглые столы » Мария Монтессори: за и против
Мария Монтессори: за и против
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:45 | Сообщение # 31
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
Главная задача «Дома ребенка» — дать бесплатное воспитание детям, родители которых вынуждены уходить на работу и оставлять их без призора. В «Дом ребенка» детей принимают от 3 до 7-летнего возраста. На чистоту их тела, на их опрятность и аккуратность в одежде, на уменье обходится без помощи других в «Доме ребенка» обращают такое внимание, что даже приучают их этому путем последовательных упражнений. Для той же цели, а также для того, чтобы дети не имели никаких препятствий в проявлении своих движений, обращено было внимание и на классную мебель. Несмотря на все возможные ее усовершенствования, несмотря на то, что при устройстве парт более всего заботились о том, чтобы позвоночник ребенка не искривлялся, Монтессори находит их вредными для физического развития детей уже потому, что их прикрепляют к полу и таким образом мешают свободному движению детей…
Чтобы дети не наживали себе физических недостатков, необходимо изменить характер детской работы, постараться, чтобы им не приходилось проводить часами в неподвижности. «Школа нуждается в торжестве свободы, а не в механизме скамьи!» восклицает она. Она старается доказать, что неподвижная мебель, употребляемая до сих пор, не дает возможности хорошо освежать комнату: прикрепленные к полу ножки скамейки, накопляют в себе грязь, ежедневно приносимую десятками маленьких ног. В подвижной мебели Монтессори видит и одно из воспитательных средств: если ребенок неловким движением с шумом опрокинет стол или стул, он постепенно научится управлять своими движениями, начнет двигаться «грациозно и осторожно, и в конце концов, поймет смысл такого поведения».
Чтобы неустанно следить за физическим развитием, в «Доме ребенка» делают постоянные наблюдения над детьми: измеряют их рост в стоячем и сидячем положении вес их тела, окружность головы и груди. Эти измерения, по словам Монтессори, имеют и свое воспитательное значение: дитя научается отвечать на следующие вопросы: в какой день недели он родился, какого числа, когда день его рождения. Вместе с этим дети приобретают любовь к порядку и развивают привычку следить за собой.
Точно так же, как и Фребель, Монтессори считает необходимым иметь сад при «Доме ребенка» или обширную площадку для игр и уголок для огорода. Главный принцип воспитания Монтессори состоит в том, чтобы каждое учреждение, куда принимают детей, открывало «простор свободным проявлениям их личности»…
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:46 | Сообщение # 32
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
Монтессори, как многие прогрессивные педагоги, главным принципом воспитания считает предоставление детям полной свободы. Однако, она крепко стоит за дисциплину, иногда даже утрируя ее, и считает необходимым подавлять внезапные капризы детей, прекращать даже игры, если они представляют из себя что-то бесшабашно-дикое и буйное, так как движения детей, по ее мнению, должны вести их к определенной цели и быть урегулированы правилами игры. Настаивает она и на развитии послушания. Для укрепления дисциплины Монтессори рекомендует игры «в молчанку», во время которых дети на несколько минут перестают шевелиться и производить какой бы то ни было шум, а также указывает на необходимость подавлять в ребенке все, что оскорбляет или неприятно действует на других, и носит характер грубого желания ребенка, невежливого поступка. Но все остальное, говорит она, каждое проявление желания ребенка, имеющее полезную цель, — каково бы оно ни было и в какой бы форме ни выражалось, должно быть дозволено. Из этого видно, что она совершенно расходится во взглядах с нашими современными педагогами, проповедующими бесконтрольную свободу в воспитании…
Вот как приучали к дисциплине в «Домах ребенка»: «Мы добились коллективной дисциплины, словно волшебной силой. Пятьдесят-шестьдесят детей от двух с половиной до шести лет все разом и в одно и то же время, умеют соблюдать столь совершенную тишину, что наступившее безмолвие кажется безмолвием пустыни. И когда учительница вполголоса говорит детям: «Встаньте, пройдитесь несколько раз по комнате на носках вернитесь на свои места», — дети, как один человек, поднимаются и исполняют распоряжение без малейшего шума». По этому поводу замечу только, что, как в детском саду, так и в семейной жизни, на каждом шагу представляется повод испытывать послушание детей, следовательно, прибегать к упражнениям, как это делает Монтессори, не следует, из опасения принять к ним какую бы то ни было искусственность, дисциплинировать в таких случаях, когда можно обойтись без этого. То и дело случается, что кто-нибудь из детей упал, ушибся, чего-нибудь внезапно испугался, вдруг расплакался, вспомнив, что его мама очень больна... Ребенка кладут на кушетку, если это нужно, успокаивают – вот повод сказать остальным детям, чтоб они не шумели или постарались развлечь его, — таким путем у них вызывают участие к товарищу, приучают их считаться с его болезненным настроением.
Но Монтессори во всем до мелочей требует от детей строгого выполнения своих обязанностей, полного послушания и подчинения авторитету воспитательницы. Когда дети являются в «Дом ребенка», немедленно ревизируют их руки, ногти, шею, уши, лицо, волосы, приучают одеваться, мыться, чесаться, убирать вещи…
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:47 | Сообщение # 33
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
Как только они уселись на свои места, учительница дает им понять, что нормальное положение для ребенка, — это молча сидеть на своем месте, держа ноги на полу, руки на столике, а голову прямо: это приучает их, говорит Монтессори, к «приличию» и «внешней уравновешенности». «Затем учительница приглашает их встать и пропеть молитву, указывая, что при вставании и усаживании на место нет надобности производить шум. После этого мы проделываем ряд упражнений в грациозности: они учатся уходить и приходить, приветствовать друг друга, осторожно поднимать вещи, вежливо брать предметы»… Особенно указывает она на необходимость приучать ребенка к движениям для выполнения самых обыденных житейских актов, вроде одевания, раздевания, застегивания платья, шнурования ботинок и т. п.
Так настоятельно требует она этого потому, что торс ребенка слишком развит сравнительно с его ногами. В младенческие годы, говорит она, ребенок любит ходить на четвереньках потому, что ноги у него, как у четвероногих животных коротки по сравнению с его телом. И позже не следует препятствовать этому стремлению ребенка к гимнастике ног, а напротив, нужно давать упражнения, соответствующие его потребности в движениях, избавляя его этим путем от чрезмерного напряжения. Затем она описывает, несколько гимнастических аппаратов (в ее книге имеются и рисунки их), цель которых давать надлежащий исход для проявления разнообразных движений ребенка и учить его координировать мускульные движения, благоприятствующие расширению грудной клетки и укреплению рук и ног. Для гимнастики рук и пальцев у нее существует такое упражнение: в каждую из десяти деревянных рамок (видимо напоминающих наши прежние пяльцы) натягивают по два куска материи или кожи, которые соединяют или разъединяют при помощи пуговиц и петель, крючков и дырочек со шнурками или автоматическими пряжками. Каждая из этих десяти рамок иллюстрирует особый процесс одевания или раздевания. Упражняясь в этом весьма последовательно, дети учатся самостоятельно одеваться и раздеваться.
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:47 | Сообщение # 34
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
Научить детей обходиться без помощи старших при одевании и раздевании, конечно, необходимо, но если ежедневно следить за тем, чтобы они аккуратно исполняли то и другое, приходя к ним на помощь лишь в редких случаях, они очень скоро окажутся вполне самостоятельными без всяких рамок и искусственных упражнений, предлагаемых Монтессори…
Столь же могущественное значение, как воспитанию мускулов, Монтессори вполне справедливо придает и воспитанию органов внешних чувств. Материал, который она дает для их упражнения, она называет игрушками. Хотя далеко не все, но некоторые из ее упражнений действительно полезны и остроумны, но с материалом, изобретенным ею для этого, ребенку несравненно труднее справляться, чем с Фребелевским материалом. Так, напр., для воспитания чувства зрения она дает так называемые ею «вкладные тела». Этот материал состоит из трех деревянных брусков, описанных с пунктуальной точностью. «Каждый брусок содержит в себе десять деревяшек, вставляемых в соответствующие гнезда. Эти деревяшки имеют цилиндрическую форму и вынимаются при помощи деревянной или медной пуговки, укрепленной в цилиндре». Описание это длинное, и даже чтение его до невероятности скучно. Можно себе представить, как мало такой материал может напомнить детям занимательную «игру», которая при этом имелась в виду, и все это для того, чтобы научить ребенка различать размеры и формы тел посредством зрения. Такие упражнения, не доставляя удовольствия ребенку, будут лишь усиленно напрягать его мозг. Гораздо проще можно достигнуть той же цели при выкладывании фребелевских колец и полуколец, а также в игре с хорошей, цветной мозайкой: в ней тоже приходится вынимать и вставлять в гнезда пластинки и кубики различной формы и цвета, — таким образом, дети привыкают различать и цвета, и форму предметов. Чтобы научить различать цвета, назвав тот или другой из них, Монтессори просит ребенка принести ей мотки такого же цвета. Но таких упражнений в ее книге чрезвычайно мало…
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:47 | Сообщение # 35
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
Техника Монтессори при упражнении органов внешних чувств весьма оригинальна; она утверждает, что успешнее всего их совершенствование достигается при упражнениях, если они совершаются при полной тишине и мраке, а потому в «Доме ребенка» детям завязывают глаза. Учительница становится позади одного из них и произносит его имя то шепотом, то погромче, и с различных расстояний (это упражнение, но без завязывания глаз, Монтессори заимствовала из медицинских исследований ушных врачей). Завесив окна чем-нибудь темным, она то же проделывает со всеми детьми. Для распознавания различного веса предметов она также прибегает к завязыванию глаз, так как, по ее мнению, это помогает ребенку напрягать и соредоточивать внимание.
«Для распознавания звуков», говорит Монтессори, «мы применяем серию свистков; для распознавания оттенков шума берутся коробочки, наполненные веществами более или менее мелкими (от песка до гальки). Шум мы производим, встряхивая коробочки. Практически урок я веду следующим образом: я прошу учительницу восстановить тишину обыкновенными мерами и затем продолжаю ее работу, делая тишину более глубокой. Я произношу: «ст! ст!» модуляциями, то резкими и короткими, то протяжными и тихими, как шепот. Детей это мало-помалу гипнотизирует. Я то и дело произношу: «Тише, еще тише!» — и опять издаю свистящий звук, все больше понижая голос и повторяя: «тише; еще тише!» замирающим голосом. Потом, чуть не драматическим тоном, вот как в море с суши доносится колокол, я, точно, лишаясь чувств, шепчу: «Теперь я слышу стенные часы. Теперь я слышу полет мух и мошек!..» Дети в экстазе соблюдают столь абсолютную, столь полную тишину, что комната кажется безлюдной; наконец, я произношу шепотом: «Давайте закроем глаза». Это упражнение, будучи повторяемым, так приучает детей к абсолютной тишине, что, если кто нарушит ее, довольно одного звука, одного взгляда, чтобы немедленно призвать его к порядку. В этой тишине мы начинаем производить различные шумы и звуки, вначале сильно контрастирующие, а затем все более сходные. Иногда мы проводим сравнения между шумом и звуком... Водворив тишину, следует, я полагаю, звонить в хорошо подобранные колокольчики, то мягкого и густого тона, то звонкого и веселого. И когда мы проведем, так сказать, после воспитания уха вибрационное воспитание всего тела, внутренностей, мускулов при помощи разумно выбранных звонков колокольчика, и по телу малюток разольется мир, проникающий в самые фибры их существа, их молодые организмы станутъ чувствительны к грубому шуму, и дети научатся не любить, избегать нестройных и неприятных звуков».
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:47 | Сообщение # 36
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
Это уже настоящее драматическое представление, и как оно само по себе, так в гипнотизирование детей, и этот звон в колокольчики, до невероятности должны напрягать детские нервы и напоминают фокусы, которые более у места в цирках, чем в заведениях для детей дошкольного возраста. И все это проделывается для того, чтобы вызвать в детях антипатию к грубому шуму и нестройным звукам. Между тем эта, не особенно тяжелая задача, легко достигается пением детьми разнообразных песен, а также предупреждением их, когда они стараются перекричать друг друга дикими голосами и бесшабашным шумом, объяснив им, что от этого у многих болит голова…
Для развития осязания Монтессори разработала целую серию упражнений; небесполезных и довольно интересных, которые можно было бы ввести и в наши детские сады. Прежде всего, дети должны проводить пальцами по поверхностям различных предметов. Материалом для этого служат: 1) деревянная доска, одна часть которой покрыта картоном, а другая полированной бумагой, 2) дощечки, на которых наклеены полоски бумаги гладкой и наждачной; с той же целью устроены и другие дощечки, а также составлена коллекция различных материй. Сначала с открытыми, а потом с закрытыми глазами, дети должны различать по осязанию одно от другого: образцы бархата, атласа, шелка, толстую тафту и футляр, шерстяные ткани от грубой до гладкой, полотняные и бумажные ткани. Трогая куски материи, ребенок определяет: «это — тонкое полотно», «это — грубое сукно», «это — бархат». Затем приступают к тщательному ощупыванию формы предметов. Для этого в «Доме ребенка» пользовались фребелевским материалом — кирпичиками и кубиками, а также оловянными солдатиками, шариками, монетами. Опуская для этой же цели пальцы рук в воду различной температуры, они определяли: «холодная», «горячая», тепловатая вода», — все это проделывалось с открытыми и закрытыми глазами…
Воспитание органов чувств вкуса и обоняния Монтессори признает наиболее затруднительным; вероятно, потому и упражнений этого рода у нее чрезвычайно мало. Ребенку дают нюхать разнообразные цветы, свежий хлеб, коровье и оливковое масло, уксус, кофе, прокислое молоко; затем с закрытыми глазами он должен угадывать запах этих предметов.
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:48 | Сообщение # 37
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
Для распознавания вкуса всыпают в стаканчики какую-нибудь безвредную смесь с хинином, сахаром, солью. Ребенок берет на язык немного порошку и сейчас же должен выполоскать рот. Эти упражнения могут быть и менее формальными. Ребенок в 4 года просит попробовать все, что он видит на столе. Если он настаивает, то ему обыкновенно дают чуть-чуть дотронуться языком до того или другого, и он быстро научается различать вкус горчицы от соли и уксуса…
В системе воспитания Монтессори поражает бедность материала, предлагаемого ею для занятий с детьми. Нужно иметь в виду, что такой материал должен быть всегда очень разнообразен, как для того, чтобы маленькие дети не соскучились вследствие его однообразия, так и потому, что не всегда все можно иметь под руками…
Как бы то ни было, но метод первоначального обучения Монтессори совершенно новый, никем раньше ее не описанный, и никем, кроме нее, не примененный на практике. Следовательно, ей одной всецело принадлежит великая честь открытия новой эры в первоначальном обучении, которая избавит детей от множества тяжелых затруднений и напрасно затраченного времени при упражнениях в письме. Как и везде, ее метод и у нас, несомненно, принесёт огромную пользу, если только первоначальное обучение будут, как и прежде, начинать не раньше 7-ми лет, приспособив метод Монтессори к нашим русским условиям и к нашему алфавиту…»
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:48 | Сообщение # 38
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 Спасибо! Предлагаю описать и другие методики раннего развития и их положительные и отрицательные стороны.
 
Форум » Педагогический интернет-клуб » Круглые столы » Мария Монтессори: за и против
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Поиск:


Меню сайта


Форма входа

Категории раздела



Как вы относитесь к духовно-нравственному воспитанию детей
Всего ответов: 34
Наши друзья




Педагогический 
интернет-клуб





Приобщение 
к славянской культуре
Каталог Детских Центров России.