Академия родителей. Академия родительства

Четверг, 25.04.2024, 04:30

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Мария Монтессори: за и против - Страница 2 - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Форум » Педагогический интернет-клуб » Круглые столы » Мария Монтессори: за и против
Мария Монтессори: за и против
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:42 | Сообщение # 16
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 Я не вижу смысла в развитии ребенка как космического существа до того, как он стал существом социальным и духовным
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:42 | Сообщение # 17
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 М.Монтессори не терпела никакой мистики в развитии детей. Была христианкой (католичкой), предпочитала только то, что поможет сформироваться физически и психически здоровой личности.
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:42 | Сообщение # 18
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 Может быть, с точки зрения использования сказок в развитии детей, она и не терпела мистики (мол, они отрывают ребенка от реальности). Однако с точки зрения педагогической концепции в ее подходе видны явные корни, уходящие в восточную философию (кстати, свою теорию космического воспитания она обобщила, выступая в 1945 году с докладом именно в Индии), согласно которым каждый человек выполняет предназначенную ему миссию во Вселенной, являясь космическим существом. Смысл такой жизни – «не достичь совершенства», а «изменить и усовершенствовать окружающую среду», «сохраняя природу в гармоничном состоянии чистоты». Для этого у ребенка нужно выработать «космическое сознание».
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:43 | Сообщение # 19
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 Это же прообраз современного подхода к экологическому воспитанию ребенка?
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:43 | Сообщение # 20
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 Это прообраз ухода от внутренних проблем – проблем личностного развития и социально-нравственного воспитания - к проблемам внешним, житейским и практическим, а от них – сразу к проблемам «мирового порядка». В этом отношении происходит подмена векторов развития ребенка: теряется вертикальная, духовная составляющая процесса воспитания, связанная с самовоспитанием и развитием внутренних сил личности, с самосовершенствованием, остается только горизонтальная, практикоориентированная, связанная с бытием в мире. В этом отношении запрет на использование сказок в практике воспитания ребенка – символичен. Но давайте прервем нашу беседу и выслушаем мнение остальных участников интернет-форума.
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:43 | Сообщение # 21
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 Я использую методику Монтессори в своей работе, но внесла много коррективов в ее упражнения.
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:43 | Сообщение # 22
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 Я не против самих материалов - с ними можно работать по-разному…
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:43 | Сообщение # 23
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 Когда с материалами работают по-разному, то это уже не Монтессори-педагогика, а работа по-разному.
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:43 | Сообщение # 24
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 Простите, а Вы педагог? Пробовали по этой методике детей обучать? Именно - группу детей? Именно в 5 зонах? И детей без отклонений? Теория-теорией... А вот что показывает практика???
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:44 | Сообщение # 25
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 На практике осуществить методику Монтессори в чистом виде практически нереально. Я педагог…
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:44 | Сообщение # 26
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 То есть, вы считаете, что практически ничего из методики (я не говорю о комплекте развивающих материалов – здесь мнение однозначно положительное) использовать невозможно?
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:44 | Сообщение # 27
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 Почему же? Есть в Монтессор-педагогике интересные идеи, которые было бы хорошо воплотить в жизнь. Например, методика проведения «Общего круга» (элемента педагогики М. Монтессори) как ежедневного ритуала. По этому поводу передам слово методисту одного из детских садов г.Москвы – Л.А.Абузяровой.
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:44 | Сообщение # 28
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 Когда мы внедряли эту методику, то данному поводу воспитателями были высказаны противоречивые мнения, в частности: «Мы и на зарядку их собрать не можем, а тут - утренние беседы»; «Итак целыми днями учим - пусть сами позанимаются»; «Опять свободное время у детей отнимать?». Для того, чтобы заинтересовать воспитателей и показать им необходимость владения данной методикой, мы предложили им в течение рабочего дня (утренняя и вечерняя смена) понаблюдать за детьми и особенностями организации своей деятельности и отметить: в чем конкретно они предоставили возможность выбора детям, а в каких ситуациях, не предоставляя свободы выбора, строго регламентировали их деятельность. Предложили подумать над причинами такого поведения.
По нашим наблюдениям, сначала воспитатели подошли к выполнению задания формально. Многие педагоги вообще не приняли участие в самонаблюдении и рефлексии, ответы других часто были похожи как близнецы, что говорит о коллективном обсуждении задания.
Проанализировав ответы воспитателей, мы увидели, что наиболее часто они регламентируют деятельность детей в следующих случаях: «Когда ребёнок бесцельно «мотается» по группе в поисках занятия для себя»; «Когда один ребёнок мешает всем остальным спокойно заниматься своими делами»; «В ситуации конфликта между детьми».
Перед проведением круглого стола мы обсудили данные ситуации с воспитателями, отметив, что их число может значительно сократиться, если воспитатели помогут детям научиться заполнять своё время самостоятельной, интересной для них деятельностью.
В ходе круглого стола воспитатели познакомились с методикой проведения «Общего круга», на конкретных примерах разобрали её эффективность. Затем воспитатели участвовали в проведении «Общего круга» самостоятельно. Им было предложено войти в игровую ситуацию и провести «Общий круг», утренний или вечерний, представив, что остальные педагоги и есть - его группа детей.
После проведения данного мероприятия воспитателям было предложено провести данную работу в своей группе в течение недели, а потом рассказать о её результатах. Следующая встреча показала, что отношение к методике «Общего круга» изменилось у воспитателей средней, старшей и подготовительной группы (это воспитатели с преобладанием демократических тенденций в общении). Они отметили, что дети с удовольствием приняли данную ситуацию общения, и, более того, в четверг и пятницу, сами напоминали воспитателям о том, что «надо бы поговорить всем вместе», «кого-нибудь похвалить». Эти же воспитатели вынесли на обсуждение педагогического коллектива предложения детей, которые они выделили при проведении «Общего круга».
Приведем примеры: «Очень хочу построить большую башню, но чтобы мне никто не мешал. Я хочу сделать это один»; «Я угостил всех печеньем. А вот Егор – плохой. Он не поделился со мной конфетой»; «У мамы сегодня день рождения. Хочу сделать маме подарок, но не знаю, что»; «Я хочу полить цветы (цветы уже политы)»; «Мама сегодня придёт за мной поздно. Она уехала со Стасиком (младшим братом) в больницу. Меня опять заберут позже всех».
Воспитатели старшей и подготовительной групп отметили, что проведение «Общего круга» способствует тому, что дети учатся планировать свою деятельность, начинают более уважительно относиться к желаниям других, находить для себя интересные занятия. Как показали рассказы дальнейшие наблюдения и рассказы воспитателей, многое из задуманного дети стали реализовывать в процессе самостоятельной деятельности, испытывать гордость за сделанное, желание поделиться своими самостоятельными успехами с воспитателем, другими детьми, родителями.
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:44 | Сообщение # 29
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 Любовь Александровна, спасибо, что поделились с нами своем опытом!
 
АдминДата: Понедельник, 26.12.2011, 12:45 | Сообщение # 30
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 0
Статус: Offline
 Теперь давайте попробуйте сформулировать свое впечатление самостоятельно. Для этого в дальнейшем тексте даны ссылки на страницы этой книги: Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913.
«Труд Монтессори можно разделить на две части: в первой, наибольшей по объёму, изложены ее педагогический метод и ее взгляды на воспитание. В этой части ее труда нет решительно ничего нового: все главнейшие принципы ее системы воспитания, все ее педагогические воззрения заимствованы у знаменитых педагогов и психологов, уже давным-давно сделались основными законами педагогики и вошли в сознание наиболее образованных воспитателей.
На свои заимствования Монтессори нередко сама указывает, как напр. на Итара (врач глухонемых, прославился своей книгой «Des premiers developpements du jeune sauvage de l’Aveyron) и на Сегена; особенно много заимствовала она у последнего. Основой своего метода воспитания слабоумных детей Сеген взял опыты Итара, но сильно видоизменил и расширил их собственными наблюдениями. Книга его переведена на русский язык Лебедевой, под названием: «Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно-ненормальных детей». Хотя книга Сегена издана пол-столетия тому назад, но она до сих пор признается классической, и система воспитания, изложенная в ней, и теперь еще применяется в специальных заведениях Франции и Америки. «Система воспитания идиотов и отсталых детей» - говорит Сеген,— «прежде всего состоит в воспитании органов чувств и мускульной системы», но он далеко не ограничивается только этим.
Для успешной борьбы с идиотизмом, слабоумием и отсталостью детей Сеген находит необходимым применять к ним и лечение нравственное, которое должно охватывать всю жизнь ребенка от простейших актов его существования и механических движений до его интеллектуальных способностей. И он убедительно говорит о том, что следует развивать мышление ребенка и урегулировать его страсти, вести борьбу с его дурными инстинктами и вредными привычками, постепенно расширяя его активное отношение ко всему окружающему и его стремление к деятельности, кроме тех случаев, когда ненормальное дитя обладает чрезмерной активностью, которую в таком случае уже следует приводить к спокойствию. Такова должна быть, говорит он, и постановка воспитания нормальных детей.
Систему воспитания органов внешних чувств и развития мускулов Монтессори заимствовала у Сегена, положив ее в основу своего метода, заимствовала у него даже мысль о необходимости применения системы его воспитания ненормальных детей к нормальным. Что же касается Фребеля, то, несмотря на то, что относительно его взглядов на воспитание, а еще чаще относительно его педагогических приёмов, Монтессори зачастую высказывает свое несогласие, ее метод, в наиболее существенных весьма тождественен с системой «Детских садов». Несмотря, однако, на заимствования, Монтессори самостоятельно переработала взятое ею, и приспособила к нему собственные упражнения, которые она применяла в «Домах ребенка»…
 
Форум » Педагогический интернет-клуб » Круглые столы » Мария Монтессори: за и против
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:


Меню сайта


Форма входа

Категории раздела



Какие ценности вы считаете приоритетными в воспитании детей?
Всего ответов: 79
Наши друзья




Педагогический 
интернет-клуб





Приобщение 
к славянской культуре
Каталог Детских Центров России.